Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Горбатовой Л.В.,
судей Насиковской А.А., Пучковой Л.В.,
при секретаре Коротких А.Г.,
рассмотрела дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда в Киришском районе Ленинградской области на решение Киришского городского суда Ленинградской области от 21 декабря 2015 года.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Насиковской А.А., выслушав пояснения представителя Управления Пенсионного фонда в Киришском районе Ленинградской области - Домановской Е.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения против апелляционной жалобы истца Степановой О.Е., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Степанова О.Е. обратилась в Киришский городской суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Киришском районе Ленинградской области о признании незаконным решения от 18 марта 2015 года от отказе в назначении пенсии, обязании включить в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, периоды работы с 17 января 1998 года по 30 апреля 2010 года и назначить досрочную трудовую пенсию.
В обоснование заявленных требований Степанова О.Е. ссылалась на то, что она длительное время работала в учреждениях для детей, осуществляя педагогическую и воспитательную деятельность на должностях, дающих право на оформление трудовой пенсии на льготных основаниях. Она обратилась в УПФР в Киришском районе Ленинградской области с необходимыми документами и заявлением о назначении ей льготной досрочной пенсии, однако решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в Киришском районе Ленинградской области от 18 марта 2015 года ей было отказано в назначении пенсии за выслугу лет. Ответчик мотивировал отказ тем, что стаж работы с 17 января 1998 по 30 апреля 2010 в МУ "Территориальный центр социального обслуживания населения" не может быть зачтен в специальный педагогический стаж, так как данное учреждение отсутствует в списке должностей и учреждений, дающих право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Киришском районе Ленинградской области возражало против удовлетворения заявленных требований, указывая на отсутствие правовых оснований для назначения истцу пенсии и ссылаясь на то, что учреждения, в которых работала истец, не поименованы в Списках, и соответственно истец не имеет необходимого стажа.
Решением Киришского городского суда Ленинградской области от 21 декабря 2015 года исковое заявление Степановой О.Е. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Киришском районе Ленинградской области удовлетворено.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Киришском районе просит решение суда первой инстанции отменить, полагая его незаконным и необоснованным, просит принять по делу новое решение об отказе истцу в удовлетворении иска. Указывает, что Степановой О.Е. было правомерно отказано в назначении досрочной страховой пенсии. Период работы Степановой О.Е. с 17 января 1997 года по 30 апреля 2010 года ( "данные изъяты") в должности социального педагога и воспитателя социального приюта для детей и подростков в Территориальном центре социального обслуживания населения (в МУ "Территориальный центр социального обслуживания населения" Муниципального образования "Киришский район", в МУ "Комплексный центр социального обслуживания населения Киришского муниципального района") не учтен, поскольку Территориальный центр социального обслуживания населения, с последующим переименованием, отсутствует в Списке, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781 от 29 октября 2002 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
В силу пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно п. 2, 3, 4 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с пп. "м" п. 1 Постановления Правительства РФ от N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Степанова О.Е. работала в МУ "Территориальный центр социального обслуживания населения" (в дальнейшем переименованном в МУ "Территориальный центр социального обслуживания населения" МО "Киришский район", в МУ "Комплексный центр социального обслуживания населения Киришского муниципального района"):
- в период с 17 января 1997 года по 4 января 1998 года в должности социального педагога в детском приюте в Территориальном центре социального обслуживания населения,
- в период с 5 января 1998 года по 31 января 2006 года в должности воспитателя социального приюта для детей и подростков,
- с 1 февраля 2006 года по 31 мая 2009 года в должности воспитателя отделения социальной реабилитации несовершеннолетних со стационаром и функциями профилактики безнадзорности,
- с 1 июня 2009 года по 30 апреля 2010 года в должности воспитателя отделения социальной реабилитации несовершеннолетних (л.д. "данные изъяты").
9 февраля 2015 года Степанова О.Е. обратилась в УПФ в Киришском районе с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В удовлетворении данного заявления ей было отказано решением от 18 марта 2015 года N в связи с тем, что стаж работы с 17 января 1997 года по 30 апреля 2010 года в МУ "Территориальный центр социального обслуживания населения" не может быть зачтён в специальный педагогический стаж, так как данное учреждение отсутствует в списке должностей и учреждений, дающих право на досрочное назначение пенсии (л.д. "данные изъяты").
Разрешая спорные правоотношения и удовлетворяя заявленные требования о включении спорных периодов в специальный стаж, суд первой инстанции исходил из того, что в данные периоды истец осуществляла педагогическую деятельность в учреждении, созданном с целью социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, находит их законными и обоснованными, постановленными при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, с учетом конкретных обстоятельств дела, получивших надлежащую правовую оценку суда.
Как следует из п. 1.13 раздела "Наименование должностей" Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N781, в качестве учреждений, работа которых дает право на назначение льготной пенсии, поименованы учреждения социального обслуживания, куда входит: реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями; социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних; социальный приют для детей и подростков.
Согласно п. 11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, работа в должностях социального педагога засчитывается в стаж работы в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка.
Истец Степанова О.Е. работала в должности "социальный педагог" и "воспитатель", то есть в должностях, которые предусмотрены в Списке. Трудовые функции в указанных должностях истец Степанова О.Е. осуществляла в социальном приюте для детей и подростков, а также в отделении социальной реабилитации для несовершеннолетних, являющихся структурными подразделениями МУ "Территориальный центр социального обслуживания населения" и наименования которых приведены в Списке.
Довод жалобы о том, что МУ "Территориальный центр социального обслуживания населения" не значится в Списках, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, является несостоятельным и не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку суд правильно руководствовался разъяснениями, содержащимися в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 20 декабря 2005 г. "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", согласно которым необходимо учитывать, что вопрос в виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работникам (должностям, организациям), которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, должен разрешаться судом с учетом конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера, специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых функциональных обязанностей по занимаемым должностям, профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал).
То обстоятельство, что социальный приют для детей и подростков, а также отделение социальной реабилитации для несовершеннолетних не являются самостоятельными учреждениями, а имеют статус структурных подразделений МУ "Территориальный центр социального обслуживания населения", не влияет на пенсионные права Степановой О.Е.
Раздел "Наименование учреждений" Списка конкретизирует применительно к пенсионному обеспечению не раскрытое в федеральных законах понятие "учреждения для детей", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение. В пункте 1.13 названы учреждения социального обслуживания, а именно: реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями; социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних; социальный приют для детей и подростков; центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей; детский дом-интернат для умственно отсталых детей; детский дом-интернат для детей с физическими недостатками.
Из пункта 1.13 не следует, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, связывается исключительно с наличием у перечисленных в ней учреждений социального обслуживания статуса юридического лица.
Согласно пункту 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781, в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в Списке, в следующих структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в Списке или нет): общеобразовательные школы всех наименований (за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы); гимназия; межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся (межшкольный учебный комбинат); школа-интернат; детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли; техникум; колледж; училище; лицей.
Таким образом, следует исходить из того, что работа в соответствующих должностях в учреждениях для детей, которые не обладают правами юридического лица, а являются структурными подразделениями организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в Списке или нет), подлежит зачету в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Не могут быть во внимание и доводы апелляционной жалобы о том, что за спорный период работодатель представлял в пенсионный орган сведения без указания кода специального стажа.
Непредставление работодателем индивидуальных сведений на работника с указанием особых условий труда не влияет на реализацию работником своих пенсионных прав, поскольку невыполнение данных обязанностей не входит в компетенцию лица, претендующего на назначение пенсии, и не может быть вменено ему в вину.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии правовых оснований для включения спорных периодов работы в специальный стаж Степановой О.Е.
Руководствуясь ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Киришского городского суда Ленинградской области от 21 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда в Киришском районе Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Дуянова Т.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.