Постановление Московского городского суда от 22 января 2016 г. N 44у-403/15
Президиум Московского городского суда в составе:
председательствующего - Егоровой О.А.,
членов Президиума: Фомина Д.А., Агафоновой Г.А., Базьковой Е.М., Васильевой Н.А., Курциныш С.Э., Мариненко А.И., Панарина М.М., Пильгуна А.С.,
рассмотрел уголовное дело по кассационной жалобе осужденного Лисогорова Я.И. на приговор Преображенского районного суда города Москвы от 28 ноября 2014 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 20 мая 2015 года, которым
Лисогоров Я.И., 3 февраля 1975 года рождения, уроженец города Москвы, гражданин РФ, ранее судимый:
18 марта 2014 года приговором мирового судьи судебного участка N 119 района Гольяново города Москвы по ч. 1 ст. 119 УК РФ (два преступления), на основании ч. 2 ст. 69 УК РФ к 8 месяцам лишения свободы, в соответствии со ст. 73 УК РФ условно, с испытательным сроком 1 год,
осужден по ч. 4 ст. 111 УК РФ к 6 годам лишения свободы,
по ч. 1 ст. 111 УК РФ к 4 годам лишения свободы.
На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний Лисогорову Я.И. назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 8 лет.
В соответствии с ч. 5 ст. 74 УК РФ отменено Лисогорову Я.И. условное осуждение по приговору суда от 18 марта 2014 года. На основании ст. 70 УК РФ к назначенному наказанию частично присоединено неотбытое наказание по приговору мирового судьи судебного участка N 119 района Гольяново города Москвы от 18 марта 2014 года и окончательно назначено Лисогорову Я.И. наказание в виде лишения свободы сроком на 8 лет 3 месяца, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Срок отбывания наказания Лисогорову Я.И. исчислен с 28 ноября 2014 года с зачетом срока содержания под стражей с 22 мая 2014 года по 27 ноября 2014 года.
Гражданский иск Карина В.А. удовлетворен частично. С Лисогорова Я.И. в пользу Карина В.А. взысканы денежные средства в размере 800 000 рублей.
Этим же приговором осуждены Лисогоров М.И. и Гусев А.Ю.
Приговором суда решена судьба вещественных доказательств.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 20 мая 2015 года приговор суда оставлен без изменения.
В кассационной жалобе осужденный Лисогоров Я.И. выражает несогласие с приговором суда, считает его незаконным и необоснованным, поскольку, по его мнению, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Указывает, что в основу приговора положены показания свидетеля С., от которых она отказалась в судебном заседании, что судом не было принято во внимание. Обращает внимание, что судом не дана надлежащая оценка показаниям свидетеля Н. об аморальном поведении потерпевшего К., а также показаниям эксперта Е. Просит приговор суда отменить, направить уголовное дело на новое судебное разбирательство.
Заслушав доклад судьи Московского городского суда Румянцевой Е.А., изложившей обстоятельства уголовного дела, содержание судебных решений, доводы кассационной жалобы осужденного и основания ее передачи для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, выслушав адвоката Гущина В.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, мнение заместителя прокурора города Москвы Ведерникова В.В., полагавшего необходимым судебные решения изменить в части назначения наказания, на основании ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров к наказанию, назначенному по ч. 4 ст. 111 УК РФ, частично присоединить неотбытое наказание по приговору мирового судьи и назначить наказание в виде 6 лет 3 месяцев лишения свободы, в соответствии с ч. 5 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений к назначенному наказанию частично присоединить наказание, назначенное по ч. 1 ст. 111 УК РФ, и окончательно назначить наказание в виде 8 лет лишения свободы,
установил:
Приговором суда Лисогоров Я.И. признан виновным в совершении умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, а также в совершении умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, группой лиц по предварительному сговору, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего.
Преступления совершены в городе Москве при изложенных в приговоре обстоятельствах.
Как установлено судом, Лисогоров Я.И. * года в ходе конфликта, возникшего в процессе распития спиртных напитков совместно с сожительницей А. и ее знакомым К., испытывая личную неприязнь к последнему и действуя умышленно, нанес Карину В.А. не менее двух ударов ножом в область сердца, то есть в область расположения жизненно важного органа, причинив ему телесные повреждения, одно из которых повлекло тяжкий вред здоровью потерпевшего по признаку опасности для жизни.
Он же, Лисогоров Я.И. * года в ходе распития спиртных напитков с С., А., С. и К., действуя по предварительному сговору группой лиц совместно с Лисогоровым М.И. и Гусевым А.Ю., которые также распивали спиртное с указанными лицами, на почве личных неприязненных отношений вступил в конфликт с К., в ходе которого он нанес последнему не менее двух ударов руками в область головы, отчего К. упал, после чего Лисогоров М.И. нанес К., которого удерживали за руки Лисогоров Я.И. и Гусев А.Ю., не менее двух ударов ногами и не менее двух ударов руками в область головы и туловища, в результате чего от совместных действий Лисогорова Я.И., Лисогорова М.И. и Гусева А.Ю. потерпевшему были причинены телесные повреждения, которые в совокупности образуют черепно - мозговую травму, причинившую тяжкий вред здоровью потерпевшего по признаку опасности для жизни, осложнившуюся отеком - набуханием головного мозга и состоящую в прямой причинной связи со смертью К.
В судебном заседании Лисогоров Я.И. вину признал частично, отрицая умысел на причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшим, указал, что он нанес удар ножом потерпевшему К., однако не рассчитал удар, а также нанес удар в область головы потерпевшему К., от которого потерпевший упал, и подтвердил нанесение Лисогоровым М.И. нескольких ударов потерпевшему в область головы, однако указал, что не видел, наносил ли Гусев А.Ю. удары потерпевшему.
Вопреки доводам осужденного, выводы суда о виновности Лисогорова Я.И. и квалификации его действий подтверждаются совокупностью исследованных судом доказательств, содержание которых подробно изложено в приговоре суда. В частности, его вина в совершении умышленного причинения тяжкого вреда здоровью К. подтверждается следующими доказательствами.
Потерпевший К. показал, что Лисогоров Я.И. в ходе конфликта пытался нанести удар ножом в область сердца, однако он подставил руку, в результате чего была повреждена его кисть, а затем Лисогоров Я.И. нанес ему удар в область сердца, отчего он потерял сознание.
Свидетель А. подтвердила, что во время распития спиртных напитков между К. и ее сожителем Лисогоровым Я.И. возник конфликт на почве ревности, в ходе которого Лисогоров Я.И. нанес удар ножом в область груди К., а она, подбежав к потерпевшему, вытащила нож из груди и вызвала наряд скорой помощи.
Сотрудник полиции К. пояснил, что по прибытии на место происшествия А. сообщила ему, что Лисогоров Я.И., находясь в квартире, в ходе конфликта нанес удар ножом в грудь К.
В ходе осмотра места происшествия в квартире был изъят нож и обнаружены пятна бурого цвета.
При проверке показаний на месте происшествия Лисогоров Я.И. показал, как нанес удар ножом потерпевшему в область груди.
Согласно заключению судебно - медицинской экспертизы у К. были выявлены телесные повреждения: рана левой кисти, причинившая легкий вред здоровью, и колото - резаное ранение в области передней поверхности грудной клетки, причинившее тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни.
По ходатайству стороны защиты был допрошен свидетель Н., который сообщил, что, находясь на кухне в квартире, явился свидетелем конфликта между А. и К., однако каких - либо пояснений по поводу обстоятельств причинения телесных повреждений Лисогоровым Я.И. потерпевшему К. он дать не смог, поскольку ушел в комнату.
Выводы суда о виновности Лисогорова Я.И. в причинения тяжкого вреда здоровью К., повлекшего по неосторожности его смерть, совершенного группой лиц по предварительному сговору, также подтверждаются доказательствами по делу.
Из показаний потерпевшей К. следует, что С. ей сообщила об обстоятельствах избиения ее брата К. тремя мужчинами, после чего он с тяжкими повреждениями был доставлен в больницу, где скончался.
Как следует из показаний свидетеля С., данных на предварительном следствии и оглашенных в судебном заседании в связи с наличием существенных противоречий, в ходе распития спиртных напитков в парковой зоне между К. и Лисогоровым Я.И. возник конфликт, Лисогоров Я.И. нанес несколько ударов руками в область лица, отчего потерпевший упал, а когда стал подниматься, то Лисогоров М.И. нанес ему несколько ударов руками и ногами в область головы и тела, при этом Гусев А.Ю. и Лисогоров Я.И. удерживали потерпевшего за руки. Когда все стали уходить, она, увидев, что К. находится без сознания, вызвала наряд скорой помощи.
Из показаний свидетелей А., С. следует, что они вместе с С., Лисогоровыми Я.И. и М.И., Гусевым А.Ю. и К. распивали спиртные напитки, когда между ними возникла ссора, в ходе которой Лисогоров Я.И. нанес потерпевшему удар рукой по голове, отчего он упал, а когда поднялся, то Лисогоров М.И. несколько раз ударил его (К.) руками и ногами в область головы и туловища. Когда они уходили, с К. оставались Гусев А.Ю. и С.
В ходе проверки показаний на месте происшествия Лисогоров Я.И. и Лисогоров М.И. показали, как каждый из них нанес удары потерпевшему К.
Согласно заключению судебно - медицинской экспертизы при исследовании трупа К. выявлены телесные повреждения, которые в совокупности образуют закрытую черепно - мозговую травму, осложнившуюся отеком - набуханием головного мозга, причинившую тяжкий вред здоровью потерпевшему по признаку опасности для жизни и находящуюся в прямой причинной связи с наступлением смерти.
Оценка исследованным доказательствам судом дана в соответствии с требованиями ст.ст. 87, 88 УПК РФ, с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а в своей совокупности - достаточности для разрешения данного дела. В основу приговора положены доказательства, которые были непосредственно исследованы и проверены в ходе судебного разбирательства, при этом в приговоре приведены мотивы, по которым суд принял одни доказательства и отверг другие.
Вопреки изложенным в кассационной жалобе доводам осужденного, суд, оценив показания свидетеля С., обоснованно признал достоверными ее показания, данные на предварительном следствии, которые она подтвердила в ходе очных ставок с виновными, в связи с чем не имеется оснований согласиться с утверждением осуждённого о том, что приговор основан на противоречивых показаниях свидетеля С. Кроме того, суд дал надлежащую оценку показаниям свидетеля Н., правильно указав, что изложенные им сведения о конфликте не опровергают выводы о виновности Лисогорова Я.И. в причинении тяжкого вреда здоровью К.
Ставить под сомнение выводы судебно - медицинской экспертизы, в ходе проведения которой были установлены локализация, механизм образования выявленных у потерпевшего К. телесных повреждений и их причинно - следственная связь с наступлением смерти, оснований не имеется, поскольку экспертиза проведена в соответствии с требованиям уголовно-процессуального закона и правилами проведения судебных экспертиз, исследование выполнено надлежащим уполномоченным лицом - экспертом, квалификация которого сомнений не вызывает, выводы экспертизы являются научно обоснованными, понятными, а само заключение полностью соответствует требованиям ст. 204 УПК РФ. Кроме того, эксперт Е., показания которой приведены в приговоре суда, в ходе судебного разбирательства подтвердила выводы проведённой по делу судебно - медицинской экспертизы в отношении К.
Данных, подтверждающих доводы осужденного о противоправном поведении потерпевшего К., явившемся поводом для совершения преступления, не нашли своего объективного подтверждения в материалах дела, в связи с чем у суда отсутствовали основания для признания указанного обстоятельства в качестве смягчающего наказание.
Установив фактические обстоятельства, суд обоснованно квалифицировал действия Лисогорова Я.И. по ч. 1 ст. 111, ч. 4 ст. 111 УК РФ, поскольку он как в отношении К., так и в отношении К. действовал с умыслом, направленным на причинение тяжкого вреда их здоровью.
Оснований для отмены приговора суда, как об этом ставит вопрос в кассационной жалобе осужденный Лисогоров Я.И., не имеется.
Вместе с тем, Президиум, изучив доводы кассационной жалобы и проверив материалы дела, находит, что судебные решения подлежат изменению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Согласно ст. 297 УПК РФ приговор суда признается законным, обоснованным и справедливым, если он постановлен в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона и основан на правильном применении уголовного закона.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 308 УПК РФ в резолютивной части обвинительного приговора должен быть указан вид и размер наказания, назначенного подсудимому за преступление, в совершении которого он признан виновным, а также окончательная мера наказания, подлежащая отбытию на основании статей 69 - 70 УК РФ.
Однако судом при вынесении приговора в отношении Лисогорова Я.И. нарушены приведенные выше требования уголовно-процессуального закона и неправильно применены нормы уголовного закона при решении вопроса о назначении окончательного наказания.
Как следует из резолютивной части приговора, окончательное наказание Лисогорову Я.И. назначено на основании положений ч. 3 ст. 69 УК РФ и ст. 70 УК РФ.
Вместе с тем, как указано в приговоре, Лисогоров Я.И. ранее судим приговором мирового судьи судебного участка N 119 района Гольяново города Москвы от 18 марта 2014 года по ч. 1 ст. 119 УК РФ (два преступления), на основании ч. 2 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений к лишению свободы сроком на 8 месяцев, в соответствии со ст. 73 УК РФ условно с испытательным сроком 1 год.
При этом одно из преступлений, за которое Лисогоров Я.И. осужден настоящим приговором по ч. 1 ст. 111 УК РФ, совершено им 27 декабря 2013 года, то есть до вынесения приговора мирового судьи от 18 марта 2014 года, а другое преступление, за которое Лисогоров Я.И. осужден по ч. 4 ст. 111 УК РФ, совершено им 21 мая 2014 года, то есть после вынесения приговора.
По смыслу закона, если будет установлено, что одни преступления совершены до, а другие - после вынесения первого приговора, в соответствии с которым осужденному назначено наказание с применением ст. 73 УК РФ, то суду вначале следует назначить наказание по совокупности преступлений, совершенных после вынесения первого приговора, при наличии оснований, предусмотренных ст. 74 УК РФ, отменить условное осуждение и назначить наказание по совокупности приговоров на основании ст. 70 УК РФ, а затем - по совокупности преступлений, совершенных до вынесения первого приговора, и окончательное наказание следует назначить по правилам ч. 5 ст. 69 УК РФ.
При таких обстоятельствах, Президиум считает необходимым внести изменения в судебные решения, поскольку при назначении Лисогорову Я.И. наказания были ошибочно применены правила ч. 3 ст. 69 УК РФ и ст. 70 УК РФ, и назначить окончательное наказание в соответствии со ст. 70 УК РФ, а затем на основании ч. 5 ст. 69 УК РФ, применив принцип частичного сложения наказаний.
Вместе с тем, принимая во внимание характер и степень общественной опасности содеянного, данные о личности осужденного, смягчающие наказание обстоятельства, в качестве которых судом признаны наличие заболеваний, отсутствие жалоб по месту жительства, нахождение на иждивении двоих детей и матери - пенсионерки, страдающей заболеваниями, Президиум находит мотивированным решение суда о назначении вида и размера наказания за каждое из преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 111 УК РФ и ч. 4 ст. 111 УК РФ, и считает обоснованным вывод суда об отсутствии оснований для применения положений ст.ст. 64, 73 УК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 401.14 - 401.16 УПК РФ, Президиум
постановил:
кассационную жалобу осужденного Лисогорова Я.И. удовлетворить частично.
Приговор Преображенского районного суда города Москвы от 28 ноября 2014 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 20 мая 2015 года в отношении Лисогорова Я.И. изменить:
в соответствии с ч. 5 ст. 74 УК РФ отменить Лисогорову Я.И. условное осуждение по приговору мирового судьи судебного участка N 119 района Гольяново города Москвы от 18 марта 2014 года;
на основании ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров к наказанию, назначенному по ч. 4 ст. 111 УК РФ, частично присоединить неотбытое наказание по приговору мирового судьи от 18 марта 2014 года и назначить Лисогорову Я.И. наказание в виде 6 лет 3 месяцев лишения свободы;
на основании ч. 5 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений к назначенному наказанию частично присоединить наказание, назначенное по ч. 1 ст. 111 УК РФ, и окончательно назначить наказание в виде 8 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
В остальной части приговор суда и апелляционное определение оставить без изменения.
Председательствующий О.А. Егорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.