Заместитель председателя Челябинского областного суда Каширина Е.П., рассмотрев жалобу Петросяна М.П. на вступившие в законную силу решение судьи Брединского районного суда Челябинской области от 26 января 2015 года и решение судьи Челябинского областного суда от 13 марта 2015 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Петросяна М.П.,
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора ОНД N 9 УНД и ПР Главного управления МЧС России по пожарному надзору Б.А.В. от 25 декабря 2014 года ИП Петросян М.П. признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; на основании части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Брединского районного суда Челябинской области от 26 января 2015 года, оставленным без изменения решением судьи Челябинского областного суда от 13 марта 2015 года, указанное постановление заместителя главного государственного инспектора ОНД N 9 по пожарному надзору оставлено без изменения.
В жалобе, поданной на вступившие в законную силу судебные акты, Петросян М.П. просит их отменить, считая незаконными.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения принятых по делу судебных постановлений не нахожу.
В силу примечания к ст.2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
В силу ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения, влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В силу ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей
При рассмотрении дела установлено, что на основании распоряжения N545 заместителя начальника ОНД N9 УНД и ПР ГУ МЧС России от 12 декабря 2014 года в период с 18 декабря по 23 декабря 2014 года в здании кафе, расположенного по адресу: Челябинская область Брединский район с. Боровое, 3 км. на юг, принадлежащего ИП Петросяну М.П., проведена внеплановая выездная проверка с целью исполнения требований прокуратуры Брединского района Nн15/2014 от 12.12.2014 года, на предмет оценки соответствия деятельности индивидуального предпринимателя обязательным требованиям пожарной безопасности.
Копия распоряжения вручена Петросяну М.П. в установленном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" порядке 16.12.2014 года.
В ходе проведения проверки государственным инспектором по пожарному надзору установлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
отсутствие инструкции о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом 18 Правил противопожарного режима, в нарушение требований ст.4 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ; ПИР в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2014 года N390 п. 2;
допуск к работе лица без прохождения пожарно-технического минимума в нарушение требований ст.4 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ; ППР в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2014 года N390 п. 3;
отсутствие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны в нарушение требований ст.4 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ; ППР в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2014 года N390 п. 6;
отсутствие на объекте плана эвакуации людей на случай пожара в нарушение требований ст.4 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ; ППР в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2014 года N 390 п. 7;
отсутствие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре в нарушение требований ст.4 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ; ППР в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2014 г. N390 п. 12;
отсутствие на дверях помещений складского назначения и наружных установках обозначений их категории по взрывопожарной и пожарной опасности в нарушение требований ст.4 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ; ППР в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2014 года N 390 п. 20;
эксплуатация газового баллона в помещении кухни в нарушение требований ст.4 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ; ППР в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2014 года N 390 п. 91;
отсутствие лица, ответственного за пожарную безопасность в нарушение требований ст.4 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ; ППР в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2014 года N 390 п. 4;
эксплуатация в помещении кухни электропровода с видимыми нарушениями изоляции в нарушение требований ст.4 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ; ПНР в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2014 года N390 п. 42 а;
объект не укомплектован первичными средствами пожаротушения (огнетушителями), согласно расчетного количества в нарушение требований ст.4 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ; ППР в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2014 г. N 390 п.70;
отсутствие на путях эвакуации знаков пожарной безопасности, обозначающих пути эвакуации и эвакуационные выходы, в нарушение требований ст.4 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ; ППР в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2014 года N 390 п. 33;
неисправное состояние автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей при пожаре в здании в нарушение требований ст.4 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ; ППР в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2014 года N 390 п. 61;
на объекте не проводятся проверки работоспособности автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей при пожаре (с составлением соответствующего акта) в нарушение требований ст.4 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ; ППР в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2014 года N 390 п. 61;
на объекте не проводятся регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты в нарушение требований ст.4 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ; ППР в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2014 года N 390 п. 63;
не обеспечено хранение исполнительной документации на установки и системы противопожарной защиты в нарушение требований ст.4 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ; ППР в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2014 года N 390 п. 61.
По результатам проверки составлен акт N 545 от 23 декабря 2014 года, который получен индивидуальным предпринимателем в установленном законом порядке.
В связи с выявленными нарушениями требований пожарной безопасности в отношении ИП Петросяна М.П. прокурором Брединского района Челябинской области 23 декабря 2014 года возбуждено дело об административных правонарушениях, предусмотренных ч.ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела об административных правонарушениях заместителем главного государственного инспектора отдела надзорной деятельности N 9 по пожарному надзору 25 декабря 2014 года вынесено постановление N315 о назначении административного наказания.
Факты допущенных ИП Петросяном М.П. нарушений правил пожарной безопасности подтверждены представленными в дело доказательствами, полученными с соблюдением требований ст. 26.2 КоАП РФ, являющимися достаточными и допустимыми для выводов о виновности ИП Петросяна М.П. в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1,3,4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Представленным в материалы дела доказательствам судьями дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Требования ст.ст. 10, 12, 13, 14, 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при проведении проверки соблюдены. Оснований предусмотренных ст. 20 указанного Закона, влекущих недействительность результатов проверки, по делу не установлено.
Выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности зафиксированы в акте N 545 от 23 декабря 2014 года, обоснованы нормами и требованиями действующего законодательства.
Оснований не доверять сведениям инспектора по пожарному надзору о том, что на момент проведения проверки имелись вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности, не имеется, в ходе рассмотрения дела их наличие не опровергнуто, устранение допущенных нарушений входит в обязанности индивидуального предпринимателя.
Факт нарушения вышеуказанных требований пожарной безопасности и совершения административного правонарушения Петросян М.П. в поданной жалобе не оспаривает.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении не допущено.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.ч. 1,3,4 ст. 20.4 КоАП РФ, вынесено прокурором в соответствии с требованиями ст. 28.4 КоАП РФ. Права и обязанности, предусмотренные 25.1 КоАП РФ, Петросяну М.П. разъяснены,
0 чем сделана соответствующая отметка. Содержание постановления прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что постановление по делу об административном правонарушении вынесено неуполномоченным на то лицом, являлись предметом проверки судьи областного суда и они обоснованно отклонены как противоречащие положениям статьи 23.34 КоАП РФ, и основанные на неверном толковании норм права.
Дела об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена статьей 20.4 КоАП РФ, рассматривают органы, осуществляющие государственный пожарный надзор (часть 1 статьи 23.34 КоАП РФ).
Рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания от имени органов, указанных в части
1 статьи 23.34 КоАП РФ, вправе, в том числе, главные государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, их заместители - п.З ч.2 ст. 23.34 КоАП РФ).
Часть 3 статьи 23.34 КоАП РФ, на которую ссылается заявитель, предусматривает, что должностные лица, указанные в пунктах 5 - 7 части 2 настоящей статьи, вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, совершенных гражданами и должностными лицами. То есть, должностные лица, указанные в пунктах 1 -4 части 2 статьи 23.34 КоАП РФ, вправе рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
Постановление от 25 декабря 2014 года N315 вынесено заместителем главного государственного инспектора ОНД N9 по пожарному надзору, то есть уполномоченным на то должностным лицом (п.З ч.2 ст. 23.34 КоАП РФ).
Постановление по делу об административном правонарушении соответствует требованиям ст.ст. 29.7, 29.9 КоАП РФ, в нем содержатся все сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния. Копию постановления Петросян М.П. получил лично 25 декабря 2014 года.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено с учетом положений ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, в пределах санкций частей 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ.
Судебными инстанциями дело проверено в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, всем доводам жалоб дана полная и объективная оценка.
При пересмотре дела судьей районного суда Петросян М.П. участвовал в судебном заседании, обосновывал свою позицию по делу. При рассмотрении дела судьей областного суда Петросян М.П. при надлежащем его извещении в судебное заседание не явился, воспользовался юридической помощью защитника. Таким образом, Петросян М.П. не был лишен возможности защищать свои права и законные интересы. Нарушений гарантированных Конституцией РФ и ст. 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст.ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела также не допущено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
решение судьи Брединского районного суда Челябинской области от 26 января 2015 года и решение судьи Челябинского областного суда от 13 марта 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Петросяна М.П. оставить без изменения, жалобу Петросяна М.П. - без удовлетворения.
Заместитель председателя областного суда
Е.П. Каширина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.