Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Алексеевой Е.Д.
судей Алексеевой Г.Ю., Свирской О.Д.
при секретаре Коротких А.Г.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Правительства Ленинградской области на решение Киришского городского суда Ленинградской области от 10 декабря 2015 года, которым удовлетворены исковые требования Лазаренко М.И. к Администрации Муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области, Правительству Ленинградской области об обязании включить в список инвалидов, поставленных на учет до 01 января 2006 года в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязании предоставить бюджетные средства на улучшение жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Свирской О.Д., выслушав объяснения представителя ответчика Правительства Ленинградской области - Яковлевой Н.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя истицы Лазаренко М.И. - Савина В.А., полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Лазаренко М.И. обратилась в суд с иском, в котором просила обязать Администрацию Муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области восстановить ее в льготном списке инвалидов II группы, поставленных на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года.
Одновременно истица просила обязать Правительство Ленинградской области предоставить ей бюджетные средства на улучшение жилищных условий, в чем ей было отказано решением соответствующей рабочей группы при Правительстве Ленинградской области (протокол заседания от 14.05.2015 N).
В обоснование заявленных требований указано, что истица Лазаренко М.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является инвалидом второй группы бессрочно с 10.04.1992. Инвалидность установлена решением Кокчетав межгоррай ВТЭК N Казахской ССР.
В 1998 году истица прибыла на постоянное место жительства в Российскую Федерацию из Республики Казахстан.
Распоряжением Администрации МО "Киришский район" Ленинградской области от 21.06.2003 N-р истица поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях по льготной категории "инвалиды 1-2 группы".
Постановлением Администрации МО "Киришский муниципальный район Ленинградской области" от 24.06.2014 N истица включена в список граждан претендентов на получение мер социальной поддержки в 2015 году.
Решением рабочей группы при Правительстве Ленинградской области от 14.05.2015 истице Лазаренко М.И. отказано в предоставлении бюджетных средств на приобретение жилья, поскольку в материалах ее учетного дела на дату приема на учет по улучшению жилищных условий - 21.06.2003 отсутствует справка, подтверждающая факт установления ей инвалидности, выдаваемая учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы (справка МСЭ), утвержденная приказом Министерства защиты населения Российской Федерации от 18.09.1996 N (протокол заседания рабочей группы от 14.05.2015 N).
В последующем Администрации МО "Киришский муниципальный район Ленинградской области" принято Постановление от 11.06.2015 за N об исключении Лазаренко М.И. из льготного списка инвалидов второй группы, поставленных на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005.
Истица полагает действия ответчиков незаконными, нарушающими ее права на приобретение жилого помещения за счет бюджетных средств. Истица указывает, что в 2003 году при принятии ее на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения ею предоставлены все необходимые документы, в том числе выписка акта освидетельствования во ВТЭК Казахской ССР от 10.04.1992 об установлении ей второй группы инвалидности бессрочно. Оригинал этой справки находится в пенсионном деле истицы в Управлении Пенсионного фонда РФ в Киришском районе Ленинградской области. На протяжении всех 12-ти лет, пока истица состояла на учете по льготной очереди на предоставление жилого помещения, у должностных лиц Администрации МО "Киришский муниципальный район" не возникало никаких сомнений в обоснованности постановки истицы на такой учет по льготной очереди "инвалиды 1-2 группы", от истицы не требовали предоставления дополнительных документов и справок.
Ссылаясь на указанные обстоятельства и положения Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Областного законом Ленинградской области от 07.12.2005 N 110-03 "Об обеспечении жильем некоторых категорий граждан, поставленных на учет до 1 января 2005 года", истица обратилась в суд с настоящим иском за защитой нарушенного права.
Представитель ответчика Администрации МО "Киришский муниципальный район Ленинградской" области при рассмотрении дела в суде первой инстанции исковые требования не признал, ссылаясь на то, что истица исключена из списка инвалидов второй группы, поставленных на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, поскольку решением рабочей группы при Правительстве Ленинградской области от 14.05.2015 установлено, что у нее отсутствует право на предоставление бюджетных средств для приобретения жилья.
Представитель ответчика Правительства Ленинградской области и представитель третьего лица Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Ленинградской области просили в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку у истицы отсутствует справка МСЭ, подтверждающая установление инвалидности на момент постановки ее в 2003 году на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по льготной очереди "инвалиды 1-2 группы". Поэтому истица не имеет права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в порядке, предусмотренном статьей 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В случае представления истицей в орган местного самоуправления надлежащего документа, подтверждающего наличие льготы на момент постановки на учет в 2003 году, орган местного самоуправления должен направить учетное дело истицы с новыми документами на рассмотрение в Рабочую группу при Правительстве Ленинградской области в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Ленинградской области от 07.04.2006 N 108 "О мерах по реализации областного закона "Об обеспечении жильем некоторых категорий граждан, поставленных на учет до января 2005 года".
Решением Киришского городского суда Ленинградской области от 10 декабря 2015 года исковые требования удовлетворены. Суд обязал Администрацию МО Киришский муниципальный район Ленинградской области включить Лазаренко М.И. в список инвалидов второй группы, поставленных на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года. На Правительство Ленинградской области возложена обязанность предоставить Лазаренко М.И. бюджетные средства на улучшение жилищных условий.
Полагая постановленное по делу решение незаконным и необоснованным, представитель Правительства Ленинградской области в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование доводов жалобы указано, что при разрешении дела судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, допущено нарушение норм материального и процессуального права. Податель жалобы ссылается на то, что представленная истицей в материалы учетного дела копия выписки из акта освидетельствования во ВТЭК от 10.04.1992, выданная к справке серии УР N Кокчетав межгоррай ВТЭК N Казахской ССР, не является надлежащим доказательством, подтверждающим установление истице в 1992 году инвалидности второй группы, и не снимает с истицы обязанность предоставить в уполномоченный орган документ, подтверждающий ее льготный статус в целях реализации права на меры социальной поддержки по обеспечению жилым помещением за счет бюджетных средств.
Проверив материалы дела, определив рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей ответчика Администрации МО "Киришский муниципальный район Ленинградской области" и третьего лица Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Ленинградской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда не находит оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения жалобы и отмены решения, постановленного в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" (далее Федеральный закон) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Согласно статье Статья 28.2. Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по обеспечению жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по обеспечению жильем инвалидов определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Статьей 2 Областного закона Ленинградской области от 23.11.2005 N 110-оз "Об обеспечении жильем некоторых категорий граждан, поставленных на учет до 01 января 2005 года", принятого в целях обеспечения жильем некоторых льготных категорий граждан в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и поставленные на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года на территории Ленинградской области, обеспечиваются жилыми помещениями по договорам социального найма. По их желанию, вместо предоставления жилого помещения по договорам социального найма может предоставляться за счет бюджетных средств Российской Федерации и бюджетных средств Ленинградской области единовременная денежная выплата на строительство или приобретение жилого помещения.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Областного закона граждане, которым предоставляется единовременная денежная выплата на строительство или приобретение жилого помещения, должны приобрести жилое помещение, соответствующее требованиям, предъявляемым к пригодным для постоянного проживания жилым помещениям. Допускается возможность приобретения жилого помещения, общая площадь которого меньше нормы предоставления площади жилого помещения на семью, но не меньше учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления в месте приобретения или строительства жилого помещения.
Согласно части 7 статьи 5 Областного закона порядок предоставления гражданам единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения утверждается Правительством Ленинградской области.
Пунктом 4 "Порядка предоставления гражданам безвозмездной субсидии для приобретения или строительства жилых помещений", утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 07.04.2006 N 108, предусмотрено, что граждане, изъявившие желание улучшить свои жилищные условия с использованием субсидии, предоставляемой за счет средств федерального бюджета или областного бюджета, представляют необходимые для получения такой субсидии документы в администрацию муниципального района (городского округа).
В соответствии с пунктом 4 "Правил взаимодействия органов государственной власти Ленинградской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области по обеспечению жилыми помещениями некоторых категорий граждан, поставленных на учет до 01 января 2005 года", утвержденных постановлением Правительства Ленинградской области от 07.04.2006 N, учет инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведут администрации муниципальных районов и городского округа, которые формируют материалы учетных дел.
Пунктом 4 названного "Порядка", а также Постановлением Правительства Ленинградской области от 25.01.2006 N "Об утверждении перечня и форм документов по осуществлению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" предусмотрена обязанность граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия, представить в администрацию муниципального образования совместно с заявлением о предоставлении субсидии также и документы, выданные медицинским учреждением, в случае если гражданин имеет право на получение жилого помещения вне очереди в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела судом установлено, что истица Лазаренко М.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является инвалидом второй группы бессрочно с 10.04.1992.
Факт установления истице такой инвалидности подтверждается оригиналом Выписки из акта освидетельствования во ВТЭК к справке серии УР N, выданной на основании решения Кокчетав межгоррай ВТЭК N Казахской ССР. Оригинал указанной выписки находится в материалах пенсионного дела истицы в Управлении Пенсионного фонда РФ в Киришском районе Ленинградской области. Копия данного документа имеется в материалах учетного дела истицы в Администрации МО "Киришский муниципальный район Ленинградской области".
Из материалов дела также следует, что в 1998 году истица прибыла на постоянное место жительства в Российскую Федерацию из Республики Казахстан к своему сыну С.Г., ДД.ММ.ГГГГ г.р., являющемуся вынужденным переселенцем и проживающему в общежитии в "адрес".
Распоряжением Администрации МО "Киришский район Ленинградской области" от 22.01.1999 N 76-р сын истицы С.Г. принят на учет по обеспечению жилой площадью.
Распоряжением Администрации МО " "адрес"" от ДД.ММ.ГГГГ N-р истица ФИО1 присоединена к очереди своего сына С.Г. и поставлена на учет по льготной категории "инвалиды 1-2 группы" в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Истица своего жилья на территории Российской Федерации не имеет и не является членом семьи нанимателя либо собственника жилого помещения.
С 15.03.2001 по настоящее время Лазаренко М.И., N г.р., зарегистрирована проживающей в комнате размером N кв.м в шестикомнатной коммунальной квартире "адрес". Указанное жилое помещение предоставлено истице Администрацией МО "Киришское городское поселение" на основании договора срочного найма жилого помещения, который периодически продлевается наймодателем.
Постановлением Администрации Муниципального образования "Киришский муниципальный район Ленинградской области" от 24.06.2014 N истица включена в список граждан претендентов на получение мер социальной поддержки в 2015 году.
Решением рабочей группы при Правительстве Ленинградской области от 14.05.2015 истице Лазаренко М.И. отказано в предоставлении бюджетных средств на приобретение жилья, поскольку в материалах ее учетного дела на дату приема на учет по улучшению жилищных условий - 21.06.2003 отсутствует справка, подтверждающая факт установления ей инвалидности, выдаваемая учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы (справка МСЭ), утвержденная приказом Министерства защиты населения Российской Федерации от 18.09.1996 N (протокол заседания рабочей группы от 14.05.2015 N).
В связи с принятием рабочей группой при Правительства Ленинградской области решения об отказе истице в предоставлении бюджетных средств на приобретение жилья Администрацией Муниципального образования "Киришский муниципальный район" принято Постановление от 11.06.2015 за N об исключении Лазаренко М.И. из льготного списка инвалидов второй группы, поставленных на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005.
Разрешая исковые требования и принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции, правильно определив обстоятельства, имеющие значение для дела, и установив, что с 10.04.1992 истица Лазаренко М.И. в установленном законом порядке признана инвалидом второй группы бессрочно, что подтверждается оригиналом Выписки из акта освидетельствования во ВТЭК к справке серии УР N, выданной на основании решения Кокчетав межгоррай ВТЭК N Казахской ССР, а также установив, что она не имеет своего жилого помещения и членом семьи нанимателя либо собственника жилого помещения не является, пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что в 2003 году истица правомерно была принята на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма по льготной очереди "инвалиды 1-2 группы".
Признавая незаконным решение рабочей группы Правительства Ленинградской области об отказе Лазаренко М.И. в предоставлении бюджетных средств на приобретение жилья (протокол заседания рабочей группы от 14.05.2015 N), суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для такого отказа, поскольку факт установления Лазаренко М.И. инвалидности по состоянию на дату приема на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в 2003 году подтверждается оригиналом Выписки из акта освидетельствования во ВТЭК к справке серии УР N, выданной на основании решения Кокчетав межгоррай ВТЭК N Казахской ССР. Данная выписка содержит указание на заболевание, послужившее причиной установления истице инвалидности второй группы бессрочно, подписана руководителем ВТЭК и скреплена печатью межгоррай ВТЭК N Казахской ССР.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным обстоятельствам и основаны на правильном применении норм материального права.
Довод апелляционной жалобы о том, что представленная истицей Выписка из акта освидетельствования во ВТЭК от 10.04.1992 не соответствует форме, утвержденной Приказом Минсоцзащиты РФ от 18.09.1996 N, следует признать необоснованным, поскольку документ, подтверждающий факт установления истице инвалидности второй группы бессрочно выдан за четыре года до принятия такого приказа. Кроме того, данный документ, выданный истице ВТЭК Республики Казахстан, по форме и содержанию соответствует Форме N, утвержденной Постановлением Государственного Комитета СССР по труду и социальным вопросам" от 18.06.1984 N "Об утверждении форм документов унифицированной системы документации по социальному обеспечению (УСДСО)", который действовал, в том числе и на территории Российской Федерации, вплоть до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с Инструкцией о порядке заполнения "Выписки из акта освидетельствования во ВТЭК", утвержденной названным Постановлением Государственного Комитета СССР по труду и социальным вопросам" от 18.06.1984 N, действовавшим на территории РФ до 18.09.1996, бланк "Выписка из акта освидетельствования во ВТЭК" предназначен для внесения решения врачебно-трудовой экспертной комиссии об установлении группы, причины и срока инвалидности. Все реквизиты "Выписки" заполняются в точном соответствии с записями аналогичных реквизитов в "Акте освидетельствования во ВТЭК". "Выписка из акта освидетельствования во ВТЭК" подписывается председателем врачебно-трудовой экспертной комиссии и заверяется печатью ВТЭК. Ответственность за правильность заполнения указанного документа в соответствии с настоящей Инструкцией несет председатель врачебно-трудовой экспертной комиссии.
Поэтому требование рабочей группы Правительства Ленинградской области о необходимости предоставления истицей справки МСЭ по форме, утвержденной Приказом Минсоцзащиты РФ от 18.09.1996 N, который принят через четыре года после установления истице инвалидности, следует признать неправомерным.
При разрешении дела суд первой инстанции правильно применил пункт 1 статьи 13 "Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам государств - членов Содружества Независимых Государств" от 22 января 1993 года, согласно которому документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения. Документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других Договаривающихся Сторон доказательной силой официальных документов.
При таких обстоятельствах, оснований сомневаться в достоверности представленной истицей Выписки из Акта освидетельствования во ВТЭК от 10.04.1992 об установлении ей инвалидности второй группы бессрочно, выданной Кокчетав межгоррай ВТЭК N Республики Казахстан, у суда не имеется.
Оценив в совокупности представленные по делу доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в силу требований пункта 3 статьи 36 Жилищного кодекса РСФСР, статей 17, 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" истица, как не имеющая жилого помещения и являющаяся с 1992 года инвалидом второй группы бессрочно, обосновано была поставлена в 2003 году Администрацией МО "Киришский муниципальный район Ленинградской области" на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма с включением в льготный список "инвалиды 1-2 группы", что дает ей право на предоставление бюджетных средств на приобретение жилого помещения.
Поэтому постановление Администрации МО "Киришский муниципальный район Ленинградской области" от 11.06.2015 N об исключении Лазаренко М.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., из льготного списка "инвалидов 2 группы", поставленных на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, а также решение рабочей комиссии при Правительстве Ленинградской области от 14.05.2015 об отказе истице в предоставлении бюджетных средств на приобретение жилья обоснованно признаны судом первой инстанции не соответствующими требованиям закона, нарушающими права и охраняемые законом интересы истицы.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции об удовлетворения исковых требований следует признать законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы ответчика выводов суда не опровергают, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, и сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции, которая являлась предметом судебного рассмотрения, что нашло отражение в мотивировочной части решения.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было, и оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Киришского городского суда Ленинградской области от 10 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.