Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан Латыпова З.У., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило дата) жалобу защитника Автономной некоммерческой организации " ФИО2 " ФИО2" ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 6 судебного района г. Октябрьский Республики Башкортостан от 14 октября 2015 года и решение судьи Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 17 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, в отношении Автономной некоммерческой организации " ФИО2 " ФИО2",
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 6 судебного района г. Октябрьский Республики Башкортостан от 14 октября 2015 года, оставленным без изменения решением судьи Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 17 декабря 2015 года, Автономная некоммерческая организация " ФИО2 " ФИО2" (далее - АНО "СТК " ФИО2") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Не согласившись с судебными постановлениями, защитник АНО "СТК " ФИО2" ФИО1 обжаловал их в Верховный Суд РБ в порядке ст. 30.12 КоАП РФ, просит отменить ввиду незаконности и необоснованности, производство по делу прекратить.
Проверив материалы дела, исследовав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны, в частности, выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Части 3, 10 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" устанавливают, что некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.
Неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Из материалов дела следует, что дата Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по адрес руководителю АНО "СТК " ФИО2" было направлено предупреждение об устранении нарушения требований ст. 32 ФЗ от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и предоставлении предусмотренной законом информации за 2012, 2014 годы в срок до дата (л.д.4).
Проведенной Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по адрес проверкой исполнения вышеуказанного предупреждения выявлено, что предупреждение АНО "СТК " ФИО2" в установленный срок не выполнено (л.д.6).
По данному факту ведущим специалистом-экспертом отдела по делам некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции Российской Федерации по адрес ФИО3 от дата составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, из которого следует, что АНО "СТК " ФИО2" в установленный предупреждением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по адрес от дата срок не устранила нарушения Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", документы к указанному в предупреждении сроку не представила (л.д.2-3).
Указанные обстоятельства подтверждаются:
предупреждением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по адрес N ... от дата (л.д.4); уведомлением N ... от дата с требованием явиться дата к 10.00 ч. для дачи объяснений о причинах невыполнения предупреждения (л.д.6); протоколом N ... об административном правонарушении от дата (л.д.2-3).
Привлекая АНО "СТК " ФИО2" к административной ответственности по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, мировой судья исходил из того, что юридическим лицом не исполнено в установленный срок законное предписание о нарушении требований Федерального закона от 12.01.1996г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" об обязанности представления в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. С выводом мирового судьи согласился судья городского суда при рассмотрении жалобы АНО "СТК " ФИО2" на постановление мирового судьи.С таким выводом судебных инстанций согласиться нельзя.
Предупреждение, вынесенное Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по адрес АНО "СТК " ФИО2", является по существу требованием об исполнении положений статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и представлении указанных в законе сведений в срок до дата.
При таких обстоятельствах в действиях АНО "СТК " ФИО2" отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, поскольку невыполнение предупреждения о представлении документов не влечет административную ответственность по указанной статье. В данном случае в действиях АНО "СТК " ФИО2" усматривается состав правонарушения, предусмотренный ст. 19.7 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 19.7 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.8, 19.8.3 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Согласно этой норме непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме и в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.8, 19.8.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что АНО "СТК " ФИО2" были предприняты все зависящие от него меры по обеспечению своевременного представления указанных в предупреждении и предусмотренных Федеральным законом от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" сведений (документов).
Таким образом, прихожу к выводу о том, что действия АНО "СТК " ФИО2" по непредставлению в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по адрес документов, содержащих сведения, подлежащие обязательному представлению в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ.
Принимая во внимание, что правонарушение, в совершении которого АНО "СТК " ФИО2" признан виновным, и предусмотренное ст. 19.7 КоАП РФ находятся в одной главе КоАП РФ, имеют единый родовой объект, переквалификация действий юридического лица улучшает его положение, считаю возможным переквалифицировать действия АНО "СТК " ФИО2" с ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ на ст. 19.7 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Довод заявителя о малозначительности совершенного административного правонарушения не может быть принят во внимание и не служит основанием к отмене состоявшихся по делу судебных актов.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 (в ред. от 19.12.2013 г.) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Вопреки доводам жалобы оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ в отношении АНО "СТК " ФИО2" не имеется, поскольку совершенное им административное правонарушение, предусмотренное ст. 19.7 КоАП РФ, объектом которого является установленный порядок управления, не является малозначительным.
Доводы жалобы, поданной защитником АНО "СТК " ФИО2" ФИО1, по существу сводятся к переоценке установленных судебными инстанциями обстоятельств и не опровергают наличие в действиях юридического лица объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьи 19.7 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены. Дело об административном правонарушении мировым судьей рассмотрено с участием законного представителя ФИО4 и защитника ФИО1, жалоба судьей городского суда - в отсутствие надлежаще извещенного ФИО4 (л.д.32) с участием ФИО1
Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену судебных актов, в том числе по иным доводам жалобы, по делу не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛА:
жалобу защитника АНО "СТК " ФИО2" ФИО1 удовлетворить частично.
Постановление мирового судьи судебного участка N 6 судебного района г. Октябрьский Республики Башкортостан от 14 октября 2015 года и решение судьи Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 17 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, в отношении юридического лица Автономной некоммерческой организации " ФИО2 " ФИО2" изменить, действия АНО "СТК " ФИО2" переквалифицировать с ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ на ст. 19.7 КоАП РФ и назначить административный штраф в размере 3000 рублей.
В остальном жалобу его защитника ФИО1 оставить без удовлетворения, судебные постановления - без изменения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместители.
Повторная подача жалобы по тем же основаниям в Верховный Суд Республики Башкортостан не допускается.
Заместитель Председателя
Верховного Суда
Республики Башкортостан З.У. Латыпова
Справка:
мировой судья Сулейманова Н.М.
федеральный судья Шарифуллин Р.М.
N ...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.