Заместитель председателя Челябинского областного суда
Каширина Е.П., рассмотрев жалобу Хуснутдинова Э.А. на постановление заместителя руководителя межрегионального управления
Росфинмониторинга по Уральскому федеральному округу от 26 января 2015 года, решение судьи Коркинского городского суда Челябинской области от 27 октября 2015 года и решение судьи Челябинского областного суда от 16 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Хуснутдинова Э.А.,
установил:
постановлением заместителя руководителя межрегионального управления Росфинмониторинга по Уральскому федеральному округу от 26 января 2015 года Хуснутдинов Э.А., являвшийся индивидуальным предпринимателем, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Коркинского городского суда Челябинской области от 27 октября 2015 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения.
Решением судьи Челябинского областного суда от 16 декабря 2015 года вынесенные по делу решения оставлены без изменения.
8 жалобе, поданной на вступившие в законную силу постановление и судебные акты, Хуснутдинов Э.А. просит об их отмене, считая незаконными.
Копия жалобы направлялась прокурору г.Коркино Челябинской области, Межрегиональному Управлению Росфинмониторинга по Уральскому федеральному округу, отзыв от указанных лиц на жалобу в областной суд не поступал.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее
представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1,2-4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с примечанием 1 к статье 15.27 КоАП РФ за административные правонарушения, предусмотренные данной статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 года N П5-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации, и утверждаются руководителем организации.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" права и обязанности, возложенные настоящим Федеральным законом на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, распространяются, в том числе, на индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Основанием для привлечения Хуснутдинова Э.А. к административной ответственности по ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ явилось установление административным органом нарушения требований Федерального закона от 07.08.2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", выразившиеся в том, что Хуснутдинов Э.А., зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя 28.07.2014 года, основным видом деятельности которого согласно записи в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей является предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде недвижимого имущества, не исполнил обязанности, предусмотренные статьей 7 указанного Федерального закона, а именно: не разработал и не утвердил правила внутреннего контроля; не назначил специальное должностное лицо,
ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля (п.2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 года N 115-ФЗ).
Материалами дела указанные обстоятельства подтверждены, объективных сведений, опровергающих их и подтверждающих, что Хуснутдинов Э.А., являвшийся индивидуальным предпринимателем, основным видом деятельности которого было заявлено оказание посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, разработал правила внутреннего контроля и назначил специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля, не представлено.
Доводы жалобы Хуснутдинова Э.А. о том, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, поскольку он не должен был исполнять обязанности, предусмотренные ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", поскольку фактически он предпринимательскую деятельность не вел и посреднических услуг не оказывал, несостоятельны.
То обстоятельство, что в тот период, когда Хуснутдинов Э.А. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя - с 28.07.2014 года по 31.12.2014 года, он не осуществляя деятельность по предоставлению посреднических услуг при покупке, продаже и аренде недвижимого имущества, не освобождало его от выполнения обязанностей, установленных ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Указанный вид деятельности внесен в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей как основной вид деятельности Хуснутдинова Э.А. При этом, из содержания указанных выше норм права следует, что обязанность по разработке правил внутреннего контроля и программы его осуществления, назначению специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, не связана с наличием обязательного условия фактического осуществления индивидуальным предпринимателем или организацией посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Таким образом, действия Хуснутдинова Э.А. по ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что Хуснутдинов Э.А. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в период с 28.07.2014 года по 31.12.2014 года, то есть около пяти месяцев; из представленной в налоговые органы декларации за 2014 год следует, что его доход в указанный период составлял *** рублей в месяц. Сведений о том, что в период своей деятельности Хуснутдинов Э.А. оказывал посреднические услуги по заявленному виду деятельности не представлено. При этом
Хуснутдинов Э.А. является инвалидом детства третьей группы и
получает государственную социальную пенсию в установленном законом размере.
Сведений о том, что своими действиями Хуснутдинов Э.А. причинил вред интересам граждан, общества и государства, не имеется.
При указанных обстоятельствах, учитывая положения Европейской конвенции от 20 марта 1952 года о разумном балансе публичного и частного интересов, оценив конкретные обстоятельства дела, в соответствии с конституционными принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания, принимая во внимание личность лица, привлеченного к административной ответственности, учитывая, что совершенное деяние не повлекло существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, в данном случае полагаю возможным применить положения статьи 2.9 КоАП. Несмотря на формальное наличие в действиях Хуснутдинова Э.А. состава административного правонарушения, социальная опасность данного деяния отсутствует и в данном случае имеются достаточные основания для освобождения Хуснутдинова Э.А. от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного им административного правонарушения.
Поданное Хуснутдиновым Э.А. с жалобой заявление о приостановлении исполнительного производства разрешению в рамках производства по делу об административном правонарушении не подлежит, поскольку оно рассматривается в ином процессуальном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.12, 30.16-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление заместителя руководителя межрегионального управления Росфинмониторинга по Уральскому федеральному округу от 26 января 2015 года, решение судьи Коркинского городского суда Челябинской области от 27 октября 2015 года и решение судьи Челябинского областного суда от 16 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Хуснутдинова Э.А. отменить, освободив Хуснутдинова Э.А. от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью административного правонарушения с объявлением ему устного замечания. Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить.
Заместитель председателя областного суда
Е.П. Каширина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.