Судья Верховного Суда Республики Крым Мостовенко Н.Р., рассмотрев в судебном заседании жалобу директора Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Джанкой "Вариант" ФИО4 на постановление Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 10 марта 2016 года, вынесенное в отношении Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Джанкой "Вариант" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 10 марта 2016 года Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ Джанкой "Вариант" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Крым в порядке, предусмотренном статьями 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, директора Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Джанкой "Вариант" ФИО4 просит об отмене вышеназванного постановления.
В обоснование жалобы указал, что ни суд, ни ответчик не выяснили все обстоятельства, которые имеют значение при составлении протокола об административном правонарушении, и умышленно не принял в должное внимание основания, которые служат основанием для не составления административного материала.
В судебном заседании представитель Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Джанкой "Вариант" по доверенности от 09.03.2016г. N9, ФИО5 поддержал доводы жалобы.
Суд, заслушав представителя заявителя, изучив доводы жалобы и материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ установлено, что неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Согласно п. 1 примечания к статье 18.15 КоАП РФ под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Как усматривается из протокола об административном правонарушении от 22.01.2016г. N18, сотрудниками УФМС России по Республике Крым в ходе проведенного административного расследования, возбужденного 28.12.2015г., установлен факт не уведомления Муниципальным унитарным предприятием муниципального образования городской округ Джанкой "Вариант" территориального орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином Узбекистана ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом. Согласно приказа N82/2015 года от 28 сентября 2015 года гражданин ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, принят в Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ Джанкой "Вариант" на долдность уборщика с 28 сентября 2015 года, согласно данного объяснения фактически приступил к выполнению работ на должности с 28 сентября 2015 года, тем самым Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ Джанкой "Вариант" должно было направить уведомление до 01.10.2015г., данная обязанность МУП МГОД "Вариант" не выполнена, что является нарушением ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан Российской Федерации". В связи с чем сделан вывод о том, что МУП МГОД "Вариант" совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года N115-ФЗ) установлено, что трудовая деятельность иностранного гражданина - работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).
Разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 13.3 Федерального закона от 25 июля 2002 года N115-ФЗ работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся гражданами Российской Федерации, имеют право привлекать к трудовой деятельности для обеспечения личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением работодателем или заказчиком работ (услуг) предпринимательской деятельности, иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Таким образом, объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействия) работодателя, нарушающие правила о приеме на работу иностранного гражданина.
Предметом посягательства по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ является правило об обязательном направлении работодателями информации (сведений) в уполномоченные органы о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина.
Федеральный закон от 25 июля 2002 года N115-ФЗ закрепляет обязанность работодателя уведомить территориальный орган Федеральной миграционной службы России и региональный орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения, о привлечении иностранных работников, прибывших в Россию в порядке, не требующем получения визы.
Форма и порядок подачи указанного уведомления установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2008 г. N183 "Об утверждении Правил подачи работодателем или заказчиком работ (услуг) уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу".
Работодатель и (или) заказчик работ (услуг), заключившие трудовой или гражданско-правовой договор с иностранным гражданином и (или) лицом без гражданства, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющими разрешение на работу, обязаны в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты его заключения, уведомить территориальный орган ФМС России и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в субъекте РФ. о привлечении и использовании для трудовой деятельности указанных лиц.
Соответствующие сведения представляются также в налоговые органы.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в бездействии работодателя, т.е. невыполнении им перечисленных выше обязанностей.
Субъектами правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ являются работодатели или заказчики работ (услуг).
В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N115-ФЗ работодателем признается физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров, а заказчиком работ (услуг) - физическое или юридическое лицо, получившее аналогичное разрешение, но использующее труд иностранных рабочих на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров. Работодателем, заказчиком работ (услуг) может быть также индивидуальный предприниматель - гражданин РФ или иностранный гражданин. С субъективной стороны рассматриваемые правонарушения могут быть совершены как с умыслом, так и по неосторожности.
Частью 8 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N115-ФЗ установлено, что работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
В качестве доказательств, подтверждающих вину МУП МГОД "Вариант" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, судом первой инстанции в обжалуемом постановлении указаны: объяснения директора МУП МГОД "Вариант" ФИО4; справка N715 от 07.12.2015г. на имя ФИО1; справка о доходах ФИО1; объяснения ФИО1; трудовой договор N82/2015 от 28.09.2015г.; приказ N91-лс от 28.09.2015г. о приеме ФИО1 на работу.
Из объяснений заявителя усматривается, что данное наказание будет являться значительным обременением для МУП "Вариант" и муниципального образования городской округ Джанкой Республики Крым, которое является собственником предприятия, так как направлениями деятельности МУП "Вариант" является обеспечение жизнедеятельности городского округа Джанкой (МУП "Вариант") является одним из основных исполнителей услуг по сбору и вывозу коммунальных отходов, единственным исполнителем услуг по размещению коммунальных отходов, является предприятием, обслуживающим и содержащим местные автомобильные дороги, улицы, обеспечивающим содержание общественного кладбища городского округа Джанкой. Таким образом, МУП "Вариант" является социально значимым предприятием для городского округа Джанкой и приведение его в неплатежеспособное состояние или даже к банкротству может повлечь негативные социально-экономические последствия для городского округа Джанкой.
Кроме того, ФИО1, принятый на работу в МУП "Вариант" имеет вид на жительство в Российской Федерации. МУП "Вариант" в установленном законом порядке осуществляет все налоговые платежи и обязательные взносы, связанные с трудовыми отношениями с ФИО1
Судом первой инстанции указанным обстоятельствам оценка дана не была.
Кроме того, суд считает необходимым отметить, что как усматривается из материалов дела и содержания описательной части обжалуемого постановления суда первой инстанции, МУП "Вариант" инкрементируется совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, тогда как согласно резолютивной части постановления Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 10 марта 2016 года, МУП "Вариант" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ.
Суд не дает оценку остальным доводам жалобы заявителя, поскольку это является преждевременным.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При указанных обстоятельствах судебное постановление подлежит отмене, с направлением дела на новое судебное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить указанные нарушения и принять законное и обоснованное постановление в соответствии с требованиями КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьей п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Жалобу директора Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Джанкой "Вариант" ФИО4 - удовлетворить.
Постановление Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 10 марта 2016 года, вынесенное в отношении Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Джанкой "Вариант" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отменить, дело возвратить в тот же суд на новое судебное рассмотрение.
Судья (подпись) Н.Р.Мостовенко
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.