Апелляционное определение СК по административным делам 3-го окружного военного суда г. Москвы от 28 апреля 2016 г. по делу N 33а-113/2016
Судебная коллегия по административным делам 3 окружного военного суда в составе: председательствующего - Массина А.И., судей Пересады А.Н. и Никитчука И.В., при секретаре Овчинниковой Е.Ю., с участием административного истца Оленина И.А. и его представителя Бойко Ю.В., в судебном заседании рассмотрела административное дело по апелляционной жалобе военнослужащего Оленина И. А. на решение Краснознаменского гарнизонного военного суда от 10 февраля 2016 года, которым ему отказано в удовлетворении административного искового заявления об оспаривании решения заместителя руководителя Департамента жилищного обеспечения Минобороны России (далее - ДЖО МО РФ) в части снятия его с членами семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания.
Заслушав доклад судьи Никитчука И.В., выступления административного истца и его представителя в поддержку доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия, -
установила:
Решением заместителя руководителя ДЖО МО РФ от 6 ноября 2015 года N 194/1/38009 Оленин был снят с членами семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания.
Полагая свои права нарушенными, административный истец обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать указанное решение заместителя руководителя ДЖО МО РФ незаконным и отменить, возложив обязанность восстановить его с членами семьи на учете нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания.
Суд первой инстанции в удовлетворении требований Оленина отказал.
Не соглашаясь с состоявшимся судебным постановлением, административный истец подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей позиции автор жалобы приводит обстоятельства, послужившие поводом к обращению его в суд первой инстанции и указывает, что в 2003 году ему на состав семьи из 4 человек была предоставлена квартира, расположенная по адресу: _. В 2007 года он был переведён к новому месту службы в г. Москву, где был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания составом семьи 5 человек.
В 2013 году он с семьей приватизировал квартиру в п. _, где в настоящее время проживает семь человек.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции сослался на правовую позицию, выраженную в определении Конституционного Суда РФ от 22 января 2014 года N 19-О, однако он с таким выводом суда не согласен, поскольку не претендовал на сверхнормативное предоставление жилого помещения, а просил обеспечить его с членами семьи жилым помещением с учетом площади жилого помещения находящегося в собственности.
Отказывая в удовлетворении его требований, суд не учел положение ст. 9.1 Закона РФ от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", в соответствии с которой граждане вправе передать принадлежащие им на праве собственности жилые помещения в государственную или муниципальную собственность.
Административный истец и его представитель в суде апелляционной инстанции поддержали доводы апелляционной жалобы и просили решение суда первой инстанции отменить.
Выслушав выступления участвующих в судебном заседании лиц, рассмотрев материалы дела и изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом всесторонне и объективно, а оспариваемое решение базируется на правильном применении норм материального и процессуального права.
По делу бесспорно установлено, что Оленин относится к числу военнослужащих, заключивших первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года и имеет общую выслугу свыше 35 лет.
В 2003 году от Министерства обороны РФ Оленину по месту службы на состав семьи из 4 человек для постоянного проживания была предоставлена отдельная трёхкомнатная квартира, общей площадью 83,4 кв. метра, расположенная по адресу: _, которую он с членами семьи в 2013 году приватизировал в равных долях.
Извещением из ДЖО МО РФ от 11 февраля 2014 года N 267279 Оленину на состав семьи в количестве 5 человек распределены трехкомнатная квартира и однокомнатная квартира по адресу: _, общей площадью 131,5 кв. метра.
Обжалуемым решением должностного лица ДЖО МО РФ 6 ноября 2015 года N 194/1/38009 Оленину отказано в предоставлении жилых помещений для постоянного проживания в вышеуказанных квартирах и он вместе с членами семьи снят с учета нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилья.
Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие, отвечающие ряду требований, обеспечиваются жилыми помещениями при увольнении с военной службы и при перемене места жительства, при этом документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны РФ и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Порядок и условия предоставления жилых помещений за счет средств федерального бюджета или выделения денежных средств на их приобретение, в соответствии с п. 1 ст. 15 данного Федерального закона, устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В настоящее время в Российской Федерации действуют Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1054 (далее по тексту Правила).
В указанных Правилах урегулирован порядок учета соответствующих категорий граждан, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, то есть тех лиц, которым законодательством Российской Федерации уже предоставлено право на получение жилья.
Согласно подпункту "и" п. 7 Правил избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.
Вместе с тем, наличие у таких граждан в собственности индивидуального жилого дома (квартиры), в соответствии с подпунктом "а" п. 10 Правил, является препятствием для признания их нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
В системном толковании с действующими нормами жилищного законодательства подпункт "б" п. 7 Правил допускает возможность улучшения гражданами жилищных условий, независимо от наличия у них в собственности жилых помещений, но с учетом общих требований - наличия жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, действующее законодательство не предусматривает права на получение за счет средств федерального бюджета жилых помещений военнослужащими в избранном месте жительства после увольнения с военной службы, имеющими в собственности жилые помещения по установленным нормам.
Согласно ч. ч. 4 и 5 ст. 50 ЖК РФ уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях определяется исходя из учетной нормы, которая устанавливается органом местного самоуправления.
В статье 9 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения" учетная норма в городе Москве установлена в размере 10 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Как усматривается из материалов дела, Оленину и членам его семьи в равных долях на праве собственности принадлежит жилое помещение общей площадью 63,4 кв. метра.
Следовательно, Оленин с членами семьи имеет в собственности жилье по установленным нормам, а поэтому, он может быть признан нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства только после передачи его в государственную или муниципальную собственность в порядке, установленном ст. 9.1 Закона РФ от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и ст. 20 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации". Однако таких действий по передаче жилья государству, вопреки доводу жалобы, Оленин не совершил.
В силу требований п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ выявление неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет является основанием для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При таких данных оспоренное Олениным решение руководителя ДЖО МО РФ о снятии его и членов семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях в избранном постоянном месте жительства является правомерным, а решение суда первой инстанции об отказе в заявленных требованиях административного истца законным и обоснованным.
Что же касается довода жалобы в котором выражается несогласие с ссылкой суда на определение Конституционного Суда РФ, то он является ошибочным, поскольку учет жилой площади, находящейся в собственности военнослужащего при получении жилья учитывается при его предоставлении, а не при решении вопроса постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Иное понимание и толкование административным истцом действующего законодательства по оспариваемому вопросу, отраженное им в апелляционной жалобе, о незаконности состоявшегося судебного решения не свидетельствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 308, 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия, -
определила:
Решение Краснознаменского гарнизонного военного суда от 10 февраля 2016 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего Оленина И. А. об оспаривании решения заместителя руководителя Департамента жилищного обеспечения Минобороны России в части снятия его с членами семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания, оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.