Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Чубаровой Н.В.,
судей Карпушкиной Е.И., Павлова А.В.,
при секретаре Румянцевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по докладу судьи Карпушкиной Е.И по апелляционной жалобе Шихиной Л.Я. на решение Дорогомиловского районного суда города Москвы от 03 декабря 2015 года, которым постановлено:
Иск Шихиной Ларисы Яковлевны к Аношечкину Владимиру Васильевичу о признании недостойным наследником - оставить без удовлетворения.
установила:
Шихина Л.Я. обратилась в суд с иском к Аношечкину В.В. о признании недостойным наследником после смерти Аношечкина Александра Владимировича. Требования истец мотивировала тем, что 06 июня 2015 умер супруг истца Аношечкин Александр Владимирович. 09 июля 2014 г. Аношечкин А.В. оформил завещание, которым завещал истцу все свое имущество.
В соответствии со ст. 1149 ГК РФ отец Аношечкина А.В. - Аношечкин В.В., 02 августа 1931 года рождения, имеет право на обязательную долю наследства. 25 июня 2015 г. Аношечкин В.В. подал заявление о принятии наследства, в том числе по основаниям права на обязательную долю.
При жизни Аношечкина А.В. ответчик неоднократно совершал противоправные действия, направленные как против наследодателя, так и против истца, с помощью которых пытался способствовать увеличению своей доли в будущем наследстве.
В июле 2007 г. Аношечкин В.В., использовав медицинскую справку с заведомо ложными сведениями о том, что Аношечкин А.В. состоит на учете в ПНД с 1984 г., обратился в Дорогомиловский районный суд г. Москвы с иском о признании его недееспособным. В заявлении ответчик указал, что его сын страдает потерей памяти, неадекватен в общении с людьми, отличается частыми беспричинными вспышками агрессии, сопровождающимися рукоприкладством в отношении членов семьи, после которых он не помнит о произошедшем, впадает в депрессию и подолгу неподвижно лежит на диване, ни с кем не общаясь.
11 апреля 2008 г. Дорогомиловский районный суд г. Москвы вынес решение о признании Аношечкина А.В. недееспособным и в этом статусе он находился в течение четырех лет. 10 февраля 2012 г. истец как опекун Аношечкина А.В. обратилась в суд с заявлением о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам.
23 августа 2012 г. Дорогомиловский районный суд г. Москвы отменил вышеуказанное решение и рассмотрение дела было начато заново. 22 августа 2013 г. решением Дорогомиловского районного суда г. Москвы Аношечкину В.В. было отказано в удовлетворении заявления о признании Аношечкина А.В. недееспособным.
В начале 2008 г. еще до вынесения судебного решения от 11 апреля 2008 г. о признании Аношечкина А.В. недееспособным, Аношечкин В.В. обратился к Дорогомиловскому межрайонному прокурору г. Москвы с заявлением, в котором просил принять меры для расторжения в судебном порядке брака истца с Аношечкиным А.В.
В заявлении прокурору ответчик указал заведомо ложные сведения о том, что Аношечкин А.В. с 1984 г. периодически лечится в психиатрической больнице, нигде не работает, доходов не имеет и находится у отца на иждивении, в связи с чем, ему неизвестно, где сын познакомился с супругой, а также указал и другие заведомо ложные сведения, кающиеся лично истца.
Следствием обращения ответчика в прокуратуру стала подача 09 июня 2008 г. Дорогомиловским межрайонным прокурором г. Москвы иска о признании брака недействительным, который был оставлен без рассмотрения в связи с не явками прокурора в судебное заседание.
В 2009 году Аношечкин В.В. вновь обратился к Дорогомиловскому межрайонному прокурору г. Москвы и повторно просил его принять меры для расторжения брака. 01 сентября 2009 г. Дорогомиловский межрайонный прокурор г. Москвы подал иск о признании брака недействительным. Решением мирового судьи судебного участка N 256 от 03 ноября 2010 г. в удовлетворении иска отказано.
В третий раз с требованием о признании брака недействительным прокурор обратился в Люблинский районный суд г. Москвы по заявлению сестры Аношечкина А.В., а сам ответчик ходатайствовал о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица. Результатом рассмотрения третьего иска, инициированного, фактически все тем же Аношечкиным В.В., стало прекращение производства по делу.
С учетом крайне враждебного характера отношений, сложившихся между Аношечкиным В.В. и Аношечкиным А.В., действия ответчика, направленные на злоупотребление правом в виде неправомерного обращения в суд с целью признания сына недееспособным, объективно свидетельствуют о попытке ответчика обеспечить себе большую долю наследства.
При этом в своих заявлениях Аношечкин В.В. указывал, что истец как супруга сына может принять наследство и завладеть его имуществом.
Кроме того, имел место быть факт вооруженного нападения Аношечкина В.В. на своего сына, по указанному факту вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 15 декабря 2009 г.
Истец Шихина Л.Я. и ее представитель в суде первой инстанции иск поддержали.
Ответчик Аношечкин В.В. и его представитель в суде иск не признали.
Судом постановлено изложенное выше решение, которое Шихина Л.Я. просит отменить, вынести новое решение об удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе ссылается на допущенные судом первой инстанции при рассмотрении дела нарушения норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 ст.327-1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов изложенных в апелляционной жалобе.
В судебную коллегию Шихина Л.Я., ее представитель Ротов А.В. явились, доводы апелляционной жалобы поддержали.
Аношечкин В.В. и его представитель Суханова О.Л. считали доводы апелляционной жалобы не подлежащими удовлетворению. Полагали, что решение принято в соответствии с требованиями действующего законодательства
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав стороны, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
В силу п. 1 ст. 1117 ГК РФ, не наследуют ни по закону, ни по завещанию граждане, которые своими умышленными противоправными действиями, направленными против наследодателя, кого-либо из его наследников или против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, способствовали либо пытались способствовать призванию их самих или других лиц к наследованию либо способствовали или пытались способствовать увеличению причитающейся им или другим лицам доли наследства, если эти обстоятельства подтверждены в судебном порядке.
Правила настоящей статьи соответственно применяются к завещательному отказу (статья 1137).
В соответствии с п. 19 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", при разрешении вопросов о признании гражданина недостойным наследником и об отстранении его от наследования надлежит иметь в виду следующее: указанные в абзаце первом пункта 1 статьи 1117 ГК РФ противоправные действия, направленные против наследодателя, кого-либо из его наследников или против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, являются основанием к утрате права наследования при умышленном характере таких действий и независимо от мотивов и целей совершения (в том числе при их совершении на почве мести, ревности, из хулиганских побуждений и т.п.), а равно вне зависимости от наступления соответствующих последствий.
Противоправные действия, направленные против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, вследствие совершения которых граждане утрачивают право наследования по указанному основанию, могут заключаться, например, в подделке завещания, его уничтожении или хищении, понуждении наследодателя к составлению или отмене завещания, понуждении наследников к отказу от наследства.
Наследник является недостойным согласно абзацу первому пункта 1 статьи 1117 ГК РФ при условии, что перечисленные в нем обстоятельства, являющиеся основанием для отстранения от наследования, подтверждены в судебном порядке - приговором суда по уголовному делу или решением суда по гражданскому делу (например, о признании недействительным завещания, совершенного под влиянием насилия или угрозы);
Материалами дела установлено, 06 июня 2015 г. умер Аношечкин Александр Владимирович, 08 января 1957 года рождения, являвшейся мужем Шихиной Л.Я.
09 июля 2014 г. Аношечкин А.В. составил завещание, которым все принадлежащее ему имущество завещал супруге Шихиной Л.Я.
Ответчик Аношечкин В.В. является отцом Аношечкина А.В., имеет право на обязательную долю в наследстве.
16 июня 2015 г. нотариусом г. Москвы Филатовой С.В. по заявлению Шихиной Л.Я. открыто наследственное дело N 30/2015 к имуществу Аношечкина А.В.
25 июня 2015 г. с заявлением о принятии наследства обратился отец наследодателя Аношечкин В.В.
Как усматривается из материалов дела, Аношечкин А.В. состоял на учете в ПНД N 2 с 2007 г. с диагнозом шизофрения параноидная.
Решением Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 11 апреля 2008 г. по заявлению Аношечкина В.В. Аношечкин А.В., 08 января 1957 года рождения, был признан недееспособным.
15 декабря 2009 г. дознавателем ОД МОБ ОВД района Фили-Давыдково г. Москвы вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Аношечкина А.В. по ст. 119 ч. 1, ст. 116 ч. 1, ст. 306 ч. 1 УК РФ, в отношении Аношечкина В.В. по ст. 119 ч. 1, ст. 213 ч. 1 п. "а" УК РФ.
Решением Мирового судьи судебного участка N 256 района Марьино г. Москвы от 03 ноября 2010 г. отказано в удовлетворении иска Дорогомиловского межрайонного прокурора г. Москвы в интересах недееспособного Аношечкина А.В. к Шихиной Л.Я. о признании брака недействительным.
Определением Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 23 августа 2012 г. удовлетворено заявление законного представителя Аношечкина А.В. - Шихиной Л.Я. о пересмотре решения Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 11 апреля 2008 г. по вновь открывшимся обстоятельствам, решение Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 11 апреля 2008 г. отменено.
Решением Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 22 августа 2013 г. отказано в удовлетворении заявления Аношечкина В.В. о признании Аношечкина А.В. недееспособным.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд отказал в удовлетворении требований о признании Аношечкина В.В. недостойным наследником, поскольку обращение с иском в суд о признании недееспособным и обращение к прокурору в целях признания брака недействительным с учетом наличия у Аношечкина А.В. психического заболевания, не могут быть расценены как умышленные противоправные действия, направленные против наследодателя.
Ссылки истца на остроконфликтные отношения между Аношечкиным А.В. и Аношечкиным В.В. также не могут быть приняты во внимание, поскольку последний, будучи отцом Аношечкина А.В., вправе самостоятельно оценивать психическое состояние и адекватность поведения сына, и использовать любые не противоречащие закону способы защиты его прав и законных интересов.
Доводы истца о злоупотреблении правом со стороны Аношечкина В.В. своего объективного подтверждения не нашли, обращение с заявлениями в суд и в прокуратуру, вызов психиатрической помощи, не являются неправомерными действиями, направлены на защиту прав лица, страдающего психическим заболеванием.
Конфликт между сыном и отцом в 2009 году, подтвержденный постановлением от 15 декабря 2009 г. дознавателя ОД МОБ ОВД района Фили-Давыдково г. Москвы об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Аношечкина А.В. по ст. 119 ч. 1, ст. 116 ч. 1, ст. 306 ч. 1 УК РФ, в отношении Аношечкина В.В. по ст. 119 ч. 1, ст. 213 ч. 1 п. "а" УК РФ., носил обоюдный характер и не является доказательством по требованиям о признании незаконным наследником Аношечкина В.В.
Суд также учел, что Аношечкин А.В. умер в возрасте 58 лет, таким образом, заявления Аношечкина В.В. не могли быть направлены на получение большей доли наследства.
Выводы суда первой инстанции мотивированны, основаны на оценке представленных сторонами доказательств по правилам ст. 67 ГПК РФ, не согласиться с ними у судебной коллегии оснований не имеется.
Доводы апелляционной жалобы Шихиной Л.Я. аналогичны исковым требованиям, содержат обстоятельства поведения Аношечкина В.В. как недостойного наследника и не могут служить основаниями для отмены решения суда, поскольку суд первой инстанции дал оценку всем доводам в своем решении, оценил доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (ст.67 ГПК РФ). Оснований для иной оценки у судебной коллегии не имеется. Новых доказательств Шихиной Л.Я. представлено не было.
Обращения в суд, прокуратуру не могут являться доказательствами, что Аношечкин В.В. своими умышленными противоправными действиями, направленными против наследодателя, кого-либо из его наследников или против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, способствовал либо пытался способствовать призванию их самих или других лиц к наследованию либо способствовал или пытался способствовать увеличению причитающейся им или другим лицам доли наследства.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что решение суда является законным, поскольку вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права, которые подлежат применению к данным правоотношениям. В решении отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости.
Оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Дорогомиловского районного суда города Москвы от 03 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу 03 декабря 2015 года - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.