Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Тумашевич Н.С.,
судей Головиной Е.Б., Переверзиной Е.Б.,
с участием прокурора Пантюшкиной Я.А.,
при секретаре Дремовой Ю.Ю.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Правительства Ленинградской области - Яковлевой Н.Н. на решение Лужского городского суда Ленинградской области от 02 декабря 2015 года, которым частично удовлетворены исковые требования Лужского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Ленинградской области "Лужская межрайонная больница", Комитету по здравоохранению Ленинградской области, Правительству Ленинградской области об обязании оборудовать помещение в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Тумашевич Н.С., возражения по жалобе представителя Ленинградской областной прокуратуры Пантюшкиной Я.А., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Лужский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Лужский городской суд Ленинградской области с исковым заявлением к государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Лужская межрайонная больница", в котором просил устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в помещении маммографического кабинета поликлиники, расположенного по адресу: г. Луга пр. Володарского д. 32-а, а именно: оборудовать отопительные батареи в кабинете изоляционными щитами в соответствии с требованиями СанПиН 2.6.1.1192-03, провести проверку защитных характеристик индивидуальных средств радиационной защиты в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В обоснование заявленных требований прокурор ссылался на то, что Лужской городской прокуратурой по заданию прокуратуры Ленинградской области проведена проверка соблюдения законодательства в сфере здравоохранения, в сфере санитарно-эпидемиологического законодательства на территории Лужского района Ленинградской области. В ходе проверки установлено, что на территории Лужского муниципального района предоставление бесплатной медицинской помощи населению осуществляется ГБУЗ "Лужская межрайонная больница", в деятельности которой выявлен ряд нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. Проверкой установлено, что в нарушение требований ч. 2 ст.ст. 2, 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в помещении маммографического кабинета поликлиники, расположенной по адресу: г. Луга пр. Володарского д. 32-а допущены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, выразившиеся в том, что в нарушение п. 10.3 СанПиН 2.6.1.1192-03 отопительные батареи в кабинете не закрыты отопительными щитами; в нарушение п. 5.7 СанПиН 2.6.1.1192-03 не представлены протоколы проверки защитных характеристик индивидуальных средств радиационной зашиты. Указанные действия нарушают права неопределенного круга лиц на оказание медицинской помощи в условиях, не опасных для жизни и здоровья пациентов. Учитывая изложенные обстоятельства, Лужский городской прокурор просил удовлетворить заявленные исковые требования (л.д.2-4).
Определениями Лужского городского суда Ленинградской области от 26 октября (л.д. 25) и 16 ноября 2015 года (л.д. 74-75) к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Комитет здравоохранения Ленинградской области и Правительство Ленинградской области.
26 октября 2015 года Лужский городской суд Ленинградской области принял отказ Лужского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, от исковых требований к ГБУЗ "Лужская межрайонная больница" об обязании проведения проверки защитных характеристик индивидуальных средств радиационной защиты в помещении маммографического кабинета, расположенного по адресу: Ленинградская область Лужский район г. Луга пр. Володарского д. 32а, производство по делу в указанной части прекратил (л.д. 27-28).
Решением Лужского городского суда Ленинградской области от 02 декабря 2015 года исковые требования Лужского городского прокурора удовлетворены частично; суд обязал Правительство Ленинградской области обеспечить финансирование проведения работ по оборудованию отопительных батарей в помещении маммографического кабинета, расположенного по адресу: Ленинградская область Лужский район г. Луга пр. Володарского д. 32, изоляционными щитами в соответствии с требованиями СанПиН 2.6.1.1192-03 в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; обязал ГБУЗ "Лужская межрайонная больница" в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать отопительные батареи в помещении маммографического кабинета, расположенного по адресу: Ленинградская область Лужский район г. Луга пр. Володарского д. 32, изоляционными щитами в соответствии с требованиями СанПиН 2.6.1.1192-03 (л.д. 90-99).
Представитель ответчика Правительства Ленинградской области - Яковлева Н.Н. не согласилась с постановленным решением, представила апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и в удовлетворении заявленных требований отказать.
Податель жалобы указывает на то, что суд вышел за рамки заявленных требований, обязав Правительство Ленинградской области профинансировать оборудование отопительных батарей в помещении маммографического кабинета изоляционными щитами, между тем такое требование прокурором не заявлялось.
Пункт 1.2 СанПиН 2.6.1.1192-03 2.6.1 ионизирующее излучение, радиационная безопасность. Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований. Санитарные правила и нормативы, утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 14 февраля 2003 года, не ставит обязанность по соблюдению и обеспечению требований СанПиН в зависимость от права собственности на имущество. Обязанность по обеспечению соблюдения требований СанПиН 2.6.1.1192-03 лежит на организации, непосредственно осуществляющей деятельность, связанную с рентгеновскими исследованиями, за счет собственных средств. Следовательно, Правительство Ленинградской области не является надлежащим ответчиком по делу. Кроме того, учреждение больницы вправе оказывать услуги за плату, доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения (п. 2.6 устава). В отношении закрепленного имущества учреждение осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества права владения и пользования. Распоряжение этим имуществом учреждение осуществляет по согласованию с собственником. Представитель Правительства Ленинградской области указывает на то, что оперативное управление в соответствии со ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации представляет собой право владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленных законом, предполагает, что с момента передачи имущества в оперативное управление, к учреждению переходят обязанности по содержанию и сохранности такого имущества за счет источников формирования имущества и финансирования ресурсов, предусмотренных п. 4.1 устава учреждения. В материалах дела отсутствуют доказательства недостаточности финансовых средств у учреждения на исполнение указанных в исковом заявлении мероприятий, неисполнения главным распорядителем бюджетных средств (Комитетом по здравоохранению Ленинградской области) обязательств по финансированию государственного задания, фактов обращения учреждения за выделением дополнительного финансирования на указанные цели ввиду недостаточности собственных средств. В силу Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 24 марта 2011 года N 64, положением о финансовом обеспечении выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 24 марта 2011 года N 64, ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правительство Ленинградской области не является уполномоченным органом, обеспечивающим финансирование выполнения государственного задания (л.д. 122-125).
В отсутствие возражений со стороны прокурора суд апелляционной инстанции постановилопределение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц с учетом имеющихся в материалах дела сведений о надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что на территории Лужского района функционирует ГБУЗ "Лужская межрайонная больница", учредителем и собственником имущества которого является Правительство Ленинградской области, а полномочия осуществляет Комитет по здравоохранению Ленинградской области (л.д. 39).
24 августа 2015 года Лужской городской прокуратурой совместно с территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Лужском районе проведена проверка ГБУЗ "Лужская межрайонная больница", в ходе которой было установлено, что в маммографическом кабинете здания поликлиники, расположенного по адресу: Ленинградская область Лужский район г. Луга пр. Володарского д. 32а, отопительные батареи в кабинете не закрыты изоляционными щитами, что является нарушением п. 10.3 СанПиН 2.6.1.1192-03 (л.д. 5-6).
Ответчики не оспаривали выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323- ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29 указанного Закона организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Статьей 11 того же Закона установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
В статье 24 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" указано, что при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Уставом, утвержденным распоряжением Комитета по здравоохранению Ленинградской области от 19 декабря 2013 года N 47, установлено, что основными целями создания ГБУЗ "Лужская межрайонная больница" являются: реализация государственной политики в сфере здравоохранения, обеспечение потребности населения Ленинградской области в медицинской помощи; оказание первичной медико-санитарной, специализированной, в том числе высокотехнологической, скорой, в том числе специализированной, паллиативной медицинской помощи населению Ленинградской области. Предметом деятельности "Лужская межрайонная больница" является медицинская помощь, направленная на достижение целей создания учреждения (п. 2.1).
Согласно п. 4.2 устава имущество учреждения находится в собственности Ленинградской области, отражается на самостоятельном балансе учреждения и закреплено за ним на праве оперативного управления. В отношении этого имущества учреждение осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и назначением права владения и пользования.
Материалами дела подтверждается, что ГБУЗ "Лужская межрайонная больница" на основании договора на передачу права оперативного управления муниципальным имуществом от 01 октября 2002 года N 89, изменений и дополнений от 08 октября 2008 года к договору от 01 октября 2002 года N 89 на передачу права оперативного управления муниципальным имуществом, акта передачи имущества, составляющего казну Лужского муниципального района, в оперативное управление муниципальному учреждению здравоохранения "Лужская центральная больница" от 08 октября 2008 года принадлежит на праве оперативного управления здание поликлиники, расположенное по адресу: Ленинградская область Лужский район г. Луга пр. Володарского д. 32 а (л.д. 54, 55, 56-6,3, 77). Право оперативного управления учреждения зарегистрировано Управлением Росреестра по Ленинградской области 30 декабря 2008 года (л.д. 77).
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 20 ноября 2015 года здание поликлиники, расположенное по адресу: Ленинградская область Лужский район г. Луга пр. Володарского д. 32а, принадлежит на праве собственности Ленинградской области (л.д. 77), право собственности зарегистрировано Управлением Росреестра по Ленинградской области 16 февраля 2015 года (л.д. 77).
Статьей 120 ГК РФ предусмотрено, что учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса.
Как предусмотрено п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возложении обязанности по оборудованию отопительных батарей в помещении маммографического кабинета, расположенного по адресу: Ленинградская область Лужский район г. Луга пр. Володарского д. 32а, изоляционными щитами в соответствии с требованиями СанПиН 2.6.1.1192-03 на ГБУЗ "Лужская межрайонная больница", как на учреждение, владеющее зданием поликлиники на праве оперативного управления.
Оснований не согласиться с указанным выводом судебная коллегия не усматривает. Кроме того, в указанной части решение суда не обжалуется и объектом апелляционного рассмотрения не является.
Доводы жалобы о том, что суд вышел за рамки заявленных требований, возложив на Правительство Ленинградской области обязанность по финансированию устранения нарушений действующего законодательства, и что Правительство Ленинградской области является ненадлежащим ответчиком, не могут быть приняты во внимание, исходя из следующего.
Согласно пунктам 1, 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с п. 4 ст. 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296), то есть на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления.
Собственник, передавая часть своего имущества (или разрешая его использование) другому лицу в оперативное управление, хозяйственное ведение либо иное вещное право, сохраняет за собой право собственности на это имущество.
Поскольку обязанность по несению бремени содержания имущества, в том числе по обеспечению оптимальных условий для осуществления лечебно-диагностического процесса, соблюдения санитарно-противоэпидемического режима и труда медицинского персонала, безопасности пациентов возлагается в силу прямого указания закона именно на собственника объекта социальной инфраструктуры, исполнение указанной обязанности не ставится в зависимость от реализации последним полномочий собственника, в том числе в виде предоставления объекта недвижимости в титульное владение иным организациям (включая временную передачу объекта недвижимости учреждению здравоохранения на праве безвозмездного пользования или оперативного управления).
Как указано в ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Согласно статьей 25 Областного закона Ленинградской области от 19 января 2001 года N 4-оз "Об отдельных вопросах управления и распоряжения государственным имуществом Ленинградской области" расходы по содержанию государственного имущества Ленинградской области, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, несет это учреждение за счет средств областного бюджета Ленинградской области и (или) средств, полученных от приносящей доход деятельности.
Как указано в статье 38 закона Ленинградской области от 27 октября 1994 N 6-оз "Устав Ленинградской области" Правительство Ленинградской области, в том числе, разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Ленинградской области, участвует в проведении единой государственной политики в сфере финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения и экологии;) разрабатывает для представления Губернатором Ленинградской области в Законодательное собрание Ленинградской области проект областного бюджета, а также проект стратегии социально-экономического развития Ленинградской области; обеспечивает исполнение областного бюджета, готовит отчет о его исполнении и ежегодный отчет о ходе исполнения плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Ленинградской области для представления их Губернатором Ленинградской области в Законодательное собрание Ленинградской области; управляет и распоряжается собственностью Ленинградской области в соответствии с законами Ленинградской области.
Следовательно, самостоятельная имущественная ответственность ГБУЗ "Лужская межрайонная больница" по своим обязательствам не освобождает Правительство Ленинградской области от обязанности по финансовому обеспечению деятельности учреждения по выполнению государственного задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления.
Приняв во внимание указанные нормы закона в совокупности с вышеприведенными обстоятельствами, суд первой инстанции правильно установил, что невозможно исполнить требования прокурора без участия учредителя и собственника имущества в лице Правительства Ленинградской области в форме надлежащего финансирования.
Доводы апелляционной жалобы о том, что функции и полномочия учредителя ГБУЗ ЛО "Лужская межрайонная больница" осуществляет Комитет здравоохранения Ленинградской области, который являясь главным распорядителем бюджетных средств, формирует государственное задание, указанных выводов не опровергает, поскольку Комитет не является собственником и не осуществляет полномочия собственника бюджетного учреждения.
Необходимо отметить, что содержание пунктов 1.1, 2.3.1, 2.3.9 Положения о Комитете по здравоохранению Ленинградской области, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 29 декабря 2012 года N 462, в силу которых Комитет является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, обеспечивающим в пределах компетенции, установленной Правительством Ленинградской области, реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья граждан, включая вопросы организации медицинской помощи и медицинской профилактики, обращения лекарственных средств для медицинского применения и фармацевтической деятельности, обращения донорской крови и (или) ее компонентов на территории Ленинградской области и осуществляет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств, предусмотренных областным бюджетом Ленинградской области, выделяемых на решение вопросов, отнесенных к ведению Комитета; выступает в качестве государственного заказчика, при установленных обстоятельствах не дает оснований для привлечения его к ответственности в виде возложения обязанности профинансировать ремонтные работы.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы выводов суда первой инстанции не опровергают, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, в то время как основания для их переоценки отсутствуют.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ч.1 ст.327.1, п.1 ст. 328, ч.1 ст.329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Лужского городского суда Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Правительства Ленинградской области - Яковлевой Н.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
судья: Киселева С.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.