Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Татарстан Р.Ф. Гафаров, рассмотрев жалобу защитника А.Р.С. на вступившие в законную силу решение судьи Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 1 июля 2015 года и определение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 19 августа 2015 года, вынесенные в отношении открытого акционерного общества "Судоходная Компания "Татфлот"" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации по охране природы по Республике Татарстан от 29 сентября 2014 года, оставленным без изменения решением судьи Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 1 июля 2015 года, открытое акционерное общество "Судоходная Компания "Татфлот"" (далее по тексту - ОАО "СК Татфлот", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Определением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 19 августа 2015 года указанное решение судьи городского суда оставлено без изменения, жалоба защитника А.Р. С. - без удовлетворения.
В жалобе защитник ОАО "СК "Татфлот" - А.Р. С., указывая на нарушение порядка привлечения к административной ответственности, просит постановление должностного лица и вынесенные в отношении Общества судебные акты отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, оснований для удовлетворения указанной жалобы не нахожу.
Административная ответственность по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно- эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Материалами дела установлено, что 22 августа 2014 года старшим государственным инспектором по охране природы по Республике Татарстан, во исполнение приказа руководителя Управления Росприроднадзора по Республике Татарстан от 7 июля 2014 года N ... , проведена плановая выездная проверка соблюдения ОАО "СК Татфлот" и его филиалов законодательства Российской Федерации в сфере природопользования, охраны окружающей среды.
В ходе проверки выявлено нарушение Обществом экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, в том числе положений статей 14, 15, 18, 19, 26 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и приказа Министерства природных ресурсов и экологии от 1 сентября 2011 года N 721 "Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами", а именно:
- ведется с нарушением установленного порядка, а в Чистопольском речном порту не в установленном порядке, учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, размещенных, переданных другим лицам и полученных от других лиц отходов;
- лица, допущенные к обращению с отходами 1-4 класса опасности, не имеют профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельством (сертификатом);
- не представлена в Управление Росприроднадзора по Республике Татарстан статистическая отчетность по форме 2-ТП (отходы) за 2013 год;
- в 2013 году были превышены нормативы образования отходов, указанных в статистической отчетность по форме 2-ТП (отходы);
- не подтверждены отнесение отходов к конкретному классу опасности и не согласованы паспорта на определенные виды отходов в установленном законом порядке;
- не установлены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (песок, загрязненный маслами);
- не согласован в установленном порядке порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами филиала ОАО "СК Татфлот" Чистопольский речной порт.
Эти обстоятельства подтверждаются материалами дела об административном правонарушении: протоколом об административном правонарушении от 22 августа 2014 года N 461; приказом руководителя Управления Росприроднадзора по Республике Татарстан от 7 июля 2014 года N 316 о проведении плановой выездной проверки юридического лица ОАО "СК Татфлот"; актом проверки от 22 августа 2014 года N 303 и прилагаемыми к акту документами.
Данные доказательства получены в установленном законом порядке, в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и оценены в совокупности согласно требованиям статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, факт совершения ОАО "СК Татфлот" административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо допустившее несоблюдение экологических и санитарно- эпидемиологических требований и виновность данного лица в совершении административного правонарушения, судьями нижестоящих судебных инстанций установлены правильно, в соответствии с требованиями статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обоснованность привлечения ОАО "СК Татфлот" к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сомнения не вызывает, поскольку совокупность исследованных судьями доказательств свидетельствует о том, что Обществом допущено нарушение требований статей 14, 15, 18, 19, 26 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и приказа Министерства природных ресурсов и экологии от 1 сентября 2011 года N 721 "Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами".
Довод жалобы о нарушении порядка привлечения Общества к административной ответственности нельзя признать состоятельным.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что представитель ОАО "СК Татфлот" С.В. Ж., действующий на основании доверенности от 5 мая 2014 года, был ознакомлен с приказом руководителя Управления Росприроднадзора по Республике Татарстан от 7 июля 2014 года N 316 о проведении плановой выездной проверки юридического лица ОАО "СК Татфлот".
Извещение о предстоящей проверке направлялось ОАО "СК Татфлот" 8 июля 2014 года N 04-7516 и доставлено 14 июля 2014 года.
Проверка ОАО "СК Татфлот" органом государственного контроля проведена в присутствии представителей Общества - С.В. Ж., С.Н. Н., В.В. К., имеющих полномочия представлять интересы ОАО "СК Татфлот" на основании доверенностей.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с положениями части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и содержит все сведения, необходимые для рассмотрения дела об административном правонарушении.
Уведомление о завершении плановой проверки и необходимости явиться в Управление Росприроднадзора по Республике Татарстан для составления и подписания протокола об административном правонарушении с указанием места и времени его составления было направлено Обществу через отделение почтовой связи по адресу: город Казань, улица Девятаева, дом 1 и получено 21 августа 2014 года, что подтверждается копией почтового уведомления.
При этом довод жалобы о ненадлежащем извещении ввиду направления уведомления по месту нахождения филиала нельзя признать состоятельным.
В соответствии с Разделом 5 Устава ОАО "СК Татфлот" филиалы общества не являются юридическими лицами и действуют на основании утвержденного Обществом положения.
Руководитель филиала назначается Обществом и действует на основании доверенности, выданной Обществом.
Исходя из изложенного, а также учитывая, что в функции филиалов и подразделений Общества в соответствии с законом входит представление интересов юридического лица вне места его нахождения, направление извещения о составлении протокола об административном правонарушении в адрес руководителя филиала (представительства) может быть признано надлежащим извещением законного представителя юридического лица.
Поступление уведомления по месту нахождения филиала ОАО "СК Татфлот" Казанский пассажирский порт обеспечивало реальную возможность получения законным представителем данного уведомления и реализации права на участие в составлении протокола об административном правонарушении.
Кроме того, юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя.
Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.
Исходя из сведений Единого государственного реестра юридических лиц, по состоянию на 23 марта 2015 года, местом нахождения филиала Казанский пассажирский порт указан адрес: Республика Татарстан, город Казань, улица Девятаева, дом 1.
При таких обстоятельствах ОАО "СК Татфлот" обоснованно привлечено к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в минимальном размере, предусмотренном санкцией указанной статьи.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении ОАО "СК Татфлот" должностным лицом вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Судебные акты соответствуют требованиям закона.
Нарушений норм административного законодательства, которые привели к неверному разрешению дела, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
решение судьи Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 1 июля 2015 года и определение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 19 августа 2015 года, вынесенные в отношении открытого акционерного общества "Судоходная Компания "Татфлот"" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника А.Р.С. - без удовлетворения.
Заместитель
Председателя Верховного Суда
Республики Татарстан /подпись/ Р.Ф. Гафаров
Копия верна:
Судья Верховного Суда
Республики Татарстан С.М. Федонин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.