Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Алексеевой Е.Д.,
судей Герман М.В., Насиковской А.А.,
при секретаре Коротких А.Г.,
рассмотрела дело по апелляционной жалобе истцов Плахотиной Т.И. и Сучковой О.И. на решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 7 декабря 2015 года.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Насиковской А.А., выслушав возражения против жалобы представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в Подпорожском районе - Поповой О.С. и представителя ответчика ГУ Ленинградского регионального отделения Фонда социального страхования РФ - Цыб И.В., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Плахотина Т.Н. и Сучкова О.И. обратились в Подпорожский городской суд с иском к Ленинградскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ и Управлению Пенсионного фонда РФ в Подпорожском районе Ленинградской области о взыскании недополученных при жизни наследодателя сумм трудовой пенсии и сумм в возмещение вреда здоровью и включении указанных сумм в состав наследства.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что являются наследниками по завещанию после смерти своей матери С.Н.В., признанной решением Подпорожского городского суда Ленинградской области от 16 ноября 2010 года безвестно отсутствующей, а 13 ноября 2014 года по решению того же суда объявленной умершей.
В состав наследства не были включены неполученные ко дню смерти ежемесячные выплаты возмещения вреда здоровью и недополученные суммы трудовой пенсии за период с 1 июня 2010 года по 30 ноября 2010 года.
Истцы, как наследники по завещанию, просили о включении в состав наследства после смерти их матери неполученных ею денежных выплат в возмещение вреда здоровью и недополученных суммы трудовой пенсии. Также истцами заявлено о взыскании по ? доли в пользу каждого из истцов с Ленинградского регионального отделения Фонда социального страхования РФ - "данные изъяты" рублей, составляющих выплаты в возмещение вреда здоровью, и с Управления Пенсионного фонда РФ в Подпорожском районе Ленинградской области - "данные изъяты" рублей, составляющих недополученные суммы трудовой пенсии за период с 1 июня 2010 года по 30 ноября 2010 года.
Ответчик - представитель Управления пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Подпорожском районе Ленинградской области Фролова Г.А. исковые требования не признает, поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление (л.д.63-64) и дополнила, пояснив, что пенсия С.Н.В. выплачена по май 2010 года, с 1 июня 2010 года выплата приостановлена в связи с тем, что с почты поступили возвраты начисленной пенсии в связи с неполучением пенсии С ... В период с сентября 2009 г. по 13 ноября 2014 года С юридически считалась живой, однако с заявлением о выплате пенсии она не обращалась. Поскольку ей с 1 июня 2010 года не были начислены суммы пенсий, то согласно ст. ст.1112, 1183 ГК РФ они не входят в состав наследственного имущества.
Ответчики возражали против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для взыскания требуемых выплат в пользу наследников С.Н.В. поскольку право на получение страховых выплат и пенсии являлось личным, субъективным правом С.Н.В.., не переходящим в порядке универсального правопреемства к её наследникам. Поскольку страховые выплаты и пенсия С.Н.В. не начислялись, то согласно ст.ст. 1112, 1183 ГК РФ указанные выплаты не могу быт включены в состав наследства.
Решением Подпорожского городского суда Ленинградской области от 7 декабря 2015 года исковые требования Плахотиной Т.И., Сучковой О.И. были оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Плахотина Т.И., Сучкова О.И. просят отменить решение суда от 7 декабря 2015 года и принять по делу новое решение об удовлетворении их требований в полном объеме. Истцы полагают, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства по делу, неверно применены нормы материального права, не дана должная оценка всем представленным доказательствам. Указывают на то, что судом оставлен без внимания тот факт, что Плахотина Т.И. была назначена доверительным управляющим имущества без вести пропавшей С.Н.В.., и следовательно, обращение Плахотиной Т.И. в УПФ РФ в июле 2012 года с заявлением об истребовании сумм трудовой пенсии должно быть оценено судом в качестве доказательства обращения наследодателя за возобновлением выплат трудовой пенсии.
Также в жалобе истцы указывают на то, что действия ГУ ЛРО ФСС РФ по прекращению начисления страховых выплат с момента заведения розыскного дела с 1 октября 2009 года в отношении С.Н.В. противоречит нормам закона и нарушает права наследников.
Ответчиком Ленинградским региональным отделением Фонда социального страхования РФ представлены письменные возражения на апелляционную жалобу Плахотиной Т.И. и Сучковой О.И., в которой критически оцениваются доводы, приведенные в апелляционной жалобе истцов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Плахотина Т.И. и Сучкова О.И. являются наследниками по завещанию после смерти их матери С.Н.В.
Решением Подпорожского городского суда Ленинградской области от 16 ноября 2010 года С.Н.В. была признана безвестно отсутствующей.
13 ноября 2014 года С.Н.В. решением того же суда объявлена умершей со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно свидетельству о смерти от 22 декабря 2014 года Отдела ЗАГС Администрации МО "Подпорожский муниципальный район Ленинградской области", С.Н.В. умерла 16 декабря 2014 года.
22 июня 2015 года Плахотиной Т.И. и Сучковой О.И. нотариусом были выданы свидетельства о праве на наследство по завещанию.
Как установилсуд первой инстанции, С.Н.В.., "данные изъяты" года рождения, являлась получателем трудовой пенсии по старости. Трудовая пенсия С.Н.В. перечислялась на ее счет в отделение связи по 31 мая 2010 года. С 1 июня 2010 года начисление трудовой пенсии по старости С.Н.В. было приостановлено в связи с тем, что с почты поступили возвраты начисленной пенсии, поскольку пенсию С.Н.В. не получала в течение полугода.
Кроме того, С.Н.В.., повредившая в "данные изъяты" году здоровье вследствие несчастного случая на производстве, являлась получателем ежемесячных страховых выплат с 6 января 2000 года. Страховые выплаты производились С.Н.В. почтовым переводом по месту ее жительства: "адрес". Ежемесячные страховые выплаты С.Н.В. прекращены с 11 октября 2009 года приказом Ленинградского регионального отделения Фонда социального страхования РФ от 21 марта 2011 года на основании письма ОВД по Подпорожскому району Ленинградской области, в котором сообщалось о том, что 29 сентября 2009 года в отношении С.Н.В ... было заведено розыскное дело N.
Разрешая спорные правоотношения и отказывая истцам в удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводу о том, что требования истцов не основаны на законе.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, находит его законным и обоснованным, основанном на правильном установлении юридически значимых обстоятельствах по делу, при верном применении норм материального права и надлежащей правовой оценке доказательств по делу.
В частности, судебная коллегия находит правомерными выводы суда первой инстанции, постановленными при разрешении требований о взыскании невыплаченной трудовой пенсии по старости С.Н.В. за период с 1 июня 2010 года по 30 ноября 2010 года.
В соответствии с п. 1-3 ст. 1183 Гражданского кодекса РФ, право на получение подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, стипендий, пособий по социальному страхованию, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали.
Требования о выплате сумм на основании пункта 1 настоящей статьи должны быть предъявлены обязанным лицам в течение четырех месяцев со дня открытия наследства (п.2).
При отсутствии лиц, имеющих на основании пункта 1 настоящей статьи право на получение сумм, не выплаченных наследодателю, или при непредъявлении этими лицами требований о выплате указанных сумм в установленный срок соответствующие суммы включаются в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом (п.3).
Согласно п. 3 и 4 ст. 26 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", начисленные суммы страховой пенсии, причитавшиеся пенсионеру в текущем месяце и оставшиеся не полученными в связи с его смертью в указанном месяце, выплачиваются тем членам его семьи, которые относятся к лицам, указанным в части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, и проживали совместно с этим пенсионером на день его смерти, если обращение за неполученными суммами указанной пенсии последовало не позднее чем до истечения шести месяцев со дня смерти пенсионера. При обращении нескольких членов семьи за указанными суммами страховой пенсии причитающиеся им суммы страховой пенсии делятся между ними поровну.
При отсутствии лиц, имеющих на основании части 3 настоящей статьи право на начисленные суммы страховой пенсии, причитавшиеся пенсионеру в текущем месяце и оставшиеся не полученными в связи с его смертью в указанном месяце, или при непредъявлении этими лицами требований о выплате указанных сумм в установленный срок соответствующие суммы наследуются на общих основаниях, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации.
Аналогичные нормы содержались в пункте 3 статьи 23 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который действовал на момент объявления С.Н.В. умершей.
Как следует из пункта 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, связанных со взысканием начисленных сумм трудовой пенсии, причитавшихся пенсионеру в текущем месяце (в том числе и за прошедшее время) и оставшихся не полученными в связи с его смертью, необходимо руководствоваться положениями, закрепленными в пункте 3 статьи 23 Федерального закона N 173-ФЗ. При отсутствии лиц, перечисленных в пункте 3 статьи 23 Федерального закона N 173-ФЗ, право на получение вышеназванных сумм трудовой пенсии может быть признано за иными лицами, указанными в статье 1183 ГК РФ.
В силу пункта 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", подлежавшие выплате наследодателю, но не полученные им при жизни денежные суммы, предоставленные ему в качестве средств к существованию, выплачиваются по правилам, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 1183 ГК РФ, за исключением случаев, когда федеральными законами, иными нормативными правовыми актами установлены специальные условия и правила их выплаты (в частности, статьей 141 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 23 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", статьей 63 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", пунктом 90 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 года N200, пунктом 157 Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 14 декабря 2009 года N 960).
По смыслу пункта 3 статьи 1183 ГК РФ, подлежавшие выплате, но не полученные наследодателем при жизни денежные суммы, предоставленные ему в качестве средств к существованию, включаются в состав наследства и наследуются на общих основаниях при отсутствии лиц, за которыми признается право на их получение в соответствии с пунктом 1 данной статьи либо специальными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, регламентирующими их выплату, или при непредъявлении этими лицами требований о выплате указанных сумм соответственно в четырехмесячный срок со дня открытия наследства или в срок, установленный указанными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами.
Таким образом, исходя из системного анализа приведенных положений закона и руководящих разъяснения пленума Верховного суда РФ, следует сделать вывод о том, что право на включение невыплаченной трудовой пенсии в состав наследства и возможность наследования истцами сумм трудовой пенсии обусловлены наличием следующих обстоятельств: отсутствием у С.Н.В. членов семьи, которые проживали с ней совместно на день ее смерти, либо ее иждивенцев, а также начисление пенсионными органами трудовой пенсии, которая подлежала выплате С.Н.В.
Сведений о том, что у С.Н.В. имелись члены семьи, совместно проживающие с ней, либо имелись иждивенцы, в материалах дела не имеется, и участники спора на данные обстоятельства не ссылались, а потому дочери С.Н.В. - Плахотина Т.Н. и Сучкова О.И., как наследники первой очереди, вправе были бы претендовать на включение в состав наследства невыплаченной суммы пенсии при условии, что данная пенсия была бы начислена. Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, выплата пенсии С.Н.В. была приостановлена с 1 июня 2010 года по мотивам того, что пенсия не получалась пенсионером в течение полугода, и таким образом, с указанной даты пенсия не начислялась. Следовательно, требования истцов о взыскании суммы пенсии за период с 1 июня 2010 года по 30 ноября 2010 года, противоречат положениям пункта 3 статьи 1183 ГК РФ и ч. 4 ст. 26 Федерального закона "О страховых пенсиях", которые предусматривают возможность выплаты наследникам только начисленных, но невыплаченных сумм пенсии.
При таких обстоятельствах, решение суда в части отказа истцам во взыскании с пенсионного органа суммы пенсии С.Н.В. за период с 1 июня 2010 года по 30 ноября 2010 года является правильным.
Равным образом, по аналогичным основаниям, является законным и обоснованным решение суда первой инстанции в той части, в которой истцам было отказано в удовлетворении требований о взыскании с Ленинградского регионального отделения Фонда социального страхования РФ страховых выплат в возмещение вреда здоровью.
Согласно материалам дела, с 1 октября 2009 года начисленных в пользу С.Н.В. сумм в возмещение вреда здоровью, не имелось, поскольку Ленинградским региональным отделением Фонда социального страхования РФ был издан приказ о прекращении выплат с указанной даты в связи с наличием розыскного дела на С.Н.В.., как без вести пропавшую.
В соответствии со ст. 1112 Гражданского кодекса РФ, не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами.
Как следует из пункта 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N9 "О судебной практике по делам о наследовании", требования лиц, наделенных правом на получение указанных в пункте 1 статьи 1183 ГК РФ невыплаченных наследодателю денежных сумм, а также требования наследников о признании за наследодателем права на их получение либо права на их получение в размере, превышающем установленный наследодателю при жизни, и о возложении на соответствующее лицо обязанности произвести начисление и выплату таких денежных сумм удовлетворению не подлежат.
Учитывая то обстоятельство, что истцы ставят вопрос о включении в состав наследства сумм страховых выплат, которые неразрывно связаны с личностью наследодателя и которые не были начислены наследодателю, то есть, по существу истцы ставят вопрос об обязании ответчика произвести начисление и выплату таких денежных сумм, то в силу прямого указания пункта 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N9 "О судебной практике по делам о наследовании", такие требования не подлежат удовлетворению как противоречащие закону.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы, которые основаны на неправильном толковании норм материального права, не имеется.
Руководствуясь ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 7 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Плахотиной Т.И. и Сучковой О.И. - без удовлетворения
Председательствующий:
Судьи:
Судья Устюжина Н.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.