Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Пуховой Е.В.,
судей Шадриной Л.Е., Осиповой А.А.,
при секретаре Захаровой А.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца на решение Оймяконского районного суда Республики Саха (Якутия) от 12 февраля 2016 г., которым по иску Муравьева А.П., Шахбазян Р.Г., Данилиди Е.Г., Ярошенко В.Р., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Р., В. к Администрации Муниципального образования "Оймяконский улус (район)", Администрации Муниципального образования "Поселок Усть-Нера" об установлении факта проживания, о признании пострадавшими в результате наводнения 2013 г., включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации и имеющих право на получение социальных выплат,
П О С Т А Н О В Л Е Н О:
Исковые требования Муравьева А.П., Шахбазян Р.Г., Данилиди Е.Г., Ярошенко В.Р., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Р., В. оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Осиповой А.А., объяснение представителя третьего лица Бушуевой К.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Муравьев А.П., Шахбазян Р.Г., Данилиди Е.Г., Ярошенко В.Р., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних Р., В., обратились в суд с указанным иском к ответчикам, ссылаясь на то, что они проживают в жилом помещении по адресу: ... Во время наводнения в июле 2013 г. их квартиры полностью затопило. Решением суда от 11 ноября 2013 г. им было отказано во включении в списки граждан, пострадавших от летнего паводка, на получение единовременной материальной помощи и компенсации за утраченное имущество по адресу: ... , то есть по адресу регистрации, в то время как они фактически проживают по адресу: ... Просили установить факт их проживания по адресу: ... , признать пострадавшими в результате наводнения в июле 2013 г., включить в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации и имеющих право на получение социальных выплат.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
Не согласившись с данным решением, истец Муравьев А.П. подал в суд апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда в связи неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права. Указывает, что судом не была принята во внимание справка от 23 сентября 2013 г., которая подтверждала факт его проживания по указанному адресу, не учтены письменные свидетельские показания Е., И. Выплата единовременной материальной помощи должна быть произведена без привязки к месту регистрации, а при соблюдении условия постоянного проживания в населенных пунктах, подвергшихся наводнению.
Истцы, представители ответчиков в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель третьего лица Министерства финансов РФ Бушуева К.В. в судебном заседании с жалобой не согласилась.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения относительно нее, заслушав объяснение представителя третьего лица, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что Муравьев А.П. не доказал факт постоянного проживания в спорной квартире, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии у него права на признание пострадавшим в результате наводнения 2013 г., включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации и имеющих право на получение социальных выплат.
Судебная коллегия признает данный вывод суда первой инстанции правильным.
В соответствии с ч. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством РФ.
Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ (ч. 2 ст. 18).
Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст. 29 ФКЗ "О чрезвычайном положении".
Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 г. N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области" в связи с крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края, в целях оказания помощи пострадавшему населению, выполнения первоочередных аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ и нормализации обстановки в указанных субъектах Российской Федерации постановлено Правительству РФ до 10 сентября 2013 года принять решение о выплате за счет средств федерального бюджета каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающему в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100 тыс. рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае, если это имущество было утрачено полностью или частично.
Указанная единовременная материальная помощь и финансовая помощь в связи с утратой имущества выплачиваются гражданам РФ, постоянно проживающим и зарегистрированным в жилых помещениях многоквартирных домов или индивидуальных жилых домов в границах зоны затопления (подтопления), установленных правовыми актами органов местного самоуправления.
Распоряжением главы Муниципального образования "Оймяконский улус (район)" N 267 от 23 июля 2013 г. в целях защиты населения пос. Усть-Нера, Оймяконского района, РС (Я) от последствий чрезвычайной ситуации в соответствии с Законом РС (Я) от 16 июня 2005 г. 252-З N 511-Ш "О защите населения и территории республики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на территории Оймяконского района РС(Я) с 23 июля 2013 г. был введен режим чрезвычайной ситуации в связи с паводком, в результате которого произошло подтопление жилых домов.
Указом Президента РС (Я) N 2191 от 29 июля 2013 г. на территориях Верхоянского, Момского и Оймяконского улусов (районов) РС (Я) введен режим чрезвычайной ситуации.
Распоряжением главы Муниципального образования "Оймяконский улус (район) N 278 от 31 июля 2013 г. создана межведомственная комиссия по оценке ущерба последствий негативного воздействия водных объектов, в полномочия которой входили прием заявлений от населения, обследование жилых помещений, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, обследование имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, формирование списков граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.
В связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате прошедших в летний период 2013 г. на территории РС (Я) ливневых дождей, сопровождавшихся паводками, Распоряжением Правительства РФ от 15 августа 2013 г. N 1431-р было принято решение оказать единовременную материальную и финансовую помощь гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и утратившим имущество, в размерах, установленных Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. N 750.
Из указанных норм следует, что для реализации права гражданином на получение мер социальной поддержки, как пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, требуется установить следующие условия: гражданин должен постоянно проживать в жилом помещении, расположенном в подвергшемся наводнению населенном пункте, оказавшемся в зоне чрезвычайной ситуации, и утратить полностью или частично имущество и (или) единственное жилое помещение.
В п. "л" ч. 1 ст. 11 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" указано, что органы государственной власти субъектов РФ принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам РФ в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определения случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, для оказания указанных выплат, составляются органами местного самоуправления, на территории которых введен режим чрезвычайной ситуации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Муравьев А.П. зарегистрирован с 20 мая 2011 г. в жилом помещении, расположенном по адресу: ...
Судом установлено, что лицевой счет абонента N ... по адресу: ... , выписан на А., в котором указано количество проживающих - 4 человека, начислено за электроэнергию с 1 января 2015 г.; выписка по лицевому счету на оплату отопления, ХВС и ГВС - указано, что временно проживает 1 человек; лицевой счет абонента N ... по адресу: ... , выписан на Шахбазян Р.Г., в нем указано количество проживающих - 3 человека, начисление за электроэнергию с 1 января 2015 г.
Также из списка граждан на получение единовременного пособия, пострадавших в результате летнего паводка, произошедшего с 23 июля 2013 г., следует, что в список по адресу: ... был включен А., а по квартире N ... была включена Ш., которые были зарегистрированы по указанным адресам и фактически там проживали.
Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При установленных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о правомерности выводов суда об отсутствии оснований для удовлетворения иска, поскольку всей совокупности доказательств истцом не было представлено при рассмотрении дела судом первой инстанции.
Доводы жалобы о том, что суд не учел письменные показания свидетелей И.,Е., не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу ст. ст. 55, 69 ГПК РФ доказательствами по делу являются показания свидетелей, непосредственно допрошенных в суде. Ходатайство о допросе в судебном заседании указанных свидетелей Муравьев А.П. не заявлял.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом необоснованно не принята в качестве доказательства справка от 23 сентября 2013 г. о том, что он проживал в спорном жилом помещении, подлежат отклонению, поскольку данная справка исследовалась судом и была оценены судом по правилам ст. 67 ГПК РФ в совокупности с иными представленными в дело материалами.
Один лишь факт проживания в населенном пункте на момент объявления чрезвычайной ситуации не может служить основанием для признания за истцом права на получение материальной помощи от государства, как пострадавшему от последствий паводковой ситуации в Оймяконском районе. Доводы жалобы о том, что выплата единовременной материальной помощи должна быть произведена без привязки к месту регистрации, а при соблюдении условия постоянного проживания в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, основаны на неверном толковании норм материального права.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется, нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Оймяконского районного суда Республики Саха (Якутия) от 12 февраля 2016 г. по данному делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: Е.В.Пухова
Судьи: Л.Е.Шадрина
А.А.Осипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.