Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Нурмиева М.М.,
судей Гаянова А.Р. и Мусиной Л.М.,
при секретаре судебного заседания Гилязетдиновой Э.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Нурмиева М.М. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя МКУ "ИК МО г. Набережные Челны" Крикун Ю.И. на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 15 января 2016 года, которым постановлено:
удовлетворить иск Мухаметзяновой Д.М. в интересах сына - Мухаметзянова Р.Г..
Обязать Исполнительный комитет муниципального образования
г. Набережные Челны предоставить вне очереди Мухаметзяновой Д.М., ее сыну - Мухаметзянову Р.Г. жилое помещение по договору социального найма в черте г. Набережные Челны, общей площадью не менее нормы предоставления с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мухаметзянова Д.М., действуя также в интересах недееспособного Мухаметзянова Р.Г., обратилась к МКУ "ИК МО г. Набережные Челны" с иском о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди. В обоснование иска указано, что истица является матерью Мухаметзянова Р.Г., который, будучи инвалидом "данные изъяты", с 01 марта 2001 года состоит на учёте граждан, нуждающихся в жилых помещениях. 10 июня 2015 года истица обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении её семье в составе двух человек жилого помещения, однако в удовлетворении заявления ей было отказано. Полагая отказ ответчика незаконным, истица просила обязать МКУ "ИК МО
г. Набережные Челны" предоставить вне очереди ей и Мухаметзянову Р.Г. жилое помещение по договору социального найма в черте г. Набережные Челны, общей площадью не менее нормы предоставления с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Истица Мухаметзянова Д.М. в суде первой инстанции иск поддержала.
Представитель ответчика ИК МО г. Набережные Челны Таишева А.Р. в суде первой инстанции иск не признала.
Суд первой инстанции иск удовлетворил, приняв решение в вышеприведённой формулировке.
В апелляционной жалобе представитель МКУ "ИК МО г. Набережные Челны" просит решение суда отменить и принять новое решение, которым в иске отказать. В жалобе со ссылкой на ст.ст. 17, 28.2 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Положение о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан, утверждённое постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 07 июня 2006 года N275, выражается мнение о том, что МКУ "ИК МО г. Набережные Челны" является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям, поскольку в Республике Татарстан обеспечение жильём указанной категории граждан производится за счёт соответствующих субсидий. Апеллянт отмечает, что ведение органом местного самоуправления списка получателей субсидий не может являться основанием для возложения на него обязанности по предоставлению жилых помещений.
Стороны в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Поскольку сведений о наличии существенных препятствий для их участия в судебном заседании не имеется, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
В силу положений п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права является основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с положениями ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьёй 28.2 того же Федерального закона установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
По делу установлено, что истица Мухаметзянова Д.М. является матерью Мухаметзянова Р.Г., "дата" который признан инвалидом "данные изъяты" и страдает заболеванием, входящим в утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N378 Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Мухаметзянова Д.М. и Мухаметзянов Р.Г. являются сособственниками комнаты жилой площадью 12,5 кв.м., расположенной в трёхкомнатной квартире по адресу г. Набережные Челны, "адрес".
Из ответа главы администрации Автозаводского района ИК МО
г. Набережные Челны следует, что Мухаметзянова Д.М. с семьёй в составе двух человек с 01 марта 2001 года состоит на учёте в ИК МО г. Набережные Челны в качестве нуждающейся в жилом помещении как мать, имеющая ребёнка-инвалида.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что на МКУ "ИК МО г. Набережные Челны" как на органе местного самоуправления лежит обязанность по внеочередному предоставлению истице жилого помещения по договору социального найма как матери ребёнка-инвалида.
С указанным выводом судебная коллегия согласиться не может и полагает заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы о том, что МКУ "ИК МО г. Набережные Челны" не является по делу надлежащим ответчиком.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Как указывалось выше, истица просила обязать орган местного самоуправления предоставить ей вне очереди жилое помещение по договору социального найма.
В силу положений ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в том числе гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.
Согласно положениям ч.ч. 1, 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В силу положений ч.ч. 1-3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В силу п.п. "ж", "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, и жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений определены ст. 13 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Подпунктом "б" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 06 октября 1999 г.
N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации осуществляет законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Решение вопросов социальной поддержки инвалидов отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации также подпунктом 24 п. 2 ст. 26.3 того же Федерального закона. При этом пунктом 1 названной статьи определено, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения субъектов Российской Федерации, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно преамбуле ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотренные названным Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан
от 07 июня 2006 года N275 "Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан" установлено, что обеспечение жильем граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, в соответствии с федеральными законами от 12.01.1995 N5-ФЗ "О ветеранах", от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" производится путем предоставления им субсидий на приобретение жилья.
Приведенные нормы законов и подзаконных актов в их взаимосвязи позволяют прийти к выводу о том, что органы муниципальной власти наделены полномочиями и обязанностями в сфере организации и предоставления мер по обеспечению инвалидов жилыми помещениями лишь в том случае, если претендующие на меры социальной поддержки инвалиды являются малоимущими. В ином случае обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, осуществляется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации и является, исходя из системного анализа положений федерального законодательства, расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Поскольку доказательств признания истицы и её сына малоимущими суду не представлено, то оснований для возложения обязанности по обеспечению их жилыми помещениями на МКУ "ИК МО г. Набережные Челны" не имеется.
Судебная коллегия отмечает, что из ответа заместителя министра труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 09 июля 2010 года следует, что Мухаметзянова Д.М. включена в сводный республиканский реестр граждан - получателей субсидий на приобретение жилья.
При изложенных обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения заявленных истицей требований у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем оспариваемое решение подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска.
На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ст. 328, ст. 329, ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 15 января 2016 года по данному делу отменить и принять новое решение.
В удовлетворении иска Мухаметзяновой Д.М., действующей также в интересах Мухаметзянова Р.Г., к МКУ "Исполнительный комитет муниципального образования г. Набережные Челны" о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.
Председательствующий -
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.