Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Котликовой О.П.,
судей Бакланова Е.А., Ковалюк Л.Ю.,
при секретаре Ждановой М.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Алтайского края о признании незаконными в части отдельных положений приказа Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю от 22.08.2012г. N 427 "О разграничении полномочий по проверке достоверности и полноты сведений о доходах, а также соблюдении сотрудниками органов внутренних дел и федеральными государственными гражданскими служащими ГУ МВД России по Алтайскому краю требований к служебному поведению" и Положения об управлении по работе с личным составом ГУ МВД России по Алтайскому краю, утвержденного приказом Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю от 03.08.2015г. N 411
по апелляционному представлению прокурора на решение Октябрьского районного суда города Барнаула от 4 февраля 2016 года.
Заслушав доклад судьи Ковалюк Л.Ю., судебная коллегия
установила:
прокурор Алтайского края обратился в суд с административным исковым заявлением к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю (ГУ МВД России по Алтайскому краю) о признании незаконными:
пунктов 1.1, 1.2 приказа ГУ МВД России по Алтайскому краю от 22.08.2012г. N 427 "О разграничении полномочий по проверке достоверности и полноты сведений о доходах, а также соблюдении сотрудниками органов внутренних дел и федеральными государственными гражданскими служащими ГУ МВД России по Алтайскому краю требований к служебному поведению" в части возложения на подразделения по работе с личным составом территориальных органов края полномочий по проведению проверок достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы в системе МВД России, сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, федеральными государственными гражданскими служащими, замещающими должности федеральной государственной гражданской службы в системе МВД России, а также соблюдения сотрудниками и гражданскими служащими системы МВД России ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и об исполнении ими обязанностей, установленных федеральными законами;
пункта 21.6 Положения об управлении по работе с личным составом ГУ МВД России по Алтайскому краю, утвержденного приказом ГУ МВД России по Алтайскому краю от 03.08.2015г. N 411, в части возложения на группу по профилактике коррупционных и иных правонарушений управления по работе с личным составом ГУ МВД России по Алтайскому краю полномочий по проведению проверок достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
В обоснование указано следующее. Прокуратурой края в соответствии с п.5 плана работы отдела на второе полугодие 2015 года проведена проверка исполнения сотрудниками ГУ МВД России по краю обязанности по представлению сведений о расходах, доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверена работа кадрового подразделения в данном направлении, в ходе которой выявлены несоответствующие в части требованиям действующего законодательства приказы Главного управления Министерства внутренних дел России по Алтайскому краю. Так, согласно п.п. 1.1, 1.2 приказа ГУ МВД России по Алтайскому краю от 22.08.2012г. N 427 "О разграничении полномочий по проверке достоверности и полноты сведений о доходах, а также соблюдении сотрудниками органов внутренних дел и федеральными государственными гражданскими служащими ГУ МВД России по Алтайскому краю требований к служебному поведению" подразделения по работе с личным составом территориальных органов края проводят в пределах компетенции проверку достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в систем МВД России, сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, федеральными государственными гражданскими служащими, замещающими должности федеральной государственной службы в системе МВД России, а также соблюдения сотрудниками и гражданскими служащими системы МВД России ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и об исполнении ими обязанностей, установленных федеральными законами. В соответствии с п.21.6 Положения об управлении по работе с личным составом ГУ МВД России по краю, утвержденного приказом ГУ МВД России по Алтайскому краю от 03.08.2015г. N 411, проверки полноты и достоверности сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера по решению начальника ГУ проводятся группой по профилактике коррупционных и иных правонарушений управления по работе с личным составом. Перечисленные нормы локальных приказов ГУ МВД России по Алтайскому краю не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права неопределенного круга лиц на проведение проверок представленных им сведений уполномоченным действующим законодательством органом. Вышеназванные положения не соответствуют Указу Президента Российской Федерации от21.09.2009г. N 1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению", нарушают публичные интересы государства в обозначенной сфере, права сотрудников органов внутренних дел, в отношении которых будут проводиться соответствующие проверки в нарушение установленного законодательством порядка. По фактам несоответствия указанных приказов прокурором края в ходе их выявления 30.09.2015г. выносилось представление, которое ГУ МВД России по Алтайскому краю в данной части осталось без удовлетворения.
Решением Октябрьского районного суда города Барнаула от 4 февраля 2016 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционном представлении прокурор, участвующий в деле, просит отменить решение, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, в обоснование указывает, что суд, отказывая в административном иске, сделал вывод о том, что п.4 Указа Президента Российской Федерации от 21.09.2009г. N 1065 позволяет руководителям федеральных государственных органов, названных в разделе II перечня должностей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009г. N 557 (в том числе МВД РФ), по своему усмотрению определять подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений, ответственные за реализацию функций, предусмотренных п.3 Указа. Однако, к числу предусмотренных п.3 Указа Президента Российской Федерации от 21.09.2009г. N 1065 помимо функции осуществления проверки достоверности сведений относится и ряд других, реализацию которых и предполагается закрепить за соответствующими подразделениями системы МВД РФ. При определении полномочий подразделений системы МВД РФ на проведение проверок достоверности сведений пункты 3, 4 Указа Президента Российской Федерации от 21.09.2009г. N 1065 необходимо трактовать во взаимосвязи с пунктами 7, 8 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного этим же Указом, согласно которым проверки проводятся не кадровыми подразделениями, а соответствующими подразделениями федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности.
Рассмотрев дело в соответствии со ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, выслушав пояснения представителей административного истца Б., Ф., представителя административного ответчика М., судебная коллегия не находи оснований для удовлетворения апелляционного представления.
Круг лиц, указанных в ч.1 ст.8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", обязан представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
В соответствии с ч.7 ст.8 названного Закона проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с частью 1 настоящей статьи, за исключением сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, и лицами, замещающими данные должности, осуществляется по решению представителя нанимателя (руководителя) или лица, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, самостоятельно или путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина или лица, указанных в части 1 настоящей статьи, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей данного гражданина или лица.
Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению утверждено Указом Президента РФ от 21.09.2009 N 1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению" и определяет порядок осуществления проверки.
Пунктом 3 названного Указа Президента Российской Федерации руководителям федеральных государственных органов (кроме федеральных государственных органов, названных в разделе II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009г. N 557) предписано в срок до 1 ноября 2009 г. создать подразделения кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений (определить должностных лиц кадровых служб, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений), возложив на них ряд функции, в том числе: обеспечение соблюдения федеральными государственными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами (далее - требования к служебному поведению); осуществление проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, проверки соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению.
При этом пунктом 4 этого же Указа Президента Российской Федерации предусмотрено, что руководители федеральных государственных органов, названных в разделе II перечня должностей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009г. N 557, до 1 ноября 2009 г. определяют подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений, ответственные за реализацию функций, предусмотренных пунктом 3 настоящего Указа.
Во исполнение предписаний Федерального закона "О противодействии коррупции" и Указа Президента РФ от 21.09.2009г. N 1065 МВД России издан приказ от 10.01.2012г. N 7 "О разграничении в органах внутренних дел Российской Федерации полномочий по проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также соблюдения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации и федеральными государственными гражданскими служащими системы МВД России требований к служебному поведению", п.1 которого установлено, что в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации кадровые подразделения органов внутренних дел, организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России, проводят в пределах компетенции проверку в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1065:
достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в системе МВД России, сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, федеральными государственными гражданскими служащими, замещающими должности федеральной государственной службы в системе МВД России;
соблюдения сотрудниками и гражданскими служащими системы МВД России ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и об исполнении ими обязанностей, установленных федеральными законами.
Пунктом 2.1 приказа МВД России от 10.01.2012г. N 7 определено, что кадровые подразделения органов внутренних дел направляют за подписью уполномоченных должностных лиц системы МВД России, перечень которых утверждается МВД России, запросы о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Пунктом 3 приказа определены подразделениями полиции в системе МВД России, ответственные за проведение оперативно-розыскных мероприятий, в целях добывания информации, необходимой для принятия решений о достоверности и полноте сведений о доходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера и соблюдении требований к служебному поведению.
Согласно пунктам 1.1., 1.2. приказа ГУ МВД России по Алтайскому краю от 22.08.2012 N 427 "О разграничении полномочий по проверке достоверности и полноты сведений о доходах, а также соблюдении сотрудниками органов внутренних дел и федеральными государственными гражданскими служащими ГУ МВД России по Алтайскому краю требований к служебному поведению" подразделения по работе с личным составом территориальных органов края проводят в пределах компетенции проверку достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в систем МВД России, сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, федеральными государственными гражданскими служащими, замещающими должности федеральной государственной службы в системе МВД России, а также соблюдения сотрудниками и гражданскими служащими системы МВД России ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и об исполнении ими обязанностей, установленных федеральными законами. Пунктом 3 приказа определены подразделения полиции, ответственные за проведение оперативно-розыскных мероприятий в целях добывания информации, необходимой для принятия решений о достоверности и полноте сведений о доходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера и соблюдении требований к служебному поведению, которыми являются: оперативно-розыскная часть собственной безопасности Главного управления; управление экономической безопасности и противодействия коррупции Главного управления; подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции территориальных органов края.
Согласно пункту 21.6 Положения об управлении по работе с личным составом ГУ МВД России по краю, утвержденного приказом ГУ МВД России по Алтайскому краю от 03.08.2015 N 411, проверки полноты и достоверности сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера по решению начальника ГУ проводятся группой по профилактике коррупционных и иных правонарушений УРЛС (Управление по работе с личным составом).
Разрешая заявленные прокурором требования о признании незаконными вышеприведенных положений приказов ГУ МВД России по Алтайскому краю по мотиву их несоответствия положениям Указа Президента РФ от 21.09.2009 N 1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению", суд, проанализировав действующее законодательство, пришел к обоснованным выводам о том, что МВД России относится к федеральным органам, уполномоченным на осуществление оперативно-розыскной деятельности, включено в раздел II перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 N 557, в связи с чем в силу п.4 Указа Президента РФ от 21.09.2009г. самостоятельно определяет подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Действуя в пределах предоставленных полномочий, МВД России приказом от 10.01.2012г. N 7 в качестве таких подразделений определило кадровые подразделения органов внутренних дел. Соответственно приказом ГУ МВД России по Алтайскому краю от 22.08.2012г. N 427 определено, что проверку достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также соблюдения сотрудниками и гражданскими служащими системы МВД России ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и об исполнении ими обязанностей, установленных федеральными законами проводят подразделения по работе с личным составом территориальных органов края проводят в пределах компетенции.
Кроме того, суд обоснованно указал, что пункт 8 Положения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 N 1065, не предписывает руководителю МВД РФ в качестве подразделения, уполномоченного на проведении проверок, определять именно подразделения, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности в структуре МВД РФ, а говорит о соответствующих подразделениях, которые проверку осуществляют по основаниям, в порядке и в сроки, которые устанавливаются положениями об этих органах и иными нормативными правовыми актами.
Такие органы определены в Положении об управлении по работе с личным составом ГУ МВД России по Алтайскому краю, утвержденном приказом ГУ МВД России по Алтайскому краю от 03.08.2015г. N 411
С учетом изложенного, является верным вывод суда о том, что оспариваемые положения приказа ГУ МВД России по Алтайскому краю N 427 от 22.08.2012г. и Положения об управлении по работе с личным составом ГУ МВД России по Алтайскому краю, приняты в пределах предоставленных полномочий и в соответствии Указом президента РФ от 21.09.2009 г. N 1065.
Доводы апелляционного представления основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, были предметом проверки суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции соглашается. Таким образом, апелляционное представление не содержит доводов, которые могли бы повлечь отмену решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда города Барнаула от 4 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.