Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Абубакировой Р.Р.
судей Троценко Ю.Ю.
Хакимова А.Р.
при секретаре ФИО7
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Каримовой З.С., Булычевой Н.А., Александрова А.А. по апелляционной жалобе представителя МУП Управления электротранспорта ГО г.Уфа РБ - Башировой С.Ф. на решение Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 27 января 2016 года, которым постановлено:
Обязать Муниципальное унитарное предприятие Управление
электротранспорта городского округа адрес РБ производить доплату за интенсивность труда в размере ... тарифной ставки: Каримовой З.С. - с дата, Булычевой Н.А. с дата
И обязать произвести соответствующий перерасчет заработной платы за указанный период.
Взыскать с МУП УЭТ в пользу Каримовой З.С. компенсацию морального вреда в размере ... рублей расходы по составлению искового заявления в размере ... рублей.
Взыскать с МУП УЭТ в пользу Булычевой Н.А. компенсацию морального вреда в размере ... рублей расходы по составлению искового заявления в размере ... рублей
В остальной части исковых требований - Каримовой З.С, Булычевой Н.А. -отказать.
Исковые требования Каримовой З.С., Булычевой Н.А.- в части установлении доплаты за вредные условия труда в размере 4% - оставить без рассмотрения.
Исковые требования Александрова А.А., Барановой Л.Ф. к МУП Управлению электротранспорта о восстановлении нарушенных трудовых прав - оставить без рассмотрения.
Взыскать с МУП УЭТ государственную пошлину в доход городского округа г.Уфа РБ в размере ... рублей.
Заслушав доклад судьи Абубакировой Р.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Каримова З.С., Булычева Н.А., Александров А.А., Баранова Л.Ф. обратились в суд с иском к Муниципальному унитарному предприятию Управление электротранспорта городского округа г.Уфа РБ о восстановлении нарушенных трудовых прав.
Истец Александров А.А. мотивирует иск тем, что работает у ответчика водителем трамвая по трудовому договору от дата, согласно ... дополнительного соглашения N ... от дата к трудовому договору установлена квалификация ... разряда, по п. ... доп. Соглашения -часовая тарифная ставка за ... час работы - ... , доплата за интенсивность - ... , доплата за вредные условия труда не установлена, указанные пункты трудового договора не соответствуют ТК РФ, положениям "Федерального отраслевого соглашения по автомобильному городскому и наземному пассажирскому автотранспорту на 2014-2016 г.г." (далее Федеральное отраслевое соглашение) в частности, приложению N ... , п ... , согласно которым исходя из численности населения в г.Уфа РБ более ... человек, водителю трамвая при длине до ... метров должен быть установлен ... разряд (6 разряд + 2 разряда). П ... соглашения могут устанавливаться надбавки за особые условия труда и интенсивность труда водителям, кондукторам и рабочим, занятым ремонтом подвижного состава в размере ... тарифной ставки, МУЭТ г.Уфы в нарушение ч.5 ст. 135 ТК РФ установилнадбавку в размере ... - ниже установленной Федеральным отраслевым соглашением. Согласно п.3.1 базовая тарифная ставка рабочих 1 разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта устанавливается с дата в размере ... руб. согласно письма от дата Российского автотранспортного союза и Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства тарифная ставка с дата устанавливается в размере ... руб. (с учетом тарифного коэффициента 3.1 и часовой тарифной ставки в размере ... соответствующего 8 разряду).Согласно п.3.7 Федерального отраслевого соглашения учитывая, что ответчиком истцу присвоен класс опасности 3,2 за тяжелые работы, с вредными, особо вредными или опасными условиями труда, определена доплата за вредные условия труда в размере ... тарифной ставки, однако истцу данная доплата не начисляется и не выплачивается, что подтверждает расшифровкой начислений заработной платы за дата
Александров А.А. просил обязать МУП Управление электротранспорта ГО г.Уфа РБ с дата установить 8 разряд оплаты труда с применением тарифного коэффициента 3.1; с дата. производить доплату за интенсивность труда в размере ... тарифной ставки; с дата установить часовую тарифную ставку в размере ... ; с дата установить доплату за вредные условия труда в размере ... тарифной ставки. Произвести соответствующий перерасчет заработной платы; взыскать компенсацию морального вреда в размере ... рублей; расходы по составлению искового заявления в размере ... рублей.
Истец Баранова Л.Ф.мотивирует иск тем, что работает на предприятии ответчика по трудовому договору с дата, согласно ... дополнительного соглашения N ... от дата к трудовому договору, она переведена водителем троллейбуса 8 разряда, установлена часовая тарифная ставка за 1 час работы в размере ... , доплата за интенсивность составляет 15%, доплата за вредные условия труда не установлена. Ссылаясь на Приложение N ... к Федеральному отраслевому соглашению, п. п. 3.7,3.8. 3.10 Федерального отраслевого соглашения, ч.5 ст. 135 ТК РФ, письмо Российского автотранспортного союза и Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства от дата, п.3.7, ст.237 ТК РФ, просит суд обязать ответчика с дата произвести доплату за интенсивность труда в размере 24% тарифной ставки; с дата установить часовую тарифную ставку в размере ... ; с дата установить доплату за вредные условия труда в размере 6% тарифной ставки; произвести соответствующий перерасчет заработной платы с последующей выплатой; взыскать компенсацию морального вреда в размере ... руб.; расходы по составлению искового заявления в размере ... рублей.
Истец Каримова З.С. мотивирует иск тем, что работает на предприятии ответчика водителем трамвая по трудовому договору N ... от дата Согласно п.2 дополнительного соглашения N ... от дата к трудовому договору ей установлена квалификация 7 разряда, согласно п.7 доп.соглашения установлена часовая тарифная ставка за 1 час работы в размере ... -, доплата за интенсивность составляет 15%, доплата за вредные условия труда не установлена. Ссылаясь на Приложение N ... , п. п. 3.1,3.7 3.8, 3.10 Федерального отраслевого соглашения, ч.5 ст.135 ТК РФ, письмо Российского автотранспортного союза и Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства от дата, ст.237 ТК РФ, просит суд обязать с дата установить 8 разряд оплаты труда с применением тарифного коэффициента 3,1;с дата произвести доплату за интенсивность труда в размере 24% тарифной ставки; с о дата установить часовую тарифную ставку в размере ... ; с дата установить доплату за вредные условия труда в размере 6% тарифной ставки; произвести соответствующий перерасчет заработной платы с последующей выплатой; взыскать компенсацию морального вреда в размере ... рублей и расходы за составление искового заявления в размере ... рублей.
Истец Булычева Н.А. мотивирует иск тем, что работает у ответчика водителем трамвая по трудовому договору от дата, согласно п.2 дополнительного соглашения к трудовому договору N ... от дата ей установлена квалификация 7 разряда, согласно п.7 доп.соглашения установлена часовая тарифная ставка за 1 час работы ... , доплата за интенсивность составляет 15%,доплата за вредные условия труда не установлена. Ссылаясь на Приложение N ... ,п. п. 3.1,3.7 3.8, 3.10 Федерального отраслевого соглашения, ч.5 ст. 135 ТК РФ, письмо Российского автотранспортного союза и Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства от дата, ст.237 ТК РФ, просит суд с дата установить 8 разряд оплаты труда с применением тарифного коэффициента 3,1; с дата произвести доплату за интенсивность труда в размере 24% тарифной ставки; с дата установить часовую тарифную ставку в размере ... ; с 11.11.2011г. установить доплату за вредные условия труда в размере 6% тарифной ставки; произвести соответствующий перерасчет заработной платы; взыскать компенсацию морального вреда в размере ... рублей и расходы за составление искового заявлении в размере ... рублей.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представителя МУЭТ г.Уфы - Башировой С.Ф. ставится вопрос об отмене решения суда в связи с его незаконностью, необоснованностью. Указывает, что доплата за интенсивность труда в размере 24 % не имеет предписывающий характер, а установленный ответчиком размер 15 % превышает минимальный размер, предусмотренный ст.ст. 147, 372 ТК РФ.
В апелляционной жалобе Каримовой З.С., Булычевой Н.А., Александрова А.А. ставится вопрос об отмене решения суда в части неудовлетворенных требований и в части оставления исковых требований Александрова А.А. без рассмотрения. Указывается, что согласно Приложению N2 к Федеральному отраслевому соглашению размер оплаты труда водителей трамваев и троллейбусов зависит от габаритной длины подвижного состава и при длине трамвая до ... метров составляет ... разряд. Учитывая, что в городе Уфа численность населения превышает 1 млн. чел., то водителю трамвая при длине до ... метров должен быть установлен 8 разряд (6 разряд +2 разряда). Ранее Александров А.А. исковые требования по установлению 8 разряда не заявлял.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Информация о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы заблаговременно была размещена на интернет сайте Верховного Суда Республики Башкортостан.
Изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях созданий условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2 Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3 Конституции Российской Федерации).
Статьями 129 и 135 ТК Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу абзаца 2 статьи 144 ТК Российской Федерации, системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Некоммерческой организацией Российским автотранспортным союзом дата утверждено Федеральное отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2014 - 2016 годы.
Судом установлено, что стороны состоят в трудовых отношениях.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Каримовой З.С., Булычевой Н.А., об установлении 8 разряда с применением тарифного коэффициента 3,1, а также требований указанных истцов и Барановой Л.Ф. об установлении тарифной ставки ... руб, доплаты за вредные условия труда, суд первой инстанции исходил из того, что согласно Дополнительного соглашения о внесении изменении (дополнений) в Коллективный договор, утвержденного на конференции трудового коллектива работников МУЭТ адрес дата -по п.3.3.3. установлен размер месячной тарифной ставки рабочего 1 разряда на дату подписания изменений(дополнений) к Коллективному договору в размере ... рублей в месяц согласно приказу работодателя N ... от дата.Тарифные ставки и оклады работников других категорий устанавливаются на основе соответствующих тарифных коэффициентов тарифной сетки оплаты труда работников.
Приказом МУЭТ адрес N ... от дата с дата изменена тарифная сетка 1 разряда по оплате труда работников МУЭТ адрес, в обоснование указано, что согласно Апелляционного определения Верховного суда Республики Башкортостан от дата по делу N ... , по МУЭТ адрес применена к установлению тарифная ставка(оклад) первого разряда основных производств и профессий для оплаты труда согласно "Федеральному отраслевому соглашению по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2014-2016 года"
Пунктом 3.5 Федерального отраслевого соглашения определено, что размер базовой тарифной ставки служит основой для дифференциации минимальных тарифных ставок и должностных окладов других категорий работников и тарифная сетка по оплате труда работников устанавливается организацией самостоятельно. При этом, конкретные размеры тарифных ставок (окладов) устанавливаются работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом организации, но не ниже чем это предусмотрено в п.3.1 Федерального соглашения.
Действующим на предприятии Приказом N ... от дата согласованного с первичной профсоюзной организацией, с дата. утверждены часовые тарифные ставки.
Данным приказом с дата установлена 18-разрядная тарифная сетка по оплате труда работников МУЭТ адрес согласно приложению N ... к приказу.
Как следует из упомянутой тарифной сетки, для 7 разряда соответствует тарифный коэффициент 1,67, для 8 разряда - 1,88.
Тарифный коэффициент 3.1, на установлении и применение которого настаивают истцы, не предусмотрен.
В соответствии с Постановлением Минтруда РФ от дата N 31 "Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих" для водителей трамвая предусмотрено 3 разряда: третий, четвертый и пятый.
Как следует из штатного расписания, разработанного на предприятии и утвержденного первым заместителем главы Администрации ГО адрес от 30.12.2014г., а также Положения об оплате труда водителей трамвая, троллейбуса МУЭТ адрес, в них предусмотрены более выгодные условия для работников по оплате труда по единой 18-разрядной сетке, согласно которой водителям производится оплата в зависимости от типа подвижного состава: водителям трамвая, работающим на одиночном вагоне установлен 7 разряд, водителям одиночного троллейбуса - 8 разряд.
Из п.3.3 Федерального отраслевого соглашения следует, что пересмотр (увеличение) размера минимальной тарифной ставки рабочих 1-го разряда, указанного в пункте 3.1, размера минимальной гарантированной заработной платы, указанного в пункте 3.2. осуществляется не реже 1 раза в год, как правило, с 1 января каждого года, в порядке, установленном пунктом 3.4 настоящего Соглашения ...
Тарификация работ и присвоение (пересмотр) квалификационных разрядов рабочим, категорий специалистам и служащим производится Квалификационной комиссией предприятия с участием представителя профкома в соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным Постановлением Минтруда России от дата N 37 с последующими дополнениями, а также в соответствии с квалификационными характеристиками общеотраслевых профессий рабочих, утвержденными Постановлением Минтруда России от дата N 31 с дополнениями и изменениями, внесенными последующими постановлениями Минтруда России, и в соответствии с требованиями "Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих", Постановлением Минтруда России от дата N 9 "Об утверждении порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих" (с изменениями и дополнениями).
Указанный порядок может быть изменен с введением профессиональных стандартов по соответствующим профессиям, должностям и специальностям, применяемым в организациях, а также в связи с установлением тождественности их наименований должностям, профессиям и специальностям, содержащимся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих. Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих.
В состав создаваемых аттестационных (квалификационных) комиссий включаются представители Профсоюза.
Разрешая спор в указанной части требований, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что не имеется оснований полагать, что тарифная ставка истцов ниже установленной Федеральным отраслевым соглашением по автомобильному и городского наземному транспорту на 2014-2016 годы, установление тарифной сетки является прерогативой предприятия. Доказательств уменьшения заработной платы в связи с применением установленных тарифных ставок - истцы суду не представили. Каких-либо возражений работодателю ни письменно, ни в устной форме истцы в связи с введением новых условий оплаты труда при заключении дополнительных соглашений к трудовому договору не высказывали, с заявлением о расторжении трудового договора в связи с несогласием работать в новых условиях оплаты труда - к ответчику не обращались.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда. При установлении тарифных разрядов ответчик руководствовался "Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей, служащих и тарифных разрядов ОК 016-94N, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от дата N ... ,, согласно которому водителям трамваев установлен диапазон рабочих разрядов с 3 по 5. Для повышения оплаты труда водителей трамвая за основу как базовый рабочий разряд работодателем взят разряд 5, и учитывая, что в адрес проживает более 1 миллиона жителей, водителям трамвая установлен 7 рабочий разряд (5 разряд + 2 разряда).
Удовлетворяя исковые требования Каримовой З.С. и Булычевой Н.А. об установлении доплаты за интенсивность труда в размере ... тарифной ставки, суд первой инстанции исходил из того, что установленный ответчиком размер доплаты ... ниже размера, установленного Федеральным отраслевым соглашением.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Требования истцов Каримовой З.С. и Булычевой Н.А. об установлении надбавки за интенсивность в размере ... тарифной ставки основаны на положениях "Федерального отраслевого соглашения по автомобильному городскому и наземному пассажирскому транспорту на 2014-2016 годы".
Пунктом 3.10 указанного соглашения предусмотрено, что в организациях городского наземного пассажирского транспорта, с учётом сложившейся практики, работодателями по согласованию с соответствующими комитетами профсоюза, могут устанавливаться надбавки:
- за особые условия и интенсивность труда водителям, кондукторам и рабочим, занятым ремонтом подвижного состава, в размере ... тарифной ставки.
В соответствии с пунктом ... данного соглашения тарифная сетка по оплате труда работников устанавливается организацией самостоятельно и фиксируется в коллективном договоре.
В соответствии со ст. ст. 146, 147 Трудового Кодекса РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения первичной профсоюзной организации в порядке, установленном статьей 372 Трудового Кодекса РФ.
Положением об оплате труда водителей трамвая, троллейбуса МУЭТ
адрес от дата, согласованным с профсоюзным комитетом МУЭТ адрес и являющимся приложением к коллективному договору, предусмотрена доплата за особые условия и интенсивность труда в размере не менее ... от часовой тарифной ставки, установлена тарифная сетка по оплате труда работников МУЭТ адрес, в соответствии с которой тарифный коэффициент для ... разряда составляет ...
Вместе с тем, на предприятии продолжает действовать приказ N ... от
дата МУЭТ адрес об установлении доплаты водителям трамвая, троллейбуса за особые (вредные) условия труда и интенсивность труда с дата в размере ... от часовой тарифной ставки.
Из буквального толкования положений п.3.10, 3.11 "Федерального отраслевого соглашения по автомобильному городскому и наземному пассажирскому транспорту на 2014-2016 годы" следует, что указанные положения носят рекомендательный характер, то есть доплата за интенсивность труда в размере 24% не имеет обязательный характер. Установленный ответчиком размер доплаты 15% превышает минимальный размер, предусмотренный ст.147 ТК РФ.
В связи с изложенным, с учётом статей 134, 135, 147, 237 Трудового кодекса РФ, судебная коллегия исходит из того, что положения "Федерального отраслевого соглашения по автомобильному городскому и наземному пассажирскому транспорту на 2014-2016 годы" в указанной части носят рекомендательный характер, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали основания для обязания ответчика произвести доплату за интенсивность труда в размере 24 % тарифной ставки.
Поскольку судебная коллегия пришла к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Каримовой З.С., Булычевой Н.А., то производные исковые требования о компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов также подлежат оставлению без удовлетворения.
Таким образом, решение Октябрьского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата в части обязания МУП Управления электротранспорта ГО адрес РБ произвести доплату за интенсивность труда в размере ... тарифной ставки Каримовой З.С. с дата Булычевой Н.А. с дата, обязания МУП Управления электротранспорта ГО адрес РБ произвести перерасчет заработной платы, взыскания с МУП Управления электротранспорта ГО адрес РБ в пользу Каримовой З.С., Булычевой Н.А. морального вреда, судебных расходов подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении данных требований.
Указанные истцами обстоятельства, в том числе о размере доплаты за особые условия и интенсивность труда, тарифного коэффициента, направлены на иную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судебной коллегией в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, в апелляционной жалобе не содержится новых обстоятельств, а также не представлены новые доказательства, опровергающие выводы судебного постановления, а потому не могут служить основанием для его отмены в остальной части.
Утверждение истцов о нарушении прав, выразившихся в не ознакомлении с положением об оплате труда, приказом об установлении спорных выплат, не является основанием для удовлетворения заявленных требований. Данное обстоятельство в силу статьи 22 Трудового кодекса РФ не влечёт признание локального нормативного акта недействующим или не подлежащим применению в случае возникновения спора. Трудовое законодательство не предусматривает в качестве возможного правового последствия по отношению к работнику, не ознакомление с каким-либо локальным нормативным актом, невозможность применения положений этого локального нормативного акта в отношении данного работника.
Разрешая спор в части требований Александрова А.А. суд установил, что в производстве суда имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, в связи с чем пришел к выводу о наличии оснований для оставления исковых требований Александрова А.А. без рассмотрения.
Данный вывод суда является ошибочным, за исключением оставления без рассмотрения требования об установлении доплаты за интенсивность в размере ... Суд не учел, что в ранее рассмотренном иске требования истца были основаны на установлении ему тарифной ставки исходя из первого разряда с дата в размере ... рублей, установлении 7 разряда оплаты труда с тарифным коэффициентом 2,8, об отмене приказа N ... , установлении доплаты ... за вредные условия труда, ... за интенсивность труда. При подаче рассматриваемого же иска, из доводов истца и обстоятельств, изложенных в обоснование требований, следует, что основанием заявленных требований было требование об установлении ему 8 разряда оплаты труда с применением тарифного коэффициента 3,1, тарифной ставки ... руб, доплаты за вредные условия 6%, за интенсивность 24 %, перерасчета заработной платы.
Таким образом, вывод суда о тождественности заявленных истцом требований, за исключением требования об установлении доплаты за интенсивность в размере 24%, не соответствует действительности, в связи с чем, оснований для применения абз. 5 статьи 222 ГПК РФ по требованиям об установлении ему 8 разряда оплаты труда с применением тарифного коэффициента 3,1, тарифной ставки ... руб, доплаты за вредные условия 6%, перерасчета заработной платы у суда первой инстанции не имелось.
Как усматривается из материалов дела, что Александров А.А. работает водителем трамвая по трудовому договору от дата
В связи с изменением организационных условий труда с дата, на основании приказа МУЭТ N ... от дата, истцу были разъяснены последствия отказа от продолжения работы в новых условиях.
Александров А.А. выразил согласие на продолжение работы в новых условиях оплаты труда, в связи с чем ему дополнительным соглашением N ... от дата к трудовому договору установлена квалификация 7 разряда, часовая тарифная ставка за 1 час работы - ... , доплата за интенсивность - 15 %.
Согласно Дополнительного соглашения о внесении изменений (дополнений) в Коллективный договор, утвержденного на конференции трудового коллектива работников МУЭТ адрес дата - по п.3.3.3. установлен размер месячной тарифной ставки рабочего 1 разряда на дату подписания изменений (дополнений) к Коллективному договору в размере ... рублей в месяц согласно приказу работодателя N ... от датаТарифные ставки и оклады работников других категорий устанавливаются на основе соответствующих тарифных коэффициентов тарифной сетки оплаты труда работников.
Приказом МУЭТ адрес N ... от дата с дата изменена тарифная сетка 1 разряда по оплате труда работников МУЭТ адрес, в обоснование указано, что согласно Апелляционного определения Верховного суда Республики Башкортостан от дата по делу N ... , по МУЭТ адрес применена к установлению тарифная ставка(оклад) первого разряда основных производств и профессий для оплаты труда согласно "Федеральному отраслевому соглашению по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2014-2016 года"
Пунктом 3.5 Федерального отраслевого соглашения определено, что размер базовой тарифной ставки служит основой для дифференциации минимальных тарифных ставок и должностных окладов других категорий работников и тарифная сетка по оплате труда работников устанавливается организацией самостоятельно. При этом, конкретные размеры тарифных ставок (окладов) устанавливаются работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом организации, но не ниже чем это предусмотрено в п.3.1 Федерального соглашения.
Действующим на предприятии Приказом N ... от дата согласованным с первичной профсоюзной организацией, с дата утверждены часовые тарифные ставки.
Данным приказом с дата установлена 18-разрядкная тарифная сетка по оплате труда работников МУЭТ адрес согласно приложению N ... к приказу.
Как следует из упомянутой тарифной сетки для ... разряда -соответствует тарифный коэффициент ... , для ... разряда - ...
Тарифный коэффициент ... на установлении и применение которого настаивает ФИО5 А.А., не предусмотрен.
В соответствии с Постановлением Минтруда РФ от дата N 31 "Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих" для водителей трамвая предусмотрено 3 разряда: третий, четвертый и пятый
Как следует из штатного расписания, разработанного на предприятии и утвержденного первым заместителем главы Администрации ГО адрес от 30.12.2014г., а также Положения об оплате труда водителей трамвая, троллейбуса МУЭТ адрес, в них предусмотрены более выгодные условия для работников по оплате труда по единой 18-разрядной сетке, согласно которой водителям производится оплата в зависимости от типа подвижного состава: водителям трамвая, работающим на одиночном вагоне установлен 7 разряд, водителям одиночного троллейбуса - 8 разряд.
Установленный Александрову А.А. 7 разряд соответствует вышеуказанному "Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей, служащих и тарифных разрядов ОК 016-94N, согласно которому водителям трамваев установлен диапазон рабочих разрядов с 3 по 5. Для повышения оплаты труда водителей трамвая за основу как базовый рабочий разряд работодателем взят разряд 5, и учитывая, что в адрес проживает более 1 миллиона жителей, водителям трамвая установлен 7 рабочий разряд (5 разряд + 2 разряда).
По итогам аттестации водителям трамваев установлен класс опасности 3.2.
Приказом N ... от дата МУЭТ адрес установлена доплата водителям трамвая, троллейбуса за особые (вредные) условия труда и интенсивность труда с дата в размере 15 % от часовой тарифной ставки, что соответствует положениям ст. 147 ТК РФ.
При изложенных обстоятельствах, у судебной коллегии не имеется оснований полагать, что тарифная ставка и тарифный разряд истца Александрова А.А. ниже установленной Федеральным отраслевым соглашением по автомобильному и городского наземному транспорту на 2014-2016 годы, установление тарифной сетки является прерогативой предприятия. Доказательств уменьшения заработной платы в связи с применением установленных тарифных ставок истец суду не представили. Каких-либо возражений работодателю ни письменно, ни в устной форме истец в связи с введением новых условий оплаты труда при заключении дополнительных соглашений к трудовому договору не высказывал, с заявлением о расторжении трудового договора в связи с несогласием работать в новых условиях оплаты труда к ответчику не обращался.
Поскольку, в соответствии с пунктом 3.5 данного соглашения тарифная сетка по оплате труда работников устанавливается организацией самостоятельно и фиксируется в коллективном договоре, оснований для удовлетворения исковых требований Александрова А.А.об установлении 8 разряда оплаты труда, часовой тарифной ставки ... рублей, доплаты за вредные условия труда 6 % не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 27 января 2016 года отменить в части обязания МУП Управления электротранспорта ГО г.Уфа РБ производить доплату за интенсивность труда в размере ... тарифной ставки Каримовой З.С. с дата Булычевой Н.А. с дата, обязания МУП Управления электротранспорта ГО г.Уфа РБ произвести перерасчет заработной платы, взыскания с МУП Управления электротранспорта ГО г.Уфа РБ в пользу Каримовой З.С., Булычевой Н.А. морального вреда, судебных расходов и в части оставления без рассмотрения исковых требований Александрова А.А. об установления 8 разряда оплаты труда, часовой тарифной ставки и доплаты за вредные условия.
В отмененной части принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Каримовой З.С., Булычевой Н.А., об обязании производить доплату за интенсивность в размере 24 % тарифной ставки, взыскании морального вреда, судебных расходов отказать.
В удовлетворении исковых требований Александрова А.А. об установлении 8 разряда оплаты труда, часовой тарифной ставки ... рублей, доплаты за вредные условия труда 6 % отказать.
В остальной части решение Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 27 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Каримовой З.С., Булычевой Н.А., Александрова А.А.- без удовлетворения.
Председательствующий Абубакирова Р.Р.
Судьи Троценко Ю.Ю.
Хакимов А.Р.
Справка: судья ФИО10
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.