Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судьи Щербаковой Е.А.,
судей Беломестновой Ж.Н., Уфимцевой Т.Д.,
при секретаре Гадковой И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Малькова А.Б. на решение Сосновского районного суда Челябинской области от 03 февраля 2016 года по иску Малькова А.Б. к администрации Есаульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области о признании решения незаконным, признании нуждающимся в жилом помещении, постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Заслушав доклад судьи Щербаковой Е.А. об обстоятельствах дела, объяснения Малькова А.Б., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя администрации Есаульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области Шакирова P.P., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мальков А.Б. обратился в суд с иском к администрации Есаульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, в котором с учетом уточненных исковых требований просил признать решение администрации N 40 от 03 марта 2015 года об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным, обязать администрацию признать отсутствие у него в собственности жилья и признать его нуждающимся в жилом помещении, поставить на соответствующий учет с даты первичного обращения.
В обоснование заявленных требований указал, что после увольнения с военной службы в 1995 году и переезда из Беларуси в Российскую Федерацию был зарегистрирован по адресу ****. На обращение в 1995 году в администрацию Курганинского района Краснодарского края с просьбой о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении был получен устный отказ. При повторном обращении 17.12.2010 получен ответ от 11.01.2011 о невозможности восстановления его в списках и постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, рекомендовано обратиться для решения жилищного вопроса по новому месту жительства. С декабря 2014 года он
зарегистрирован по месту жительства по адресу ****. На обращение к ответчику 18.02.2015 с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как гражданина, уволенного с военной службы, решением N 40 от 03 марта 2015 года в принятии на учет отказано по причине не предоставления справки органа местного самоуправления о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 01 января 2005 года. Названная справка не входит в перечень обязательных документов, предоставляемых для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении. Им было подано повторное заявление в администрацию Есаульского сельского поселения Сосновского муниципального района, решением от 09.09.2015 в постановке на учет вновь отказано. Ответчиком нарушено его право на жилище (л.д.6-7, 49-56).
В судебном заседании Мальков А.Б. на иске настаивал.
Представитель администрации Есаульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области Шакиров P.P. иск не признал.
Суд постановилрешение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе Мальков А.Б. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Ссылается на то, что является гражданином, уволенным с военной службы из воинской части, находившейся на территории другого государства (Беларуси), которая была сокращена. Судом не учтен факт того, что жилого помещения в собственности он не имел и не имеет, основания для получения жилья не изменились.
В возражениях относительно апелляционной жалобы администрация Есаульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области ссылается на то, что реализация гражданином права на обеспечение жильем по избранному после увольнения с военной службы месту жительства носит заявительный характер. Доказательств принятия истца органом местного самоуправления до 01.01.2005 на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, либо признания его нуждающимся в получении жилого помещения в период прохождения военной службы решением жилищной комиссии по месту прохождения военной службы, не представлено.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Мальков А.Б. проходил военную службу по контракту с 05.08.1972, приказом командира войсковой части **** от 30 декабря 1994 года N **** досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас по статье 49 ч.2 абз.2 (по состоянию здоровья, в связи с признанием военнослужащего военно-
врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе); исключен из списков личного состава части с 03 января 1995 года (л.д.29,58,59,63).
После увольнения с военной службы Мальков А.Б. проживал и был зарегистрирован по адресу ****.
В период с 24.12.2008 по 24.12.2013 Мальков А.Б. был зарегистрирован по месту пребывания по адресу ****; с 12 декабря 2014 года зарегистрирован по указанному адресу по месту жительства; вместе с ним зарегистрированы сестра У.Л.Б., муж сестры У.Н.В., племянница М.Н.Н. (л.д.8,33,57).
Мальков А.Б. жилых помещений в собственности не имеет, право на приватизацию им не использовано (л.д.34,35,36).
18 февраля 2015 года Мальков А.Б. обратился в администрацию Есаульского сельского поселения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как гражданина, уволенного с военной службы (л.д.9,22).
Письмом администрации Есаульского сельского поселения Сосновского муниципального района от 03 марта 2015 года N 40 Малькову А.Б. сообщено о невозможности принятия его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, необходимости представить документ органа местного самоуправления о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 01 января 2005 года (л.д.38).
05 марта 2015 года Мальков А.Б. обратился в администрацию Есаульского сельского поселения с заявлением о повторном рассмотрении его заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (л.д.11,39).
Письмом от 09 ноября 2015 года N 268 Малькову А.Б. разъяснены порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, необходимость представления документа, подтверждающего постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 01 января 2005 года (л.д.41-42).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что реализация гражданином права на обеспечение жилым помещением носит заявительных характер, с 01.01.2005 в связи с изменениями в законодательстве с органов местного самоуправления снята обязанность по предоставлению жилых помещений военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы; доказательств того, что до 01 января 2005 года истец был принят органом местного самоуправления на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, либо признания его нуждающимся в получении жилого помещения в период прохождения военной службы решением жилищной комиссии по месту прохождения военной службы суду не представлено.
'1?
Судебная коллегия указанные выводы суда находит правильными, поскольку они основаны на установленных в судебном заседании фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии со ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Доводы апелляционной жалобы Малькова А.Б. о том, что он является гражданином, уволенным с военной службы из воинской части, находившейся на территории другого государства (Беларуси), которая была сокращена, судом не учтено, что жилого помещения в собственности он не имел и не имеет, основания для получения жилья не изменились, не являются основанием для отмены решения суда первой инстанции.
На момент увольнения Малькова А.Б. с военной службы действовал Закон Российской Федерации от 22.01.1993 N 4338-1 "О статусе военнослужащих".
В силу положений ст. 15 названного закона, утратившего силу в связи с принятием Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, за три года до увольнения по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями по ходатайству командиров (начальников) включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий или членов жилищностроительных (жилищных) кооперативов. О принятом решении органы местного самоуправления сообщают военнослужащим в трехмесячный срок.
Таким образом, необходимым условием реализации права, предусмотренного ст. 15 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих", является постановка военнослужащего, лица, уволенного с военной службы, на соответствующий учет по месту жительства на основании решения исполнительного органа местного самоуправления.
В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, устанавливалось, что военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования.
Порядок реализации уволенными военнослужащими права на получение жилья был урегулирован в соответствующих Правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 1054 от 06.09.1998, согласно которых (п. 12, 13, 16), ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами в определенном порядке, сводящемся к обязанности органов местного самоуправления регистрировать и ставить на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий военнослужащих на основании документов и списков, представленных военным комиссариатом.
На основании ст. 100 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ в п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" внесены изменения, вступившие в силу с 01.01.2005, с указанной даты с органов местного самоуправления снята обязанность по предоставлению военнослужащим жилых помещений.
В этой связи абз.2 п.2 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" было установлено, что обеспечение жилым помещением граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.
Таким образом, реализация гражданином права на обеспечение жильем по избранному после увольнения с военной службы месту жительства не носит абсолютный характер, а связана с его обращением в установленном порядке с заявлением о постановке на учет на получение жилья или на улучшение жилищных условий, а также собственно с наличием оснований для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий.
/3
С 01.01.2011 абз.2 п.2 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в приведенной выше редакции утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ, ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" дополнена пунктом 2.1, согласно которому обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 01.01.2005 были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Соответственно, вышеуказанное обстоятельство как юридически значимое подлежало доказыванию, истцом в нарушение положений ст.56 ГПК РФ соответствующих доказательств представлено не было.
Так, Мальковым А.Б. не представлено доказательств того, что до увольнения с военной службы либо при увольнении он обращался с соответствующим рапортом и необходимыми документами к командованию воинской части либо в орган местного самоуправления по избранному месту жительства для постановки его на учет как нуждающегося в получении жилого помещения либо для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Не представлено истцом и доказательств того, что до 01.01.2005 он был принят органом местного самоуправления на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, либо что решением жилищной комиссии по месту прохождения военной службы признавался нуждающимся в получении жилого помещения.
Само по себе отсутствие у Малькова А.Б. жилого помещения в собственности не свидетельствует о соблюдении установленного порядка реализации права на обеспечение жильем и не является основанием для отмены решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного доводы Малькова А.Б. о нарушении его жилищных прав несостоятельны.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с решением суда первой инстанции, иной оценке фактических обстоятельств и доказательств по делу, оснований для которой судебная коллегия не находит.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не имеется.
/35"
Руководствуясь ст.ст.327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сосновского районного суда Челябинской области от 03 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Малькова А.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.