Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Руди О.В.,
судей: Уваровой В.В., Карелиной Е.Г.,
при секретаре Кривошеиной К.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области к публичному акционерному обществу "Томская энергосбытовая компания" о возложении обязанности прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга лиц
по апелляционной жалобе ответчика ПАО "Томскэнергосбыт" на решение Кировского районного суда г. Томска от 17.12.2015.
Заслушав доклад судьи Уваровой В.В., представителя ответчика ПАО "Томскэнергосбыт" Галкина А.В. (доверенность N138 от 11.01.2016), поддержавшего доводы жалобы, представителей истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области Игнатьевой О.А. (доверенность N 8 от 11.01.2016), Гореликовой О.Г. (доверенность N8 от 11.01.2016), возражавших против доводов жалобы, представителя третьего лица Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области Чекалина С.А. (доверенность N 13 от 17.02.2016), не согласившегося с доводами жалобы, судебная коллегия
установила:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области (далее - Управление Роспотребнадзора по ТО) обратилось в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к ПАО "Томскэнергосбыт". В обоснование иска указало, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации. Кроме того, жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом.
Ссылалось на то, что ПАО "Томскэнергосбыт" в отсутствие правовых оснований производит расчет, требует от жильцов многоквартирных домов, способ управления которыми определен в соответствии с жилищным законодательством, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, несмотря на то, что прямая оплата коммунальных услуг ресурсоснабжающим организациям предусмотрена для собственников и нанимателей жилых помещений в случае принятия по этому вопросу решения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Полагало, что действующим законодательством ресурсоснабжающим организациям (ПАО "Томскэнергосбыт") не предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, следовательно, такие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь, поскольку не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.
С учетом уточнения исковых требований истец просил обязать ПАО "Томскэнергосбыт" прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей, а именно: не выставлять счета, не производить начисление и расчет платы за электроэнергию на ОДН собственникам (пользователям) жилых помещений в многоквартирных домах на территории городского округа г. Томск, находящихся в управлении управляющих организаций, которые на общем собрании собственников не приняли решение об оплате за электроэнергию на общедомовые нужды непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, обязать ответчика довести решение суда до сведения потребителей через средства массовой информации в течение 10 дней после вступления решения суда в законную силу, о чем проинформировать суд и Управление Роспотребнадзора по Томской области с предоставлением подтверждающих документов.
В судебном заседании представители истца Управления Роспотребнадзора по Томской области Гореликова О.Г., Игнатьева О.А. исковые требования поддержали в полном объеме с учетом их уточнения.
Представитель ответчика ПАО "Томскэнергосбыт" Галкин А.В. в суде исковые требования не признал в полном объеме.
Представитель третьего лица Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области Чекалин С.А. в судебном заседании полагал, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Решением Кировского районного суда г. Томска от 17.12.2015 иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области к публичному акционерному обществу "Томская энергосбытовая компания" о возложении обязанности прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга лиц удовлетворен.
В апелляционной жалобе представитель ПАО "Томскэнергосбыт" Галкин А.В. просит решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Указывает, что суд первой инстанции не установилобстоятельства, имеющие значение для дела, а именно: не доказан факт противоправных действий ответчика, выраженных в начислении и расчете платы за электроэнергию на общедомовые нужды собственникам жилых помещений в многоквартирных домах на территории городского округа г. Томск; не доказана вина ответчика в том, что, зная о выборе собственниками жилых помещений в многоквартирном доме на территории городского округа г. Томск формы управления в виде управляющей организации, ответчик продолжал начислять и рассчитывать плату за электроэнергию на общедомовые нужды (ОДН) непосредственно собственникам жилых помещений.
Отмечает, что ПАО "Томскэнергосбыт", являясь гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Томской области, обязано было заключить договор энергоснабжения. При этом управляющая организация, товарищество или кооператив обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения в случае, если на такую управляющую организацию товарищество или кооператив в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
Более того, считает, что узнать о выборе собственниками жилых помещений многоквартирного дома той или иной формы управления домом ответчик имеет возможность только при непосредственном обращении потребителей за заключением договора энергоснабжения.
Не согласен с выводом суда о том, что ответчик мог ознакомиться с решением собственников жилых помещений в МКЖД о выборе формы управления на сайте Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области depzkh@tomsk.gov.ru (раздел лицензирование).
В представленных истцом в суд квитанциях на оплату информация об исполнителе коммунальных услуг не актуальна. Считает, что в представленных квитанциях указан расчетный счет ответчика, на который поступали все платежи за электроэнергию.
В возражениях на апелляционную жалобу представители истца Игнатьева О.А., Гореликова О.Г. просят решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия оснований для отмены либо изменения решения не находит по следующим основаниям.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что начисление и взимание платы за подачу жителям многоквартирных домов электрической энергии, потребляемой при использовании общего имущества в многоквартирном доме, при избрании способа управления посредством управления ТСЖ или ЖК, или иным специализированным потребительским кооперативом, или управляющей организацией правомочна только управляющая компания.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу ст. 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за электроснабжение.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При выборе управления домом товариществом собственников жилья, жилищным или иным специализированным кооперативом эти организации несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме, за предоставление коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать установленным требованиям. При заключении договора управления с управляющей организацией товарищество или кооператив контролирует выполнение управляющей организацией обязательств по договору, в том числе по оказанию всех услуг, выполнению работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в доме, предоставлению коммунальных услуг.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями (части 2.2, 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
В соответствии с пунктом 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 6 мая 2011 N 354 (далее - Правила), ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях: при непосредственном управлении многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях).
В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 Правил, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
Из изложенного следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.
Кроме того, жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (часть 8 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 44 Правил распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, не может превышать объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления услуги. Исключением является наличие соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о распределении "сверхнормативного" объема между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме. Если указанное решение не принято, то "сверхнормативный" объем коммунальной услуги исполнитель (управляющая организация, ТСЖ, ЖСК) оплачивает за счет собственных средств.
Из нормативного содержания взаимосвязанных положений частей 1, 2.1, 2.3 статьи 161 и части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме. В связи с этим отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" от 09.03.2004 N 314, является территориальным органом вышеназванного Федерального органа исполнительной власти.
Право Управления Роспотребнадзора по Томской области на подачу иска в защиту прав неопределенного круга потребителей основано на ст. 40, 46 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1, а также на положениях п. 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей".
В свою очередь ПАО "Томскэнергосбыт" является гарантирующим поставщиком, деятельность которого урегулирована постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Правила N442).
Из представленных истцом доказательств в обоснование своих требований следует, что ПАО "Томскэнергосбыг" производит расчет платы на коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, в многоквартирных домах, способ управления которых определен в соответствии с жилищным законодательством.
Установлено, что за период с 2013 года по настоящее время Департаментом в отношении ПАО "Томская энергосбытовая компания" выдано 141 предписание по факту незаконного выставления платы за коммунальную услугу по электроснабжению, потребленную на общедомовые нужды многоквартирного дома, при управлении управляющей организации.
Действительно, согласно пунктам 9, 14, 15 Правил N442 гарантирующий поставщик обязан заключать договоры энергоснабжения в отсутствие обращения потребителя.
Вместе с тем в п. 22,25 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, от 14 февраля 2012 года N124 (далее - Правила N 124) закреплен определенный порядок оплаты по договору поставки коммунального ресурса, согласно которому ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, в связи с чем такие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь, поскольку не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.
По своей сути доводы апеллянта сводятся к несогласию с решением суда первой инстанции, в части невозможности установления способа управления многоквартирным домом при осуществлении поставки энергоресурсов.
Вместе с тем, данные доводы являлись предметом исследования и оценки судом первой инстанции, с выводами которого согласилась судебная коллегия.
Так, согласно ст.2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием). Под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом.
Информация о предоставлении лицензии управляющим организациям, осуществляющим предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на территории Томской области, в том числе реестр лицензий, размещены и ежедневно обновляются в электронном виде на сайте Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области depzhkh@tomsk.gov.ru в разделе "Лицензирование".
Реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Томской области в соответствии со статьей 195 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит, в том числе сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
В соответствии с п.1 ст.46 Жилищного кодекса Российской Федерации копии решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
При этом с 30 августа 2015 года вступил в силу п. 1.1 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающий, что управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива в течение пяти дней с момента получения указанных копий решений и протокола общего собрания собственников помещений обязаны в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, направить их в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет.
Как правильно указано судом первой инстанции, с введением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами копии протоколов общих собраний собственников помещений многоквартирных домов также предоставляются управляющими организациями в Департамент вместе с заявлениями о внесении изменений в реестр лицензий.
Кроме того, в силу разъяснений в письме Минстроя России от 05.11.2015 N35750-ОЛ/04, абз. 2 п.20 Правил N442 ПАО "Томская энергосбытовая компания" имеет возможность и обязано принять меры по самостоятельному получению информации о способе управления многоквартирными домами в организациях, осуществляющих управление многоквартирными домами.
Подробно анализируя действующее законодательство в его совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному и законному выводу о том, что начислять и взимать плату за подачу жителям многоквартирных домов электрической энергии, потребляемой при использовании общего имущества в многоквартирном доме, правомочна только управляющая компания, в связи с чем удовлетворил требования истца в полном объеме.
Доводы апеллянта об обратном основаны на неправильном толковании норм материального права, в силу чего не могут быть приняты во внимание.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно. Нормы материального права применены судом верно, оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Томска от 17 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя публичного акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.