Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Погореловой Е.А.
судей Ануфриевой Н.В. и Иванова А.В.
с участием прокурора Камратовой А.Г.
при секретаре Кашкаровой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 28 апреля 2016 года гражданское дело по иску прокурора Могойтуйского района Забайкальского края, действующего в интересах Яковенко Р. Б. к Государственному казённому учреждению "Единый социальный расчетный центр" о понуждении к действиям,
по апелляционной жалобе представителя Министерства социальной защиты населения Забайкальского края Романовой Е.В.
на решение Центрального районного суда города Читы от 11 февраля 2016 года, которым постановлено: требования прокурора Могойтуйского района Забайкальского края, действующего в интересах Яковенко Р. Б. к Государственному казённому учреждению "Единый социальный расчетный центр" о понуждении к действиям - удовлетворить.
Обязать Государственное казенное учреждение "Единый социальный расчетный центр" Забайкальского края произвести Яковенко Р. Б. перерасчет и выплату денежной компенсации расходов на оплату твердого топлива для отопления жилого помещения и освещения, исходя из размера жилых помещений, за период с "Дата" по "Дата".
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Е.А. Погореловой, судебная коллегия
установила:
Прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что Яковенко Р.Б. как педагогу-пенсионеру со стажем работы в общеобразовательном учреждении сельской местности более 10 лет в соответствии с Законом Забайкальского края N 129-ЗЗК от 17.02.2009 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае" (далее Закон N 129-ЗЗК) до 18.04.2014 предоставлялась мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату твердого топлива для отопления жилого помещения и освещения в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и норматива потребления коммунальных услуг, устанавливаемых высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края. По мнению прокурора, действия ответчика по расчету и выплате льгот по оплате жилья и коммунальных услуг только на долю педагогического работника, незаконны, противоречат федеральному законодательству, и нарушают права материального истца на полное возмещение понесенных расходов по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг. Просил суд обязать ГКУ "Единый социальный расчетный центр" Забайкальского края произвести материальному истцу перерасчет и выплату денежной компенсации расходов на оплату твердого топлива для отопления жилого помещения и освещения, исходя из размера жилых помещений за период с "Дата" по "Дата".
Определением судьи от 15 января 2016 года к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика привлечены Министерство финансов Забайкальского края и Министерство социальной защиты населения Забайкальского края (л.д. 14).
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства социальной защиты населения Забайкальского края Романова Е.В. выражает несогласие с постановленным решением, просит его отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Указывает, что решением Забайкальского краевого суда от 27 мая 2013 года признан недействующими Закон N129-ЗЗК в редакции, действовавшей до 18 апреля 2014 года. Законом Забайкальского края от 1 апреля 2014 года N948-ЗЗК "О внесении изменений в закон Забайкальского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае", вступившем в силу 19 апреля 2014 года, внесены изменения в Закон N129-ЗЗК, согласно которым пенсионерам из числа педагогических работников предоставляются меры социальной поддержки. С 19 апреля 2014 года меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг Яковенко Р.Б. предоставляются в полном объеме. Поскольку изменения, вносимые в Закон N 129-ЗЗК, действуют с 19.04.2014 и Законом перерасчет не предусмотрен, оснований для произведения перерасчета Яковенко Р.Б. с "Дата" по "Дата" отсутствуют.
Истица Яковенко Р.Б., третьи лица Министерство финансов Забайкальского края и Министерство социальной защиты населения Забайкальского края, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, об отложении слушания дела не просили, об уважительности причин неявки не сообщили.
На основании ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации) судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика Кафтанчикову Е.С., поддержавшую жалобу, прокурора Забайкальской краевой прокуратуры Камратову А.Г., полагавшую решение законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно ч. 8 ст. 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 года N 273-ФЗ (вступившего в силу 01.09.2013 года) педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
До принятия указанного Федерального закона на территории Российской Федерации действовал Закон РФ от 10.07.1992 года N 3266-1 "Об образовании".
В соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 55 данного Закона, в редакции, действовавшей до 11.01.2011 года, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках.
Не привело к утрате названного права педагогических работников и изложение указанной нормы в последней редакции на основании Федерального закона от 29.12.2010 года N 439-ФЗ. Абзац 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ N 3266-1 от 10.07.1992 года закреплял право педагогических работников, проживающих в сельской местности, на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Данной статьей предусматривалось, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
При этом в ст. 3 Федерального закона от 29.12.2010 года N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (действовавшей до 01.09.2013 года), указывалось на то, что нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые во исполнение абз. 3 п. 5 ст.55 Закона "Об образовании", не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Закона.
Закон Забайкальского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае" от 11.02.2009 N 129-ЗЗК с изменениями от 01.04.2014 года (вступившими в силу 19.04.2014г.) определяет размер, условия и порядок предоставления меры социальной поддержки пенсионерам из числа педагогических работников образовательных организаций Забайкальского края, муниципальных образовательных организаций.
Из приведенных норм усматривается, что не устанавливается никаких ограничений размера компенсации, выплачиваемой указанной категории граждан, долей общей площади жилого помещения, приходящейся на самого педагогического работника (пенсионера).
Из материалов дела усматривается, что Яковенко Р.Б. является пенсионером из числа педагогических работников, имеющих стаж работы в сельской местности более 10 лет.
До 18 апреля 2014 года она получала меру социальной поддержки по оплате отопления и освещения жилого помещения и коммунальных услуг в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, устанавливаемых высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края в соответствии с федеральным законом.
По делу установлено и сторонами не оспаривалось, что с 19 апреля 2014 года указанная мера социальной поддержки предоставляется истцу в полном объеме.
Изложенное свидетельствует об обоснованности заявленных требований.
Вывод суда основан на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии требованиями статьи 67 ГПК Российской Федерации, а также нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения. Нарушений норм материального или процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, судом не допущено. Оснований для признания данного вывода суда неправильным не имеется.
Учитывая, что выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда.
Доводы апелляционной жалобы о том, что не предусмотрен перерасчет компенсации с момента вступления в силу решения Забайкальского краевого суда и что нормы действующего законодательства действуют с 19.04.2014, направлены на иное, неправильное толкование норм материального права, а потому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения суда, учитывая, что Закон Забайкальского края N 129-ЗЗК, действовавший в редакции от 11.02.2009, противоречил федеральному законодательству в части ограничения мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, чем ущемлялись права последних. Суд первой инстанции правильно в решении указал на то, что право материального истца на предоставление мер социальной поддержки не должно ставиться в зависимость от процедуры внесения изменений в законодательные акты субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, при удовлетворении иска судом не учтено то, что истица стала пенсионером из числа педагогических работников, имеющих стаж работы в сельской местности более 10 лет "Дата" г. На основании личного заявления истицы ежемесячная выплата на оплату жилого помещения и коммунальные услуги как работающему педагогу была прекращена с "Дата" Ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг была назначена истице, как пенсионеру из числа педагогических работников, имеющих стаж работы в сельской местности более 10 лет, с "Дата" на основании ее заявления (л.д. 32, 33). Соответственно обязанность назначить меры социальной поддержки в полном объеме, как пенсионеру из числа педагогических работников, имеющих стаж работы в сельской местности более 10 лет, возникла у Государственного казенного учреждения "Единый социальный расчетный центр" Забайкальского края с "Дата"
В связи с вышеизложенным, решение суда в указанной части подлежит изменению.
В остальной части решение суда судебная коллегия находит подлежащим оставлению без изменения, как принятое с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда города Читы от 11 февраля 2016 года изменить.
Обязать Государственное казенное учреждение "Единый социальный расчетный центр" Забайкальского края произвести Яковенко Р. Б. перерасчет и выплату денежной компенсации расходов на оплату твердого топлива для отопления жилого помещения и освещения, исходя из размера жилых помещений, за период с "Дата" по "Дата".
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства социальной защиты населения Забайкальского края Романовой Е.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Е.А. Погорелова
Судьи Н.В. Ануфриева
А.В. Иванов
Резолютивная часть
Резолютивная часть
Резолютивная часть
Резолютивная часть
Резолютивная часть
Резолютивная часть
Резолютивная часть
Резолютивная часть
Резолютивная часть
Резолютивная часть
Резолютивная часть
Резолютивная часть
Резолютивная часть
Резолютивная часть
Резолютивная часть
Резолютивная часть
Резолютивная часть
Резолютивная часть
Резолютивная часть
Резолютивная часть
Резолютивная часть
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.