Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Цибиной Т.О.,
судей Бусиной Н.В., Тарасовой О.Н.
при секретаре Горской О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Р.Е.А. на решение "адрес" суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ
по иску Р.Е.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" Алтайского края о признании права на досрочную трудовую пенсию.
Заслушав доклад судьи Тарасовой О.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Р.Е.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" Алтайского края (далее также ГУ - УПФ РФ в "адрес", Управление) о признании незаконным решения Управления от ДД.ММ.ГГ; включении в специальный стаж для назначения пенсии периодов работы с ДД.ММ.ГГ по настоящее время без учета нахождения в отпусках по уходу за ребенком в льготном исчислении из расчета один год за один год и три месяца; включении в специальный стаж периодов трудовой деятельности, связанных с прохождением учебы и специализации: с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ; о досрочном назначении трудовой пенсии.
В обоснование иска указала на то, что с ДД.ММ.ГГ по настоящее время работает зубным врачом в "адрес" сельской врачебной амбулатории "адрес" больницы, в связи с чем имеет право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". Вышеуказанные периоды необоснованно не были включены ответчиком в ее специальный трудовой стаж.
Решением "адрес" суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования Р.Е.А. удовлетворены частично.
На Управление Пенсионного фонда России в "адрес" возложена обязанность по включению в специальный стаж работы, дающий право на назначение пенсии по старости на льготных условиях календарно периодов работы, связанных с прохождением специализации и учебы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
В остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец просит признать незаконным решение суда и решение Управления Пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГ, обязать ответчика зачесть в стаж работы, дающий право на назначение пенсии по старости на льготных условиях, из расчета один год за один год и три месяца, периоды трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГ за исключением периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком; обязать Управление Пенсионного фонда в "адрес" назначить истцу трудовую пенсию досрочно с ДД.ММ.ГГ.
В обоснование доводов указывает, что до ДД.ММ.ГГ и после указанной даты исчисление стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность, регулировалось Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 и Постановлением Правительства РФ от 22.09.1991 N 1066, соответственно. Кроме того, ссылается на п. 5 Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, предусматривающий исчисление стажа работы один год за один год и три месяца лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и поселке городского типа. Также указывает, что периоды трудовой деятельности, занесенные в трудовую книжку, подпадают под действие вышеуказанных нормативных актов, которые должны применяться к каждому периоду такой деятельности.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с делом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании положений ст.ст.167,327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Истица обратилась с заявлением к ответчику о включении в специальный стаж периодов работы и периодов нахождения на курсах повышения квалификации, назначении досрочной страховой пенсии. Решением начальника Управления ПФР в "адрес" от ДД.ММ.ГГ Р.Е.А. отказано в удовлетворении заявления. Ответчик установил, что истец на момент обращения за назначением пенсии имеет специальный трудовой стаж "данные изъяты" года "данные изъяты" месяц "данные изъяты" дней.
Обращаясь в суд, Р.Е.А. претендует на включение в ее специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии заявленных периодов работы с ДД.ММ.ГГ по настоящее время.
Разрешая спор, суд учел, что Управлением ПФР в "адрес" специальный стаж истца за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ уже рассчитан в льготном исчислении как один год за один год и три месяца. Вместе с тем, суд не нашел оснований для расчета стажа истца в льготном исчислении после ДД.ММ.ГГ.
С указанным выводом суда судебная коллегия соглашается, а доводы апелляционной жалобы находит основанными на неверном толковании норм материального права ввиду следующего.
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в соответствие с пунктом 20 ч.1 ст.30 которого страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно частям 1 и 3 статьи 36 названного Федерального закона со дня его вступления в силу Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей ему.
Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривалось, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 года N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 2 этой же статьи предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено (п.1 пп. "н"), что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:
при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
- перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 были утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости вышеуказанным лицам.
Данными Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержден Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и три месяца.
Поскольку часть спорного периода работы истца имела место до ДД.ММ.ГГ при исчислении специального трудового стажа истца за период до указанной даты, суд обоснованно руководствовался Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464. После ДД.ММ.ГГ работа истца подлежала оценке на основании Постановления от 22.09.1999 N1066 и Постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781 соответственно.
Согласно Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровью населения дает право на пенсию за выслугу лет", утвержденному Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности установлено один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца.
В соответствии с пп. "а" п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
Вместе с тем, как разъяснено в п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.
Как следует из материалов дела, Р.Е.А. с ДД.ММ.ГГ и по настоящее время работает только в сельской местности, в связи с чем, учитывая вышеприведенные нормы законодательства, с ДД.ММ.ГГ специальный стаж для установления досрочной трудовой пенсии не может быть рассчитан истцу в льготном исчислении.
Поскольку, как верно установлено судом первой инстанции, Управлением пенсионного фонда РФ в "адрес" период работы Р.Е.А. с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ уже рассчитан в льготном исчислении как один год за один год три месяца, а правовых оснований для льготного исчисления специального стажа после ДД.ММ.ГГ не имелось, суд пришел к правильному выводу о частичном удовлетворении требований.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, изложенных в решении, построены на неверном толковании норм материального права, направлены на иную оценку доказательств, оснований для которой не имеется. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Процессуальных нарушений, которые в силу ст.330 ч 4 ГПК РФ являлись бы безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного постановления, судебной коллегией по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Р.Е.А. на решение "адрес" суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.