Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Сказочкина В.Н.
судей - Лазаревой М.А. и Бочкова Л.Б.
при секретаре - Татариновой Г.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя администрации городского округа Новокуйбышевск на решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 15 февраля 2016 года, которым постановлено:
"Уточненное административное исковое заявление Шабаева М.В. к администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области о признании незаконным постановления администрации г.о. Новокуйбышевск от 29.12.2015 года N 4061 с изменениями от 11.01.2016 года N 58 "Об отказе в предоставлении земельного участка" - удовлетворить частично.
Признать незаконным постановления администрации г.о. Новокуйбышевск от 29.12.2015 года N 4061 с изменениями от 11.01.2016 года N 58 "Об отказе в предоставлении земельного участка", обязав устранить данное нарушение прав и свобод заявителя путем повторного рассмотрения заявления Шабаева М.В. в течение месяца, направив сведения об исполнении решения суда в Новокуйбышевский городской суд Самарской области и административному истцу Шабаеву М.В., в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения.
Производство по административному делу по административному иску Шабаева М.В. в части уточненных требований о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером N, площадью 19187 кв.м и земельного участка с кадастровым номером N, площадью 4338 кв.м, расположенных по адресу: "адрес" - прекратить.
Разъяснить административному истцу Шабаеву М.В., что в соответствии со ст. 195 КАС РФ повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается "
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шабаев М.В. обратился в суд к администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области с административным иском в котором просил признать незаконным постановление администрации г.о. Новокуйбышевск от 29.12.2015 г. N 4061 с изменениями, внесенными постановлением от 11.01.2016 г. N 58 "Об отказе в предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером N, площадью 23525 кв.м., расположенного по адресу: "адрес"; снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером N площадью 19187 кв.м, по адресу: "адрес" и земельный участок с кадастровым номером N площадью 4338 кв.м, по адресу: "адрес"; обязать административного ответчика в целях устранения допущенных нарушений его прав, свобод и законных интересов, принять законное решение по его обращению от 13.08.2015 г. входящий N МФЦ-2264 о предоставлении по договору аренды земельного участка с кадастровым номером N, площадью 23525 кв.м., расположенного по адресу: "адрес", с разрешенным использованием "под фруктовый сад".
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрация г.о. Новокуйбышевск Самарской области не согласился с решением суда, просил решение суда отменить, в удовлетворении требований административного истца отказать.
В суде апелляционной инстанции представитель администрации г.о. Новокуйбышевск Самарской области поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Шабаев М.В. в суде апелляционной инстанции возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности установлены ст. 39.1 ЗК РФ.
Согласно положениям п. 3 ч. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Положениями ст. 39.6 ЗК РФ установлены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.
Земли, указанные в п. 1 ст. 7 ЗК РФ, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (ч. 2 ст. 7 названного Кодекса).
Зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом РФ, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В соответствии с положениями п. п. 2, 3 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В ст. 8 Правил землепользования и застройки г.о. Новокуйбышевск Самарской области с включением территории 220 га, утвержденными решением Думы городского округа Новокуйбышевск от 19.06.2008года N 490 указано, что Правила устанавливают градостроительное зонирование территории городского округа Новокуйбышевск в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. На карте градостроительного зонирования городского округа Новокуйбышевск Самарской области устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Из материалов дела следует, что 13.08.2015 года Шабаев М.В. обратился в администрацию городского округа Новокуйбышевск, с заявлением о предоставлении в аренду путем проведения аукциона земельного участка с кадастровым номером N, площадью 23525 кв.м., расположенного по адресу: "адрес", с разрешенным использованием "под фруктовый сад", что подтверждается распиской о приеме документов для предоставления услуг.
Постановлением администрации городского округа Новокуйбышевск от 10.09.2015 г. N 2904 Шабаеву М.В. было отказано в предоставлении вышеуказанного земельного участка на аукционе в связи с расположением на указанном земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего третьим лицам.
Решением Новокуйбышевского городского суда от 23.10.2015 года признано незаконным постановление администрации г.о. Новокуйбышевск от 10.09.2015 года N2904, а также суд обязал устранить нарушение прав и свобод Шабаева М.В. путем рассмотрения его заявления в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
В целях исполнения решения суда от 23.10.2015 года, администрация г.о. Новокуйбышевск повторно рассмотрела заявление Шабаева М.В. от 13.08.2015 года о предоставлении в аренду, путем проведения аукциона, земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.
Установлено, что постановлением администрации г.о. Новокуйбышевск N4061 от 29.12.2015 года, с изменениями внесенными постановлением от 11.01.2016 года истцу отказано в подготовке и организации аукциона по продаже земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, со ссылкой на ст.ст. 39.11,39.12 ЗК РФ площадью 23 525 кв.м, отнесенного к землям населенных пунктов, имеющего целевое назначение "под фруктовый сад", расположенного по адресу: "адрес"., поскольку земельный участок с кадастровым номером N находится в двух зонах: П-3 зона производственных и коммунально-складских объектов V классов опасности и СХ-2 - зона садов, предоставление указанного земельного участка возможно после приведения в соответствие с Правилами землепользования и застройки городского округа Новокуйбышевск Самарской области с включением территории 220 га, утвержденными решением Думы городского округа Новокуйбышевск от 19.06.2008г. N490.
Судом установлено, что ранее, по вступлению в законную силу решения Новокуйбышевского городского суда от 23.10.2015 года и до повторного рассмотрения заявления административного истца от 13.08.2015 года, а именно 09.12.2015 года администрация г.о. Новокуйбышевск вынесла постановление N3875 об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории кадастрового квартала N, образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером N, государственная собственность на который не разграничена. Указанным актом постановлено утвердить схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории кадастрового квартала N, образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером N на земельные участки, отнесенные к землям населенных пунктов: площадью 19153 кв.м, в территориальной зоне СХ-2 (зона садов), с разрешенным использованием "под фруктовый сад" и площадью 4275 кв.м в территориальной зоне П-3 (зона производственных и коммунально-складских объектов V класса опасности), с разрешенным использованием "под фруктовый сад".
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно указал, что администрация г.о. Новокуйбышевск произвела межевание спорного земельного участка с кадастровым номером N на два участка с кадастровыми номерами N и N., не предоставив административному истцу возможность реализовать свое нарушенное право, которое установлено решением Новокуйбышевского городского суда от 23.10.2015 года.
Из материалов дела следует, что постановление администрации г.о. Новокуйбышевск от 09.12.2015 года было отменено постановлением N 3890 от 11.12.2015 года, однако на дату вынесения обжалуемого решения, образованные земельные участки с кадастрового учета не сняты, что подтверждается материалами дела.
В апелляционной жалобе имеются сведения о снятии с кадастрового учета вышеуказанных земельных участков 18.02.2016года, в суд апелляционной инстанции представлены документы подтверждающие снятие с кадастрового учета двух земельных участков с кадастровыми номерами N и N
В отношении заявленных административным истцом уточненных требований в части снятия с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером N, площадью 19187 кв.м и земельного участка с кадастровым номером N, площадью 4338 кв.м, расположенных по адресу: "адрес", суд обоснованно в соответствии ст. 194 КАС РФ прекратил производство по административному делу.
В части законности отказа в предоставлении в аренду путем проведения аукциона от 29.12.2016года судебная коллегия полагает следующее.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.07.07 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются данным Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе. В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости).
В соответствии с ч. 4 ст. 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" если иное не установлено настоящим Федеральным законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.
Статьей 85 ЗК РФ определяется состав территориальных зон, установление градостроительного регламента для территориальных зон и использование земельных участков применительно к градостроительным регламентам.
Частью 4 ст. 85 ЗК РФ установлено, что земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
Согласно кадастровому паспорту спорного земельного участка, изготовленному по сведениям государственного кадастра недвижимости по состоянию на 08.10.2011 г., ( после издания Правил землепользования и застройки г.о. Новокуйбышевск Самарской области от 19.06.2008года N 490 ) испрашиваемый земельный участок сформирован площадью 23 525 кв.м. имеет разрешенный вид использования - "под фруктовый сад".
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что спорный земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет с соблюдением требований действующего законодательства, правильность постановки участка на кадастровый учет не оспаривалась и предметом спора по настоящему делу не является.
Кроме того, в оспариваемом отказе в предоставлении земельного участка в аренду административный ответчик ссылается на ст.39.11 ЗК РФ, где указаны основания в каких случаях земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона.
Однако, в ст.39.11 ЗК РФ не предусмотрено такого основания как нахождение земельного участка в двух зонах.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции принято обоснованное решение об удовлетворении требований Шабаева М.В. о признании незаконным оспариваемого постановления администрации г.о. Новокуйбышевск и правильно суд обязал устранить нарушение прав и свобод заявителя путем повторного рассмотрения заявления Шабаева М.В. с направлением сведений об исполнении решения суда.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат сведений о неправильном применении судом норм материального и процессуального права, не содержат фактов, которые не были бы проверены и оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение, влияли на законность и обоснованность решения суда, а потому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции постановилзаконное и обоснованное решение, оснований для его отмены не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 15 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.