Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Кожиной Е.А.
и судей краевого суда Кузнецовой О.А., Процкой Т.В.
при секретаре Башуровой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 10 марта 2016 года гражданское дело по иску заместителя прокурора Забайкальского края, действующего в интересах Сеновой Татьяны Ивановны к Министерству территориального развития Забайкальского края о признании права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Савчук М.А.
на решение Центрального районного суда г. Читы от 16 ноября 2015 года, которым постановлено:
Исковые требования Забайкальского края, действующего в интересах Сеновой Татьяны Ивановны удовлетворить частично.
Признать за Сеновой Татьяной Ивановной право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом N 342-ФЗ от 08.12.2010г. "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан".
Заслушав доклад судьи Кожиной Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора Забайкальского края обратился в суд с указанным иском в интересах Сеновой Т.И., ссылаясь на то, что истец на основании решения квартирной комиссии исполкома Ингодинского районного Совета депутатов трудящихся г. Читы от "Дата" года состоит в администрации Ингодинского административного района городского округа "Город Чита" на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с "Дата" года на первоочередном учете по категории сотрудников органов внутренних дел. Общая продолжительность службы в органах внутренних дел составляет "данные изъяты", из них "данные изъяты" Сенова Т.И. занимала должности, финансируемые за счет средств федерального бюджета, уволена "Дата" по состоянию здоровья. На момент увольнения и до настоящего времени жильем Сенова Т.И. не обеспечена. При обращении в Министерство территориального развития Забайкальского края с просьбой о принятии на учет граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, имеющих право на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета, Сеновой Т.И. было отказано на основании отсутствия доказательств нахождения на соответствующем учете. Просил признать за истцом право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета. Обязать ответчика обеспечить Сенову Т.И. жилым помещением за счет средств федерального бюджета (л.д. N).
Определениями судьи от "Дата", от "Дата" участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация Ингодинского административного района городского округа "Город Чита", администрация городского округа "Город Чита" (л.д. N
Судом постановлено вышеприведенное решение (л.д. N).
В апелляционной жалобе представитель ответчика Савчук М.А. просит решение суда отменить, ссылается на то, что Сенова Т.И. с момента постановки ее, как К., на учет на общих основаниях, до "Дата" года в органы местного самоуправления, в качестве Сеновой Т.И., уволенной со службы из органов внутренних дел, в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета не обращалась, то есть в установленный период до "Дата" года о своем праве не заявляла. Документов, подтверждающих факт ее постановки на учет в органе местного самоуправления в качестве уволенной со службы в органах внутренних дел в соответствии с постановлением Правительства РФ от "Дата" года N N, не представлено. Выражает несогласие с выводом суда о том, что представленное решение Ингодинского районного суда г. Читы от "Дата" года не имеет правового значения для настоящего спора. Считает, что в указанном решении суд сделал правильный вывод, что само по себе нахождение истца с "Дата" года на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на общих основаниях, не предполагает автоматического перевода в иную категорию льготников, без соблюдения установленного порядка. Судом без правовой оценки в обоснование принятого решения приняты во внимания пояснения представителя администрации о том, что учет граждан, претендующих на получение жилых помещений, как в очередном порядке, так и в льготном, является единым, отдельного учета граждан, претендующих на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, не ведется. В данном случае представитель администрации пояснял по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и претендующих на получение жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, на котором до настоящего времени состоит Сенова Т.И., в связи с чем отсутствуют препятствия для реализации ее права на обеспечение жильем на общих основаниях в порядке, предусмотренном нормами ЖК РФ, по решению органа местного самоуправления по месту жительства. При этом судом не дана правовая оценка документам, представленным ответчиком, свидетельствующим о наличии в администрации городского округа "Город Чита" учета граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц (л.д. N).
В суд апелляционной инстанции третьи лица - администрация Ингодинского административного района ГО "Город Чита" и администрация ГО "Город Чита" своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со ст.167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика Министерства территориального развития Забайкальского края Савчук М.А., поддержавшей жалобу, объяснения прокурора Чадовой Е.А. и истца Сеновой Т.И., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что Сенова Т.И. проходила службу в ОВД с "Дата" года по "Дата", уволена по ограниченному состоянию здоровья. Общая продолжительность службы составила "данные изъяты" дня, из которых "данные изъяты" дней - на должностях, финансируемых за счет средств федерального бюджета. С "Дата" года Сенова Т.И. состоит в администрации Ингодинского района г.Читы на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. С "Дата" года состоит на учете как сотрудник ОВД (первоочередное обеспечение жильем), по состоянию на "Дата" номер очереди Сеновой Т.И. в общем списке очередников - "данные изъяты", среди первоочередников - "данные изъяты".
Удовлетворяя в части заявленные Сеновой Н.И. исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в соответствии с п. 2.1 ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (введен с 01 января 2011 года Федеральным законом от 08 декабря 2010 года N 342-ФЗ) обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Статьей 2 Федерального закона от 08 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьи 15.1 Федерального закона N 76-ФЗ, распространяются на следующую обеспечиваемую жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета нижеуказанную категорию граждан независимо от даты их увольнения со службы, которые до 1 января 2005 года в установленном Правительством Российской Федерации порядке были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях: граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 18 августа 2011 года утвержден Порядок предоставления гражданам, уволенным с военной службы и приравненным к ним лицам жилых помещений, в собственность бесплатно иди по договору социального найма, и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на территории Забайкальского края (далее - Порядок).
Вышеназванный Порядок разработан в целях обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, в том числе граждане, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства в принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 01 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей.
Судом сделан обоснованный вывод о том, что Сенова Т.И. принята на такой учет до "Дата", как лицо, уволенное со службы ОВД по состоянию здоровья с продолжительностью службы более 10 лет, она вправе претендовать на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом N 342 от 08.12.2010 "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан".
Доводы ответчика о том, что для реализации вышеуказанного права Сеновой Т.И. было необходимо встать на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, суд правомерно отклонил как несостоятельные.
Суд обоснованно учел, что к моменту принятия Постановления Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054, Сенова Т.И. уже была принята на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилых помещений в органе местного самоуправления. Положений о необходимости дополнительного учета граждан, вставших на учет до принятия Постановления, данный нормативный акт не содержит.
Решение Ингодинского районного суда г.Читы от "Дата", которым Сеновой Т.И. отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным распоряжения Министерства Территориального развития Забайкальского края от "Дата" об отказе во включении в Реестр граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий", не препятствует вынесению решения по данному делу о признании за Сеновой Т.И. права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета. Как обоснованно указал суд, в рамках ранее рассмотренного гражданского дела решался вопрос об обоснованности отказа ответчика в постановке Сеновой Т.И. на учете в Министерстве, тогда как настоящий иск направлен на восстановление нарушенного права.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что Сенова Т.И. имеет право на получение жилья в соответствии с общей очередью, нуждающихся в улучшении жилищных условий, о наличии в администрации городского округа "Город Чита" учета граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, судебная коллегия отклоняет, так как правовой статус истца позволяет ей получить жилье на других основаниях - за счет средств федерального бюджета. Иные доводы жалобы направлены на переоценку учтенных судом обстоятельств, для чего правовых оснований не имеется.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Читы от 16 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Савчук М.А. - оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Копия верна
Судья Забайкальского краевого суда Е.А.Кожина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.