Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе
председательствующего Анисимовой В.И.,
судей Глуховой И.Л., Рогозина А.А.,
при секретаре Рогалевой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 9 марта 2016 года дело по апелляционной жалобе ответчика садоводческого некоммерческого товарищества " З" на решение Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 15 октября 2015 года, которым
оставлены без удовлетворения исковые требования Г.Л.В. к садоводческому некоммерческому товариществу " З" о признании недействительным (ничтожным) соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об использовании земель общего пользования при строительстве газопровода.
Заслушав доклад судьи Рогозина А.А., объяснения представителя СНТ " З" Х.А.М. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия три года), доводы жалобы поддержавшего, объяснения представителей Г.Л.В. - Г.В.В. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия три года) и К.М.Г. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия десять лет) просивших решение оставить без изменения, объяснения представителя третьего лица К.А.С. - Д.В.П. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия три года), полагавших доводы апелляционной жалобы СНТ " З" обоснованными, судебная коллегия
установила:
Г.Л.В., ссылаясь на противоречие закону заключенного ей ДД.ММ.ГГГГ с СНТ " З" соглашения об использовании земель общего пользования при строительстве ей на территории СНТ газопровода, обратилась к СНТ " З" с иском о признании данного соглашения недействительным (ничтожным).
В обоснование указала, что данное соглашение ничтожно, поскольку СНТ " З" собственником земель общего пользования не является и права на подписание соглашения не имело.
В дальнейшем истец дополнила требования указанием на несоответствие соглашения положениям пункта 21 ст. 20 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях", согласно которым вопрос об использовании земель общего пользования при строительстве газопровода подлежал разрешению общим собранием членов СНТ, которое не принималось.
В ходе рассмотрения дела представители Г.Л.В. - К.М.Г. и Г.В.В. по приведенным выше основаниям требования поддержали.
Указали, что правлением СНТ ДД.ММ.ГГГГ был разрешен лишь вопрос о проведении газопровода; состоявшееся ДД.ММ.ГГГГ общее собрание членов СНТ вопроса о том, надо ли с Г.Л.В. взыскивать какие-либо деньги за проведение газопровода, за использование каких именно земель общего пользования и в какой именно части, не разрешало.
При заключении соглашения Г.Л.В. не знала, что земли общего пользования за СНТ " З" не зарегистрированы. Оформить право собственности на возведенную ей газораспределительную систему она не может по причине отсутствия конкретизирующих местоположение земель общего пользования документов об их межевании. На заключение соглашения она вынуждена была пойти, поскольку к этому времени газопровод высокого давления ей был уже подведен к территории СНТ, через которую должен был пройти далее к СНТ " К".
Представитель СНТ " З" Х.А.М., возражая против иска, пояснил, что при образовании садового массива фактически используемые СНТ земли передавались различными постановлениями. За пользование землями, не занятыми принадлежащим членам СНТ на праве собственности садовыми участками, товарищество уплачивает земельный налог.
Первоначально Г.Л.В. просила предоставить возможность для газификации ее дома на территории СНТ без подключения дополнительных потребителей. Решением правления СНТ от ДД.ММ.ГГГГ Г.Л.В. была наделена полномочиями по представлению интересов СНТ по газификации массива; данное решение было принято для того, чтобы Г.Л.В. могла обсудить с ОАО "Удмуртгаз" вопрос о месте расположения труб и способе подключения, поскольку в этих вопросах правление не было компетентно.
После возникновения вопроса о подключении дополнительных потребителей, поскольку членами товарищества ей фактически предоставлялась возможность проведения на территории массива работ по проведению подземного газопровода, требовавших последующего восстановления дорог, возник вопрос компенсации на их восстановление и оформлении соответствующего письменного соглашения.
После подписания соглашения со стороны СНТ все его условия были выполнены - возможность проведения газопровода предоставлена, техника и работники на территорию СНТ допущены, дороги восстановлены. Каких-либо документов, подтверждающих восстановление истцом расположенных на территории массива дорог, ей представлено не было.
Позиция истца о заключении с ней соглашения "обманным путем" не обоснована, поскольку до момента предъявления к ней требований о выплате компенсации ни в правление СНТ по вопросу предоставления документов для регистрации права собственности на газопровод, ни в правоохранительные органы, прокуратуру и в ГУАиГ, Администрацию г. Ижевска, по вопросу оформления и получения документов для газификации она не обращалась.
Представитель третьего лица К.А.С., которому СНТ " З" по договору уступки прав от ДД.ММ.ГГГГ уступило право требования с Г.Л.В. предусмотренной соглашением компенсации - Д.В.П., возражая против иска, указала, что заявленные по настоящему делу требования по существу направлены на уход от предусмотренного соглашением возмещения; соглашение, предусматривающее выплату компенсации, было подписано истцом добровольно, газопровод построен, нехватка документов для оформления прав на него недействительности соглашения не влечет.
Представитель третьего лица Администрации г. Ижевска - П.А.А. полагала, что иск подлежит удовлетворению ввиду не соответствия соглашения требованиям закона, поскольку в настоящее время земли СНТ не оформлены, земля находится в государственной собственности и полномочиями по распоряжению ей наделены органы местного самоуправления. Стороной оспариваемой сделки СНТ являться не должно, разрешение на использование земель общего пользования может быть выдано лишь Администрацией г. Ижевска. Регистрация права на газопровод возможна при условии подготовки схемы сервитута, вынесения вопроса о его оплате и составления соглашения о сервитуте.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд руководствовался ст.ст. 9, 153, 154, 420, 421, 432, 209, 168 ГК РФ, ст. 1, пунктом 4 ст. 14, пунктом 2 ст. 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", пунктом 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и пришел к выводу о том, что поскольку в соглашении отсутствуют необходимые существенные условия - индивидуальные признаки фактически используемого СНТ " З" земельного участка, который мог быть отнесен к землям общего пользования СНТ " З" (указание на кадастровый номер земельного участка, если предметом соглашения является весь участок или координаты характерных точек границ территории, если предметом соглашения являлось использование части земельного участка), то данное соглашение является незаключенным, что исключает возможность признания его недействительным независимо от оснований такого требования.
С учетом этого доводы истца о недействительности соглашения по основанию отсутствия у СНТ " З" прав на земельный участок судом не оценивались как не влияющие на правильность его выводов по существу спора.
Суд также указал, что устройство по инициативе Г.Л.В ... и за ее счет газопровода и его проведение по используемой СНТ " З" территории, в отсутствие решения общего собрания членов СНТ о создании газопровода и без составления и утверждения приходно-расходной сметы, внесения в кассу СНТ денежных средств в уплату строительства газопровода создания нового объекта инфраструктуры СНТ не влечет.
В апелляционной жалобе ответчик, соглашаясь с отсутствием оснований для удовлетворения иска Г.Л.В., выражает несогласие с доводами, по которым суд пришел к такому выводу.
Указывает, что приняв решение об отказе в иске ввиду незаключенности соглашения по мотиву отсутствия в нем существенного условия - предмета соглашения, суд вышел за пределы заявленных Г.Л.В. требований, поскольку на данные обстоятельства она не ссылалась.
Считает необоснованным и сам вывод суда о незаключенности соглашения ввиду не достижения его сторонами согласия о его предмете по причине не указания в соглашении кадастрового номера земельного участка и невозможности его индивидуализации, поскольку соглашение было фактически исполнено и при его исполнении у Г.Л.В. сомнений относительно места проведения газопровода не возникло; на отказ контролирующих и разрешительных органов в выдаче технических условий и составлении проектной документации по причине незаключения соглашения истец не ссылалась, напротив, представила акты приемки газопровода в эксплуатацию, согласно которым газопровод существует и возведен на обозначенных на схеме СНТ землях общего пользования.
Выделенными на основании нескольких постановлений землями СНТ " З" фактически пользуется на протяжении длительного времени, никаких требований об изъятии земельных участков в связи с отсутствием прав на них к СНТ " З" не предъявлялось.
Земли, которыми пользуются члены СНТ для доступа к принадлежащим им земельным участкам и на которых был возведен газопровод, предметом купли-продажи не являлись и каким-либо иным образом не отчуждались; соглашение было заключено в целях получения СНТ от истца компенсации за восстановление фактически используемых ими улиц и дорог, построенных за счет средств садоводов, после их повреждения при прокладке труб газопровода. Данное соглашение направлено исключительно на защиту прав и законных интересов членов СНТ, поскольку основания для восстановления улиц и дорог за счет муниципалитета отсутствуют и денежные средства Администрацией г. Ижевска для реализации этих целей выделяться не будут.
Наличие полномочий на заключение соглашения следует из протокола заседания правления СНТ от ДД.ММ.ГГГГ и протокола общего собрания членов СНТ от ДД.ММ.ГГГГ.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Г.Л.В. - К.М.Г. выражает несогласие с ее доводами, полагая что на законность и обоснованность решения они не влияют.
Поскольку соглашение не содержит указания на кадастровый номер земельного участка и описания границ земель общего пользования СНТ, выводы суда о том, что данный участок не мог быть определен как индивидуальная вещь и основанные на них выводы об отсутствии предмета соглашения являются правильными. Суд вправе был дать окончательную правовую оценку отношениям сторон в пределах заявленных ей требований и установить отсутствие спорного правоотношения по причине незаключенности соглашения. Фактическое исполнение соглашения на правильность указанных выводов суда не влияет также и ввиду того, что отсутствие согласованного предмета договора может привести к нарушению прав третьих лиц. Доводы истца о наделении ее полномочиями по газификации правлением СНТ по решению от ДД.ММ.ГГГГ, в отсутствие решения общего собрания о формировании и использовании общего имущества, состоявшегося только ДД.ММ.ГГГГ, на правильность выводов суда также не влияют. Решение является по существу правильным и отменено только по одним формальным соображениям быть не может.
На основании ст.ст. 167, 327 ГПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие Г.Л.В., третьих лиц К.А.С. и Администрации г. Ижевска, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения проверены судебной коллегией в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительно нее.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Г.Л.В.B. является членом садоводческого некоммерческого товарищества " З", зарегистрированного постановлением главы Администрации Октябрьского района г. Ижевска N от ДД.ММ.ГГГГ и являющегося правопреемником общества садоводов " З", зарегистрированного постановлением Главы Администрации Октябрьского района г. Ижевска N от ДД.ММ.ГГГГ, а также садоводческого товарищества " З", зарегистрированного постановлением Совета Министров Удмуртской АССР N от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Устава СНТ " З" фактически используемая садоводческим товариществом территория образована на основании постановления Совета Министров Удмуртской АССР от ДД.ММ.ГГГГ N, решения исполнительного комитета Ижевского городского Совета депутатов трудящихся Удмуртской АССР от ДД.ММ.ГГГГ N, решения исполнительного комитета Ижевского Горсовета народных депутатов N от ДД.ММ.ГГГГ и состоит из земель, находящихся в частной собственности членов СНТ и земель, занятых дорогами, проездами, другими сооружениями и объектами общего пользования (пункты 1.7, 1.8 Устава).
Территория массива огорожена и состоит из принадлежащих членам кооператива земельных участков, используемых ими для садоводства и части земель массива, используемых ими для доступа к их участкам и иных общих нужд.
ДД.ММ.ГГГГ РОАО "Удмуртгаз" Г.Л.В. были выданы технические условия на присоединение к газораспределительной сети межпоселкового (уличного) распределительного газопровода для газоснабжения жилого дома дачного поселка в районе строительства г. Ижевск, СНТ " З", "адрес" с давлением газа в точке подключения от 0,3 до 0,5 Мпа с расчетным часовым расходом на индивидуальный жилой дом 1,7 куб. метров в час. Определены материал трубы (сталь), диаметр и координаты газопровода в точке подключения: Д-159 мм подземный вдоль "адрес". Согласно содержанию технических условий необходимо учесть перспективу газоснабжения дачных поселков расположенных вдоль Якшур-Бодьинского тракта, диаметр газопровода принять не менее Д-160 мм; для снижения давления предусмотреть ГРП (ШРП). Также определено, что ввод объекта в эксплуатацию возможен при условии выполнения мероприятий, предусмотренных расчетной схемой газоснабжения г. Ижевска и Завьяловского района; размещение трассы газопровода предусмотреть в соответствии с актом отвода участка, предусмотреть охранную зону газопровода в соответствии с Правилами охраны газораспределительных систем; прокладку газопровода предусмотреть в соответствии с проектом.
Решением правления СНТ " З" от ДД.ММ.ГГГГ член СНТ Г.Л.В. (участок N) была уполномочена на оформление технических и иных документов, требуемых для строительства газопровода, оформление технических условий, проектной документации, с правом подписания актов выполненных работ и актов сдачи газопровода в эксплуатацию.
Решением общего собрания членов СНТ " З" от ДД.ММ.ГГГГ правлению товарищества были предоставлены полномочия по газификации массива с использованием земель общего пользования и правом привлечения третьих лиц.
ДД.ММ.ГГГГ между СНТ " З" и физическим лицом Г.Л.В.B. было подписано соглашение об использования земель общего пользования при строительстве газопровода, по условиям которого СНТ " З" разрешает Г.Л.В.B. использование земель общего пользования при строительстве на территории СНТ " З" газопровода без переуступки в собственность, а Г.Л.В. производит СНТ " З" компенсацию и восстановление улиц, поврежденных при строительстве газопровода на территории СНТ " З". Г.Л.В. обязалась до начала на территории СНТ строительных работ предоставить надлежаще заверенные копии строительной документации, выданные РОАО "Удмуртгаз" технические условия, разрешение на строительство. Размер компенсации был определен сторонами в размере "данные изъяты" рублей.
Согласно представленных истцом актов приемки законченного строительством объекта ей как заказчиком в ноябре 2012 года принят наружный газопровод высокого давления газораспределительной системы; ДД.ММ.ГГГГ - наружный газопровод низкого давления газораспределительной системы дачного поселка СНТ " З" по адресу "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ РОАО "Удмуртгаз" Г.Л.В. были выданы технические условия на присоединение к газораспределительной сети межпоселкового (уличного) на 2-ю очередь распределительного газопровода для газоснабжения на индивидуальный жилой дом в районе строительства "адрес" с давлением газа в точке подключения от 0,0025 до 0,0018 Мпа с объемом транспортируемого природного газа часовым расходом на индивидуальный жилой дом 1,7 куб. метров в час. Определен материал трубы (ПЭ), диаметр и координаты газопровода в точке подключения: Д-160, Д-110 мм, Д-63 мм подземный, проектируемый после ГРП СНТ " З"; предписано в случае прохождения проектируемого газопровода по землям общего пользования предоставить акт выбора трассы.
Согласно представленного истцом акта приемки законченного строительством объекта ей как заказчиком ДД.ММ.ГГГГ принят наружный газопровод низкого давления на законченном строительством объекте СНТ " З" и СНТ " К" по адресу "адрес".
Из объяснений представителя истца следует, что в Администрацию г. Ижевска за разрешением на строительство газопровода на территории СНТ " З" Г.Л.В. не обращалась, и соответственно, его не получала.
Из поступивших из ГУАиГ Администрации г. Ижевска на запрос суда сведений следует, что разрешения на производство земляных работ по территории СНТ " З" по адресу "адрес" за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не выдавалось.
Постановлением Совмина РСФСР, ВЦСПС от 18 марта 1966 N 261 "О коллективном садоводстве рабочих и служащих в РСФСР" на Советы Министров автономных республик, крайисполкомы, облисполкомам, горисполкомы, райисполкомы и Советы профсоюзов возложена обязанность принять меры к дальнейшему развитию коллективного садоводства рабочих и служащих, особенно вблизи городов, промышленных центров и рабочих поселков и произвести в установленном порядке отвод земельных участков под коллективные сады, прежде всего из земель госземфонда, гослесфонда, подсобных сельских хозяйств, а при отсутствии таких земель - из малопродуктивных угодий совхозов и колхозов, с их согласия. Определен момент начала освоения территории коллективного сада - после утверждения горисполкомом или райисполкомом проекта ее организации, предварительно согласованного с органами архитектурно-строительного, санитарного и пожарного надзора; садоводческим товариществам разрешено в соответствии с проектом организации территории коллективного сада по утвержденным проектам возводить сооружения общего пользования, а членам товарищества - садовые домики летнего типа полезной площадью от 12 до 25 кв. метров с террасами площадью до 10 кв. метров на семью.
Во исполнение указанного постановления Советом Министров Удмуртской АССР 15 мая 1967 года было принято постановление N 188/23 "Об отводе земельного участка гослесфонда Ижевского лесхоза месткомам профсоюза предприятия п/я М-5181, Санэпидемстанции, городской больницы N 1 и другим под коллективные сады", которым передан в постоянное пользование для создания коллективного сада с исключением из гослесфонда участок Ижевского лесхоза в квартале N 85 Нагорного лесничества в первой группе лесов площадью 23,7 га, в том числе покрытой лесом 1,7 га; освоение территории под сад разрешено после утверждения исполкомом горсовета проекта ее организации с передачей подлежащей вырубке древесины по нарядам исполкома Ижевского горсовета; членам общества садоводов разрешено строительство садовых домиков летнего типа с полезной площадью до 25 кв. метров и веранды до 10 кв. метров на семью. Согласно выданного Филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Удмуртской Республике 4 апреля 2012 года кадастрового паспорта N 1800/501/12-3112 расположенный в квартале N 85 Нагорного лесничества на землях населенных пунктов г. Ижевска земельный участок гослесфонда Ижевского лесхоза с кадастровым номером 18:26:000000:5079 площадью 237 000 кв. метров, имеет разрешенное использование для создания коллективного сада, сведения о правах отсутствуют.
Постановлением Совета Министров Удмуртской Республики от 9 октября 1967 года N 376/4 об отводе земельного участка гослесфонда, Удмуртскому производственному объединению "Удмурткерамика" под коллективное садоогородство передан непокрытый лесом участок площадью 3,0 га, расположенный в лесах первой группы в квартале 64 литер 11а, 20, 21, 23 Нагорного лесничества Ижевского лесхоза. Согласно кадастрового паспорта земельного участка от 12 мая 2012 года N 1800/501/12-46166 земельный участок с кадастровым номером 18:26:010030:57, площадью 30 000 кв.м. по адресу г. Ижевск, расположенный в лесах первой группы в квартале 64 литер 11а, 20,21,23 Нагорного лесничества Ижевского лесхоза, расположен на землях населенных пунктов, предоставлен под коллективное садоогородство, сведения о правах отсутствуют.
Решением исполнительного комитета Ижевского Горсовета народных депутатов N 113/1 от 17 мая 1979 года о расширении земельного участка коллективного садоводческого товарищества " З" постановлено расширить существующий земельный участок коллективного садоводческого товарищества " З" на 2,5 га в квартале 85 Нагорного лесничества Ижевского ОП лесокомбината под коллективные садоогороды Ижевского электромеханического завода. Согласно кадастровой выписке от 13 апреля 2012 года N 1800/501/12-35081 земельный участок с кадастровым номером 18:26:000000:5087 по адресу г. Ижевск, коллективного садоводческого товарищества "Заря", в квартале 85 Нагорного лесничества Ижевского ОП лесокомбината, находящийся на землях населенных пунктов, имеет разрешенное использование под коллективные садоогороды Ижевского Электромеханического завода, сведения о регистрации прав отсутствуют.
Решением Исполнительного комитета Ижевского Горсовета народных депутатов N 116/1 от 29 мая 1980 года "Об отводе земельного участка Октябрьскому райисполкому для размещения коллективных садов в Октябрьском районе", постановлено отвести Октябрьскому райисполкому для размещения коллективных садов для пенсионеров-инвалидов и участников Великой Отечественной войны земельный участок площадью 1,35 га за счет земель гослесфонда в квартале лесничества Ижевского ОП лесокомбината согласно выкопировке АПУ г. Ижевска. Согласно кадастрового паспорта от 4 апреля 2012 года N 1800/501/12-31033 земельный участок площадью 13 500 кв.м. по адресу г. Ижевск, в квартале 64 Нагорного лесничества Ижевского ОП лесокомбината, расположенный землях населенных пунктов, предоставленный под размещение коллективных садов, сведения о правах отсутствуют.
В последующем решением исполнительного комитета Ижевского городского Совета депутатов трудящихся Удмуртской АССР об отводе земельного участка для расширения садоводческого массива " З" в Октябрьском районе от 19 ноября 1987 года N 246/6 отвести предприятию п/я М-5181 под расширение садоводческого массива " З" земельный участок площадью 6,2 га, из них: 3,8 га - на основании материалов лесохозяйственного устройства 1985 года, 2,4 га - за счет земель Гослесфонда в 85 кв. Нагорного лесничества Ижевского ОП лесокомбината. Согласно кадастровой выписке от 15 февраля 2012 года N 1800/501/12-12877 земельный участок с кадастровым номером 18:26:010036:18, площадью 24 000 кв.м. по адресу г. Ижевск, 85 кв. Нагорного лесничества Ижевского ОП лесокомбината находится на землях населенных пунктов, разрешенное использование: под расширение садоводческого массива " З", сведения о регистрации прав отсутствуют; согласно кадастрового паспорта земельного участка от 12 мая 2012 года N 1800/501/12-46430 земельный участок площадью 38 000 кв.м. по адресу г. Ижевск, расположен на землях населенных пунктов, имеет разрешенное использование под расширение садоводческого массива " З", сведения о правах отсутствуют.
Согласно общедоступным сведениям, содержащимся на официальном сайте Арбитражного Суда Удмуртской Республики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в отношении земельного участка 2,4 га Арбитражным Судом Удмуртской Республики были разрешены споры по делам N А-71-4980/2012 и N А-71-12310/2012 по заявлению СНТ " З" к Управлению Росреестра по Удмуртской Республике о признании решения Управления от 6 февраля 2012 года об отказе в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на данный участок незаконным и обязании осуществить государственную регистрацию указанного права и по иску СНТ " З" к Управлению земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска о признании прав постоянного (бессрочного) пользования данным земельным участком, по которым решениями от 26 июля 2012 года и 27 ноября 2012 года, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции в удовлетворении требований СНТ " З" было отказано в связи с не представлением СНТ " З" государственного акта на право пользования землей, в соответствии со ст. 18 Земельного кодекса РСФСР 1970 года подтверждающего возникновение права бессрочного пользования, а также в связи с тем, что в соответствии со ст. 37 Земельного кодекса РСФСР, ст. 22 "Основ лесного законодательства Российской Федерации", утвержденных Верховным Советом РФ от 6 марта 1993 года N 4613-1 перевод лесных земель первой группы в нелесные земли для их использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, осуществлялся в исключительных случаях с согласия Правительства Российской Федерации, а доказательств изъятия участка из земель лесного фонда и завершения процедуры по оформлению прав на земельный участок, расположенных в лесах, СНТ " З" представлено не было.
В ходе рассмотрения дела N А-71-4980/2012 было установлено, что на часть фактически используемых СНТ " З" земельных участков, расположенных в квартале "данные изъяты", в том числе земельного участка, являющегося предметом спора, зарегистрированы права собственности физических лиц - членов СНТ " З". Отмечено, что участки, относящиеся к имуществу общего пользования, в силу пункта 2 ст. 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Установлено, что границы участка с кадастровым номером "данные изъяты" не определены и имеются противоречия между зарегистрированными правами граждан и заявленным правом СНТ " З" на данный участок.
В ходе рассмотрения дела N N было установлено, что спорный земельный участок находится на территории городских лесов, по материалам лесоустройства 2007-2008 годов он учтен как лесной участок и в настоящее время его местоположение соответствует кварталу 36 Нагорного участка Ижевского лесничества, площадью 22 092 кв.м.; как вновь образованный с ДД.ММ.ГГГГ он постановлен на кадастровый учет с кадастровым номером "данные изъяты", в соответствии со свидетельством "адрес" право собственности на данный участок зарегистрировано за муниципальным образованием "г. Ижевск".
Согласно ст.ст. 1, 2, пункту 1 ст. 32 Федерального закона от 15 апреля 1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", комплексно, с использованием норм других отраслей права, регулирующих отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и устанавливающим правовое положение всех садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, в том числе ранее созданных, организация и застройка территории садоводческого или дачного некоммерческого объединения, осуществляются на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории, одобренных общим собранием объединения.
Названным Законом определено понятие имущества общего пользования, к которому отнесено имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории объединения потребностей его членов в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).
В соответствии ст. 19 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" члены такого объединения обязаны уплачивать членские и иные взносы, предусмотренные данным Федеральным законом и уставом объединения; в соответствии со ст. 1 названного Федерального закона членскими взносами являются денежные средства, периодически вносимые членами объединения на его текущие расходы.
Предоставление в собственность граждан земельных участков на территории СНТ повлекло фактическое использование ими не относящейся к их участкам фактически предоставленной СНТ " З" территории в целях обеспечения их общих потребностей в проходе, проезде, охране и иных нуждах (дороги, общие ворота и заборы и т.п.) и несение расходов по ее содержанию.
Каких-либо оснований полагать, что права на использование указанной части территории, реализуемые гражданами посредством участия в деятельности СНТ в порядке, установленном Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" и Уставом садоводческого товарищества, оспаривались или оспариваются, не имеется.
По смыслу приведенных положений Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", использование части территории объединения, на которой расположены дороги, общие ворота и заборы и т.п.) в иных целях, кроме удовлетворения потребностей их членов в проходе, проезде, охране и иных общих нуждах, не предполагается.
Обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, изучив материалы дела, судебная коллегия с выводом суда о незаключенности подписанного между Г.Л.В. и СНТ " З" ДД.ММ.ГГГГ соглашения согласиться не может, поскольку работы по проведению подземного газопровода Г.Л.В. были проведены, что исключало признание данного соглашения незаключенным. Соответствующие выводы суда подлежат исключению из мотивировочной части решения.
Вместе с тем, по мнению судебной коллегии, неправомерность указанных выводов суда сама по себе не свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения заявленных Г.Л.В. требований о признании недействительным (ничтожным) соглашения от ДД.ММ.ГГГГ по приведенным ей основаниям.
Из материалов дела следует и не оспаривалось истцом, что используемая членами СНТ для доступа к их участкам и общих нужд территория массива, по которой должен был быть проложен газопровод, до начала возведения газопровода была обустроена, и после проведения истцом работ по проведению подземного газопровода нуждалась в восстановлении.
Решением общего собрания СНТ от ДД.ММ.ГГГГ правление СНТ было уполномочено на проведение мероприятий, связанных с газификацией массива с использованием земель общего пользования членов СНТ и правом привлечения третьих лиц.
По смыслу соглашения, его предметом и являлась компенсация истцом затрат СНТ на приведение части массива, на которой планировалось производить работы по проведению подземного газопровода, в состояние, существовавшее до их начала.
Размер данной компенсации, сторонами соглашения был определен в твердой сумме, составляющей "данные изъяты" рублей.
В соответствии с пунктом 1 ст. 21 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения относится принятие решений о формировании и об использовании имущества такого объединения, о создании и развитии объектов инфраструктуры, а также установление размеров целевых фондов и соответствующих взносов; о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность такого объединения; одобрение проекта межевания территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
В соответствии с подпунктами 1, 10, 15 пункта 3 ст. 22 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", пунктами 9.15 Устава СНТ " З" к компетенции правления относятся выполнение решений общего собрания членов такого объединения, организация строительства, ремонта и содержания зданий, строений, сооружений, инженерных сетей, дорог и других объектов общего пользования, совершение от имени объединения сделок; для достижения целей деятельности объединения правление в соответствии с законодательством Российской Федерации и его уставом имеет право принимать соответствующие решения, за исключением решений, касающихся вопросов, отнесенных настоящим Федеральным законом и уставом такого объединения к компетенции общего собрания его членов.
К числу вопросов, относящихся к исключительной компетенции общего собрания членов СНТ вопрос выплаты третьим лицом компенсации на восстановление территории СНТ, использующейся для прохода и проезда к принадлежащим членам СНТ участкам и совершении для этого соответствующих сделок, в соответствии с пунктом 1 ст. 21 названного Федерального закона и Уставом СНТ, не относится.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не относится восстановление использования участка для прохода и проезда членом СНТ к их участкам и к предмету ведения Администрации г. Ижевска.
В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора и могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (пункт 4 ст. 421, ст. 422 ГК РФ).
Установление соглашением условия о выплате истцом компенсации на восстановление используемой членами СНТ территории СНТ при проведении Г.В.В. работ по проведению подземного газопровода и определение его сторонами по взаимному согласию размера компенсации положениям Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", регулирующего спорные правоотношения, не противоречит.
С учетом того, что право на использование членами СНТ " З" части территории СНТ, не переданной в их собственность и предназначенной для доступа к принадлежащим им земельным участками не оспаривалось, а соглашение направлено на реализацию этого права, отсутствие у СНТ " З" права собственности или иного вещного права на незанятую земельными участками членов СНТ территорию товарищества незаконность соглашения не влечет.
По приведенным выше основаниям соответствующие доводы возражений на апелляционную жалобу истца Г.Л.В. и третьего лица Администрации г. Ижевска судебной коллегией отклоняются.
Доводы возражений истца на апелляционную жалобу о незаключенности соглашения ввиду того, что его исполнение могло привести к нарушению прав третьих лиц, судебной коллегией отклоняются как основанные на предположении и не направленные на защиту прав самой истицы, совершившей действия по возведения газопровода в отсутствие разрешения на строительство.
В соответствии с частью 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ право осуществлять строительство газопровода у истца возникало с момента выдачи ей разрешения на строительство, для получения которого ей должны были быть представлены правоустанавливающие документы на земельный участок, реквизиты проект межевания территории.
Таким образом работы по возведению газопровода были проведены истцом несмотря на отсутствие необходимых для этого документов, регламентирующих порядок его строительства.
При указанных обстоятельствах, по мнению судебной коллегии, соглашение как направленное на обеспечение восстановления фактически используемой членами СНТ - собственниками земельных участков территории СНТ, предназначенной для доступа на принадлежащие им земельные участки и иные общие нужды, расходы по содержанию которой они, в соответствии с положениями Федерального закона от 15 апреля 1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", несут путем уплаты СНТ " З" соответствующих взносов, закону не противоречит, и оснований для признания его недействительным (ничтожным), не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 15 октября 2015 года по существу оставить без изменения, исключив из мотивировочной части решения выводы суда о незаключенности соглашения от ДД.ММ.ГГГГ между Г.Л.В. и садоводческим некоммерческим товариществом " З".
Апелляционную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества " З" удовлетворить.
Председательствующий Анисимова В.И.
Судьи Глухова И.Л.
Рогозин А.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.