Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Муртазина А.И.,
судей Моисеевой Н.Н., Сахиповой Г.А.,
при секретаре судебного заседания Шамсутдиновой Л.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Моисеевой Н.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан на решение Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от "дата", которым постановлено:
Иск удовлетворить.
Признать заболевание Мусиновой ФИО9 полученным в результате военной службы в органах внутренних дел Республики Таджикистан.
Обязать Федеральное казенное учреждение "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации внести изменения в справку МСЭ, указав группу инвалидности - вторая, бессрочно; причину - получение заболевания в период военной службы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение участников процесса, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мусинова М.Р. обратилась в суд с иском к ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан" Министерства труда и социальной защиты РФ о признании факта получения заболевания в период прохождения военной службы в органах внутренних дел, понуждении внести соответствующие изменения в документы, подтверждающие инвалидность.
В обоснование иска указано, что истица проходила медико-социальную экспертизу в федеральном государственном учреждении МСЭ, по результатам которой был составлен акт ... от "дата", присвоена вторая группа инвалидности по причине "Общее заболевание" на срок до "дата". Дата очередного освидетельствования "дата". Выдана выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серия МСЭ-2013 ...
Истица считает, что в ходе проведения МСЭ не учитывалось то обстоятельство, что ранее, "дата", проводилось ее освидетельствование в Республиканском ВТЭК в Республике Таджикистан и ей установлена вторая группа инвалидности бессрочно по причине заболевания, связанного с прохождением военной службы в органах внутренних дел, по результатам которого выдана справка ВТЭ-1 ...
Истица обратилась к ответчику с заявлением о несогласии с результатами медико-социальной экспертизы.
"дата" истицей было получено письмо от ответчика, в котором сообщалось, что свидетельство о болезни ... от "дата" Республики Таджикистан на территории Российской Федерации не является документом, который может быть положен в основу заключения о причине инвалидности.
На основании изложенного, истица, уточнив исковые требования, просила суд признать заболевание Мусиновой М.Р. полученным в результате военной службы в органах внутренних дел Республики Таджикистан, возложив на ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан" Министерства труда и социальной защиты РФ обязанность по внесению изменения в справку МСЭ, указав группу инвалидности - вторая, бессрочно; причину - получение заболевания в период военной службы.
Истец и представитель истца, уточненные исковые требования поддержали.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал.
Представитель третьего лица, Министерства внутренних дел РТ в судебном заседании просил отказать истцу в удовлетворении иска.
Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть МВД России по РТ", извещенное о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило.
Судом постановлено решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность. Указано, что Российская Федерация не имеет международных соглашений о взаимном признании правил признания граждан инвалидами и международных соглашений правительств стран СНГ о единообразии порядка установления причин инвалидности бывших служащих органов внутренних дел. При этом формулировка в свидетельстве о болезни истицы "заболевание связано с прохождение военной службы в органах внутренних дел" не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации.
В суде апелляционной инстанции истец Мусинова М.Р. просила апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда первой инстанции без изменения.
Представитель ответчика ФКУ Главное бюро медико-социальной экспертизы по РТ Министерства труда и соц. защиты РФ Гущина Е.Е. просила апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда отменить.
Представитель третьего лица МВД по РТ Яхина Р.Б. пояснила, что с решением суда согласна.
Проверив законность и обоснованность судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании пункта 4 части первой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии со статьями 7, 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается: установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты; разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов; изучение уровня и причин инвалидности населения; участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов; определение степени утраты профессиональной трудоспособности; определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего.
Медико-социальная экспертиза - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктами 5, 6 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95, условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория "ребенок-инвалид".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" утверждены Правила признания лица инвалидом (далее - Правила).
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 2 Правил).
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала.
Пунктом 25 Правил определено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.
При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол. В проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля (далее - консультанты). Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы. Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения (пункты 26, 27, 28 Правил).
Приказом Минтруда России от 11 октября 2012 года N 310н утвержден Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы. В пункте 4 Порядка предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро). В состав бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) входят не менее 3 специалистов. Состав специалистов формируется из врачей по медико-социальной экспертизе, психологов, специалистов по реабилитации. Обязательным условием формирования состава бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) является наличие не менее 1 врача по медико-социальной экспертизе.
Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденным приказом Минтруда России от 29 января 2014 года N 59н, установлено, что результатом предоставления государственной услуги является: при установлении инвалидности - выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида) (пункт 11 Административного регламента).
Из содержания приведенных нормативных положений, регламентирующих отношения по признанию лица инвалидом, следует, что определение наличия либо отсутствия оснований для признания лица инвалидом относится к исключительной компетенции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и имеющих соответствующие лицензии на проведение медико-социальной экспертизы. Полномочия врачебной комиссии медицинской организации ограничиваются перечнем работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность указанной медицинской организации, на которые данной медицинской организацией в установленном законом порядке получена соответствующая лицензия. Освидетельствование лица для установления ему инвалидности проводится только в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы, на которые возложены функции по установлению инвалидности. Назначение и проведение медико-социальных экспертиз должны осуществляться в медицинских организациях государственной системы медико-социальной экспертизы, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности по соответствующим работам (услугам) - по медико-социальной экспертизе, а также лицами, получившими высшее медицинское образование в Российской Федерации, имеющими сертификат специалиста в том объеме, в каком эта деятельность указана в лицензии и сертификате.
Из материалов дела видно, что на основании акта освидетельствования в Республиканской ВТЭК Министерства труда и социальной населения Республики Таджикистан от "дата" Мусиновой М.Р. была выдана справка серии ... , согласно которой она признана инвалидом второй группы бессрочно. Причина инвалидности: "заболевание связано с прохождением военной службы в органах внутренних дел".
"дата" истица проходила медико-социальную экспертизу в ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, по результатам которой был составлен акт ... , истице присвоена вторая группа инвалидности по причине "Общее заболевание". Инвалидность на срок до "дата", дата очередного освидетельствования "дата". Выдана выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серия ...
Согласно справке серии ... от "дата" при очередном освидетельствовании ответчиком установлена ФИО1 третья группа инвалидности на срок до "дата".
Давая оценку законности оспариваемому истицей заключению ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Татарстан" Минтруда России бюро N7 в части формулировки причины инвалидности и группы инвалидности, судебная коллегия на основании тщательного анализа нормативных правовых актов, регулирующих порядок проведения медико-социальной экспертизы, оформления заключений о причинной связи увечий, заболеваний с полученными военными травмами либо отнесения заболеваний к полученным в период военной службы, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления Мусиновой М.Р.
Так, в силу положений пункта 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом", в случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указываются общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также иные причины, установленные законодательством Российской Федерации.
При отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание.
Согласно пункту 7 Постановления Минтруда Российской Федерации от 15.04.2003 N 17 "Об утверждении разъяснения "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности" (далее Разъяснения) причина инвалидности с формулировкой "военная травма" определяется гражданам, уволенным с военной службы (далее - бывшим военнослужащим), в случаях, если инвалидность бывших военнослужащих наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.
Причина инвалидности с формулировкой "военная травма" определяется как по прямым последствиям вышеуказанных увечий (ранений, травм, контузий) или заболеваний, так и по различным их осложнениям и последствиям, отдаленным по времени от увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, независимо от срока обращения гражданина в федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы.
При этом в пункте 8 данных Разъяснений указано, что причина инвалидности с формулировкой "заболевание получено в период военной службы" определяется в случаях, если инвалидность бывшего военнослужащего наступила вследствие заболевания, полученного в период военной службы, вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Исходя из изложенного следует, что формулировка причины инвалидности истицы "заболевание связано с прохождением военной службы в органах внутренних дел", указанная в справке серии ... Республиканской ВТЭК Министерства труда и социальной защиты Республики Таджикистан, не предусмотрена действующим законодательством Российской Федерации.
В связи с чем, на основании пункта 7 Разъяснений Минтруда РФ от 15.04.2003 N 17, при отсутствии у бывших военнослужащих военно-медицинских документов, необходимых для определения причинной связи инвалидности с военной травмой, прохождением военной службы и другими обстоятельствами, предусмотренными действующим законодательством, причина инвалидности федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы определяется с формулировкой "общее заболевание" и одновременно оказывается содействие гражданину в поиске необходимых военно-медицинских документов.
Принимая решения об удовлетворении исковых требований Мусиновой М.Р., суд первой инстанции возложил на ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации обязанность установить Мусиновой М.Р. инвалидность II группы бессрочно. Таким образом, суд фактически признал Мусинову М.Р. инвалидом II группы, в то время как установление инвалидности и признание лица инвалидом не относится к компетенции судебных органов.
В связи с изложенным, обжалуемый судебный акт нельзя признать законным, поскольку он принят с существенными нарушениями норм материального права.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе Мусиновой М.Р. в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 199, пунктом 2 статьи 328, статьей 329, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от "дата" по данному делу отменить и принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований Мусиновой ФИО10 к Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан" Министерства труда и социальной защиты РФ о внесении изменений в справку МСЭ и установлении причины инвалидности отказать в полном объеме.
Апелляционное определение суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.