Президиум Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего: Тарасенко М.И.
и членов президиума: Латыповой З.У., Юлдашева Р.Х., Иващенко В.Г.
Мустаева М.Ф., Канбекова И.З.,
Леонтьева С.А., Усмановой Р.Р.
при секретаре: Муглиевой Р.Р.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Уфы в интересах ФИО 1 к Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, Государственному казенному учреждению "Республиканский центр по обеспечению граждан средствами реабилитации и санаторно-курортными путевками", третьему лицу Государственному учреждению - Региональное отделение Фонда Социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан о возложении обязанности в срок до 01 июля 2015 года обеспечить ФИО 1 и сопровождающее ее лицо путевками для прохождения санаторно-курортного лечения за 2013 год в соответствии с ее медицинскими показаниями,
переданное определением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Усмановой Г.Ф. от 24 марта 2016 года по кассационной жалобе министра труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан Ивановой Л.Х., поданной 10 февраля 2016 года на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 28 мая 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 13 августа 2015 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Усмановой Г.Ф., президиум
установил:
Прокурор Октябрьского района г. Уфы обратился в суд с иском в интересах ФИО 1, признанной инвалидом I группы, к Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, Государственному казенному учреждению "Республиканский центр по обеспечению граждан средствами реабилитации и санаторно-курортными путевками", третьему лицу Государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Башкортостан в котором, с последующими уточнениями, просил обязать ответчиков в срок до 01 июля 2015 года обеспечить ФИО 1 и сопровождающее ее лицо путевками для прохождения санаторно-курортного лечения за 2013 год в соответствии с ее медицинскими показаниями. Требования мотивированы тем, что проверкой, проведенной по обращению ФИО 1, были выявлены существенные нарушения ее прав, гарантированных законодательством о социальной защите инвалидов. Установлено, что ФИО 1 является инвалидом 1 группы, инвалидность установлена с 01 апреля 2011 года в соответствии со справкой филиала ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по РБ" от дата N ... , бессрочно. В соответствии с медицинскими показаниями по справке от 28 ноября 2013 года, выданной лечащим врачом по месту проживания, ФИО 1 рекомендовано санаторно-курортное лечение в 2013 году. 28 ноября 2013 года ФИО 1 обращалась в Государственное казенное учреждение "Республиканский центр по обеспечению граждан средствами реабилитации и санаторно-курортными путевками" с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение. В соответствии с уведомлением от 28 ноября 2013 года N ... она была поставлена на учет для обеспечения санаторно-курортным лечением. Однако санаторно-курортное лечение ФИО 1 до 31 декабря 2013 года предоставлено не было, в последующем санаторно-курортным лечением она также не обеспечена. Прокурор считает, что поскольку ФИО 1 своевременно обратилась в Государственное казенное учреждение "Республиканский центр по обеспечению граждан средствами реабилитации и санаторно-курортными путевками" с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, непредставление ей социальной услуги является неправомерным и влечет существенное нарушение ее прав. Недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета, на которое ссылаются ответчики, не является основанием для отказа гражданину в выдаче санаторно-курортной путевки, поскольку, установив федеральным законодательством социальные гарантии указанным категориям граждан, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.
Решением Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 28 мая 2015 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 13 августа 2015 года, постановлено: удовлетворить исковые требования прокурора Октябрьского района г. Уфы Республики Башкортостан. Обязать Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан в порядке субсидиарной ответственности в срок до 01 июля 2015 года обеспечить ФИО 1 и сопровождающее ее лицо, путевками для прохождения санаторно-курортного лечения за 2013 год в соответствии с медицинскими показаниями ФИО 1.
В кассационной жалобе министра труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан Ивановой Л.Х. ставится вопрос об отмене судебных постановлений со ссылкой на неверное применение норм материального права.
Определением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Усмановой Г.Ф. от 24 марта 2016 года дело по кассационной жалобе министра труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан Ивановой Л.Х. передано для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - президиума Верховного Суда Республики Башкортостан.
В соответствии со статьей 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Все участники судебного процесса извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом и заблаговременно с соблюдением порядка, предусмотренного статьей 385 ГПК РФ.
Выслушав представителя Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан Гирфанову О.И. (доверенность N 06-1080 от 05 декабря 2014 года), поддержавшую кассационную жалобу, представителя ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Башкортостан Тугузбаеву З.Р. (доверенность N ... от дата), оставившую разрешение вопроса на усмотрение суда, прокурора Логинова В.М., полагавшего кассационную жалобу подлежащей удовлетворению, президиум находит апелляционное определение, состоявшееся по делу, подлежащим отмене.
Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" установлены правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан.
В соответствии со статьей 6.1 данного Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.
В состав набора социальных услуг включается согласно пункту 1.1 части 1 статьи 6.2 названного Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
В силу части 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе процедуру предоставления гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.
Согласно пункту 3.3 названного Порядка, организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 указанного Порядка финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год. В случае передачи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществления полномочий по предоставлению гражданам социальных услуг в соответствии с соглашениями, заключенными Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, финансовое обеспечение расходов, связанных, с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке и на условиях, которые определены соглашением.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 241б-р утверждено Соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Республики Башкортостан о передаче с 01 января 2011 года Правительству Республики Башкортостан осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Пунктом 2 статьи 1 вышеуказанного Соглашения определено, что федеральные полномочия, переданные в соответствии с настоящим соглашением, будут осуществляться Министерством труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 5 Соглашения исполнение переданных Правительству Республики Башкортостан федеральных полномочий осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, передаваемых бюджету Республики Башкортостан в форме субвенций, в соответствии с Правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Расходование субвенций, предоставляемых бюджету Республики Башкортостан из федерального бюджета для осуществления федеральных полномочий, определенных настоящим Соглашением, осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 Положения о порядке финансирования федеральных полномочий, переданных Республике Башкортостан по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22 марта 2011 года N 74, финансирование расходов на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по оказанию отдельным категориям граждан государственной социальной помощи в части предоставления путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, а также административных расходов по исполнению передаваемых полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджету Республики Башкортостан из федерального бюджета, в порядке, установленном бюджетным законодательством и Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2011 года N 758-р Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан наделялось полномочиями учредителя Государственного казенного учреждения "Республиканский центр по обеспечению граждан средствами реабилитации и санаторно-курортными путевками", которое, согласно абзацу 2 пункта 2 указанного выше Положения, осуществляло обеспечение граждан санаторно-курортными путевками.
10 октября 2014 года между Государственным учреждением - Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Башкортостан и Министерством труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан заключено Соглашение N 3 о передаче Министерством труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан Государственному учреждению - Региональному отделению Фонда социального страхования РФ по Республике Башкортостан сведений, необходимых для осуществления полномочий по предоставлению с 01 января 2015 года инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов и оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно.
Из приведенных выше нормативных правовых актов следует, что в период с 01 января 2011 года по 31 декабря 2014 года обеспечение граждан льготной категории путевками на санаторно-курортное лечение в Республике Башкортостан осуществлялось Государственным казенным учреждением "Республиканский центр по обеспечению граждан средствами реабилитации и санаторно-курортными путевками", созданным его учредителем Министерством труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан для исполнения федеральных обязательств.
Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц, 19 мая 2015 года внесена запись о ликвидации юридического лица - Государственного казенного учреждения "Республиканский центр по обеспечению граждан средствами реабилитации и санаторно-курортными путевками", которая была произведена по решению учредителя Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан.
С 01 января 2015 года обеспечение граждан льготной категории путевками на санаторно-курортное лечение осуществляется Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования РФ по Республике Башкортостан.
Из материалов дела следует, что ФИО 1 признана инвалидом 1 группы, инвалидность с 01 апреля 2011 года установлена бессрочно в соответствии со справкой филиала ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по РБ" от 11 апреля 2011 года N ...
Согласно справке от 28 ноября 2013 года, выданной лечащим врачом по месту проживания, ФИО 1 по медицинским показаниям рекомендовано санаторно-курортное лечение в 2013 году.
28 ноября 2013 года ФИО 1 обратилась в Государственное казенное учреждение "Республиканский центр по обеспечению граждан средствами реабилитации и санаторно-курортными путевками" с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение.
В соответствии с уведомлением от 28 ноября 2013 года за N ... ФИО 1 была поставлена на учет для обеспечения санаторно-курортным лечением. Санаторно-курортное лечение ФИО 1 до 31 декабря 2013 года предоставлено не было.
Суд первой инстанции, установив, что на момент рассмотрения дела путевка на санаторно-курортное лечение ФИО 1 предоставлена не была, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора и возложил обязанность по предоставлению истцу санаторно-курортной путевки на Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан.
При этом суд исходил из того, что правоотношения по предоставлению ФИО 1 путевки на санаторно-курортное лечение за 2013 год возникли с момента подачи ею заявления в Государственное казенное учреждение "Республиканский центр по обеспечению граждан средствами реабилитации и санаторно-курортными путевкам". Поскольку обязательство по обеспечению ФИО 1 санаторно-курортным лечением возникло именно у Государственного казенного учреждения "Республиканский центр по обеспечению граждан средствами реабилитации и санаторно-курортными путевками" до его ликвидации и передачи функций по обеспечению инвалидов в Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Башкортостан, ответственность по неисполненному обязательству учреждением, подведомственным Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, не может быть возложена на Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Башкортостан.
Суд также указал на то, что ФИО 1 поставлена на учет в период действия постановления Правительства Республики Башкортостан от 22 марта 2011 года N 74, субвенции доводились до Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан в период действия данного постановления, остаток неиспользованных в текущем финансовом году субвенций, подлежал возврату в федеральный бюджет в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Кроме того, доказательств того, что в Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Башкортостан в связи с передачей полномочий были переданы выделенные бюджетные средства, доведенные до Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан в период с 2011 года по 31 декабря 2014 года, не представлено, как и о том, что были переданы обязанности по обеспечению лиц, не получивших обеспечение санаторно-курортным лечением за период с 2011 года по 2014 год.
С этими выводами согласился суд апелляционной инстанции.
Между тем с апелляционным определением согласиться нельзя ввиду того, что судом апелляционной инстанции неверно применены и истолкованы нормы материального права.
Суд апелляционной инстанции не учел, что объем необходимого финансирования для исполнения требований указанного выше Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 01 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (пункт 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года N 1294).
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений.
Тем самым, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в статье 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный Закон не предусматривает.
Тот факт, что положение части 2 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение, как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.
Что касается финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение и его объемов, то оно осуществляется в рамках действующего правового регулирования.
Между тем суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, неправильно истолковал подлежащие применению положения Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ, а также принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты, вследствие чего пришел к ошибочному выводу о том, что непредоставление ответчиком ФИО 1 путевки на санаторно-курортное лечение в 2013 году следует расценивать как лишение принадлежащего ей права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение и отказ в предоставлении государственной социальной помощи.
Как установлено, заявление ФИО 1 от 15 января 2013 года о предоставлении санаторно-курортной путевки в 2013 году было рассмотрено в установленном порядке, 28 ноября 2013 года она была поставлена на учет для обеспечения санаторно-курортным лечением. Следовательно, путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена ФИО 1 исходя из последовательности, определяемой датой регистрации ее заявления.
В материалы дела Министерством труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан представлены выписки из файлов со сведениями о льготной категории граждан, подлежащих обеспечению, в том числе санаторно-курортным лечением, которые в электронном виде были переданы в Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Башкортостан, о чем составлен соответствующий акт (л.д. ... ).
Однако, оставляя без изменения решение суда первой инстанции, обязывающее предоставить ФИО 1 путевку на санаторно-курортное лечение за 2013 год, судом апелляционной инстанции не приняты во внимание права иных граждан - получателей набора социальных услуг, состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение по Республике Башкортостан, заявления которых о предоставлении путевки были зарегистрированы ранее обращения ФИО 1 в соответствующий уполномоченный орган по данному вопросу.
Более того, суд апелляционной инстанции согласился с тем, что указанная обязанность по обеспечению ФИО 1 санаторно-курортным лечением должна быть возложена на Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, без учета того, что федеральное финансирование на обеспечение льготных категорий граждан санаторно-курортным лечением в виде субвенций с 01 января 2015 года поступает в Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Башкортостан.
С учетом вышеизложенного, апелляционное определение, состоявшееся по делу, подлежит отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение в ином составе судей.
При новом апелляционном рассмотрении дела следует правильно установить и проверить юридически значимые обстоятельства по делу, определить закон, подлежащий применению к возникшим спорным правоотношениям, после чего вынести по делу законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 388 и 390 ГПК РФ, президиум
постановил:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 13 августа 2015 года отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в ином составе судей.
Председательствующий - М.И. Тарасенко
Справка: судья ФИО
Апелляция: ФИО (пред. и докл.),
ФИО, ФИО
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.