Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Науширбановой З.А.,
судей Александровой Н.А. и Свистун Т.К.
при секретаре В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному надзору к ОАО "Управление жилищного хозяйства Калининского района ГО г.Уфа Республики Башкортостан" о понуждении к исполнению предписания Государственного комитета РБ по жилищному надзору
по апелляционной жалобе ОАО "Управление жилищного хозяйства Калининского района ГО г.Уфа Республики Башкортостан" на решение Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от дата.
Заслушав доклад судьи Александровой Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному надзору обратился в Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан к ОАО "Управление жилищного хозяйства Калининского района ГО г.Уфа Республики Башкортостан" о понуждении к исполнению предписания Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному надзору.
Исковые требования мотивированы тем, что на основании распоряжений Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору состоялись внеплановые выездные инспекционные проверки на предмет исполнения ответчиком предписаний N ... от дата, ... от дата, ... от дата. По результатам проверок были составлены соответствующие акты, согласно которых выявлены факты невыполнения предписаний N ... от дата, ... от дата, ... от дата.
Истец просил суд обязать ОАО "Управление жилищного хозяйства Калининского района ГО г. Уфа" выполнить мероприятия по исполнению предписаний N ... от дата, а именно: в соответствии с Приложением N ... Правил 354 провести перерасчет начисленной платы за коммунальную услугу "горячее водоснабжение" за предоставление ее ненадлежащего качества за дата дата, дата жителям жилого адрес; устранить ненадлежащее содержание и обслуживание лифтового оборудования дома; ... от дата в части следующих позиций: привести размер платы по коммунальной услуге "отопление" в соответствии с п.21 Правил 307 исходя из среднемесячного количества (объема) потребленной тепловой энергии за дата, разделить объем тепловой энергии за период октябрь-декабрь 2013 года на отопление и подогрев горячей воды и провести корректировку (перерасчет) по коммунальной услуге "отопление" по лицевым счетам помещений дома за разницу применяемого размера платы в дата, тарифов за тепловую энергию и потребленного количества тепловой энергии. N ... от дата в части следующих позиций: произвести перерасчет начисленной платы по коммунальной услуге "отопление" за предоставление ее ненадлежащего качества ... , ... жителям адрес соответствии с Приложением N ... к Правилам 354; представить в Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору письменную информацию об исполнении вышеуказанных предписываемых мер с приложением подтверждающих документов.
Решением Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от дата ОАО "Управление жилищного хозяйства Калининского района ГО г. Уфа" обязано выполнить мероприятия по исполнению предписаний:
N ... от дата, (адрес инспектирования: адрес), - в соответствии с Приложением N ... Правил 354 провести перерасчет начисленной платы за коммунальную услугу "горячее водоснабжение" за предоставление ее ненадлежащего качества за дата года жителям жилого адрес РБ; устранить следующее нарушение - ненадлежащее содержание и обслуживание лифтового оборудования дома;
... от дата (адрес инспектирования: адрес) - привести размер платы по коммунальной услуге "отопление" в соответствии с п.21 Правил 307 исходя из среднемесячного количества (объема) потребленной тепловой энергии за 2014 года, разделить объем тепловой энергии за период ... года на отопление и подогрев горячей воды и провести корректировку (перерасчет) по коммунальной услуге "отопление" по лицевым счетам помещений дома за разницу применяемого размера платы в 2013 - 2015 года, тарифов за тепловую энергию и потребленного количества тепловой энергии;
N ... от дата (адрес инспектирования: адрес) - произвести перерасчет начисленной платы по коммунальной услуге "отопление" за предоставление ее ненадлежащего качества за дата и дата, дата жителям адрес соответствии с Приложением N ... к Правилам 354; представить в Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору письменную информацию об исполнении вышеуказанных предписываемых мер с приложением подтверждающих документов.
Кроме того, с ОАО "Управление жилищного хозяйства Калининского района ГО г. Уфа" в доход бюджета взыскана государственная пошлина в размере ... руб.
В апелляционной жалобе ОАО "УЖХ Калининского района ГО г.Уфа Республики Башкортостан" оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения, просит его отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы, указывает, что нарушения п. ... , которые суд обязал устранить, в акте периодического технического освидетельствования лифта от дата отсутствуют. Более того, в ... есть исчерпывающий список специалистов, уполномоченных проводить осмотр и контроль за состоянием лифта, к которым истец не относится. При вынесении решения судом не учтены положения Постановления Правительства Республики Башкортостан от дата N ... "О порядке расчета платы за отопление для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов" и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N ... Ответчиком суду были представлены документы о направлении писем в МУП ЕРКЦ адрес, что подтверждает частичное исполнение указанных предписаний, однако при вынесении решения эти обстоятельства оценены не были. Кроме того, суду надлежало разрешить исковые требования истца в порядке административного производства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" - ФИО1, ФИО2, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Государственного комитета РБ по жилищному и строительному надзору - ФИО3, полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
В Российской Федерации отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля урегулированы Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
По смыслу ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" региональный государственный контроль (надзор) - деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на территории этого субъекта Российской Федерации, осуществляемая данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности, определенных Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, в случае, если указанный порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Полномочия субъектов Российской Федерации по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в отдельных сферах деятельности могут быть переданы для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации.
Так, на территории Российской Федерации действует Положение о Государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, утвержденное Постановлением Правительства РБ N 616 от 24 декабря 2014 года.
Согласно п. 1, 4 Положения Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - Госкомитет) является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции функциональное регулирование и реализацию полномочий в сферах регионального государственного жилищного надзора, регионального государственного строительного надзора, лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензионного контроля, государственного контроля в установленной сфере деятельности.
Госкомитет осуществляет, в частности, региональный государственный жилищный надзор; контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Республики Башкортостан, соответствием жилых помещений жилищного фонда Республики Башкортостан установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; организует и проводит в пределах установленных полномочий проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований законодательства в установленной сфере деятельности; выдает предписания о прекращении нарушений обязательных требований законодательства, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований законодательства.
Из системного анализа норм Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору следует, что выданные Государственным комитетом РБ по жилищному и строительному надзору РБ предписания являются обязательными для исполнения проверяемым лицом.
Согласно ч. 1, 1.1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; 5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.2006 года, установлено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Согласно п. 2.4 СанПиН "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" 2. дата-09, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ N 20 от дата температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
Из п. 5 прил. 1 постановления Правительства РФ "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" N 354 от дата следует, что на управляющую организацию возложена обязанность по обеспечению соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
В соответствии с п. 14 Приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг, коммунальная услуга "отопление" в течение отопительного периода должна предоставляться бесперебойно, круглосуточно, допустимой продолжительностью перерыва отопления в течение 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца, не более 16 часов единовременно при температуре воздуха в жилых помещениях от +12 °C до нормативной температуры, которая согласно п. 15 Приложения N в жилых помещениях должна быть не ниже +18 °C (в угловых комнатах +20 °C), не более 8 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +10 °C до +12 °C и не более 4 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +8 °C до +10 °C. За каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва отопления, исчисленной суммарно за расчетный период, в котором произошло указанное превышение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к этим же Правилам.
Разрешая спор, суд пришел к верному выводу об отсутствии доказательств исполнения ответчиком предписания N ... от дата и предписания N ... от дата, в связи с чем посчитал возможным заявленные истцом требования удовлетворить.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они согласуются с материалами дела и соответствуют действующему законодательству.
Как установлено судом и материалами дела, предписание N ... от дата и предписание N ... от дата ответчиком ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа" не исполнено.
В многоквартирном адрес Республики Башкортостан выявленные нарушения не были устранены, размер платы по коммунальной услуге "отопление" не приведен в соответствие с п.21 Правил 307 исходя из среднемесячного количества (объема) потребленной тепловой энергии за ... год, не разделен объем тепловой энергии за период ... года на отопление и подогрев горячей воды и не проведена корректировка (перерасчет) по коммунальной услуге "отопление" по лицевым счетам помещений дома за разницу применяемого размера платы в ... г.г., тарифов за тепловую энергию и потребленного количества тепловой энергии; не представлена в Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору письменная информация о проведении предписанных мероприятий.
Кроме того, в многоквартирном адрес, не были устранены нарушения, выявленные при проверке, а именно не произведен перерасчет начисленной платы по коммунальной услуге
"отопление" за предоставление ее ненадлежащего качества за январь и
... г., ... г. жителям адрес соответствии с
Приложением N ... к Правилам ... не представлена в Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору письменная информация об исполнении вышеуказанных предписываемых мер с приложением подтверждающих документов.
Указанные предписания ответчиком в установленном законом порядке не оспорены, не отменены, не изменены, не признаны незаконным, в связи с чем являлось обязательным для исполнения.
Между тем, данные предписания ответчиком не исполнены, что следует из Акта проверки от дата и Акта проверки от дата и ОАО "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" данные акты не оспаривает.
Разрешая спор, суд исходил из того, что неисполнение требований норм действующего законодательства существенным образом ущемляет права и законные интересы граждан, проживающих в жилом адрес и в жилом адрес.
Однако, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в части возложения обязанности на ОАО "Управление жилищного хозяйства Калининского района ГО г. Уфа" выполнить мероприятия по исполнению предписания N ... от дата, (адрес инспектирования: адрес), а именно: устранить ненадлежащее содержание и обслуживание лифтового оборудования дома, поскольку как следует из представленного в материалы дела письма ОАО "Управление жилищного хозяйства адрес городского округа адрес Республики Башкортостан" N ... от дата, предписание N ... от дата в части возложения обязанности устранить нарушения, касающиеся ненадлежащего содержания и обслуживания лифтового оборудования дома, исполнено (л.д.35, 36). Данное обстоятельство ГК Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору не опровергнуто.
Доводы апелляционной жалобы ОАО "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" о незаконности требований произвести перерасчет по коммунальной услуге "отопление" со ссылкой на Постановление Правительства Республики Башкортостан от 31 августа 2012 года "О порядке расчета платы за отопление для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов" не состоятельны, поскольку указанный нормативно- правовой акт такого запрета не содержит.
Более того, обязанность при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги возложена на ОАО "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" как исполнителя в силу подпункта "г" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 354. Довод апелляционной жалобы о том, что настоящее дело не подлежит рассмотрению в суде в порядке гражданского судопроизводства, судебная коллегия признает несостоятельным как основанный на неверном толковании положений действующего законодательства, поскольку требования об исполнении предписания не связаны с привлечением ответчика к административной ответственности по ст. 19.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 328- 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от дата отменить в части возложения на ОАО "Управление жилищного хозяйства Калининского района ГО г.Уфа Республики Башкортостан" обязанности выполнить мероприятия по исполнению предписания N ... от дата (адрес инспектирования: Республики Башкортостан, адрес): устранить ненадлежащее содержание и обслуживание лифтового оборудования дома.
В остальной части решение Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 07 декабря 2015 года оставить без изменения.
Председательствующий Науширбанова З.А.
Судьи Александрова Н.А.
Свистун Т.К.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.