Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда, в составе председательствующего Пильгуна А.С.,
судей Кочергиной Т.В., Дементьевой Е.И.,
при секретаре Фролове А.С.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу Пильгуна А.С.
гражданское дело по апелляционной жалобе истца Севериновой Т.М. на решение Пресненского районного суда г.Москвы от 29 июля 2015 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Севериновой Т.М. - отказать в полном объеме.
установила:
Северинова Т.М. обратилась в суд с иском к Правительству РФ об обязании принять меры по обеспечению официального опубликования стоимости долгового рубля и приступить к исполнению обслуживания ее вкладов в валюте СССР, мотивируя свои требования тем, что она до 20 июня 1991 года разместила вклады в валюте СССР в Сбербанке РФ. Однако ответчик нарушил ее материальные права и интересы тем, что не исполнил долговые обязательства по обслуживанию ее вкладов в валюте СССР, в связи с чем истец, полагая свои права нарушенными, просила суд признать, что приостановление Правительством РФ действия Федерального закона РФ N21 ФЗ от 04.02.1999 г. "О базовой стоимости необходимого социального набора" нарушает ее права на пользование вкладом в валюте СССР, внесёнными в Сбербанк СССР до 20.06.1991 г.; признать, что не включение Правительством РФ денежных средств на обслуживание вкладов в валюте СССР в проект Федерального бюджета и его утверждение Государственной Думой РФ является нарушением ее материальных прав; признать, что непринятие Государственной Думой РФ в течение 20 лет федеральных законов согласно ст. 12 Федерального закона N73 от 24.02.1995 г. "О восстановлении и защите сбережений граждан РФ" нарушает ее материальные права; признать, что Правительство РФ не обеспечением стоимости долгового рубля нарушает ее материальные права; признать, что Правительство РФ нарушило ее материальные права не внесением в 1992 году ее валюты СССР в Государственную долговую книгу внутреннего долга РФ и обязать его внести ее валюту СССР в состав внутреннего долга СССР, записью в Государственную долговую книгу внутреннего долга РФ; обязать ответчика обеспечить официальное опубликование стоимости долгового рубля и приступить к обслуживанию ее вкладов в валюте СССР.
В судебном заседании истец Северинова Т.М. исковые требования поддержала, полагала иск подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дела в их отсутствие.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого как незаконного, по доводам апелляционной жалобы просит истец Сесеринова Т.М.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца Севериновой Т.М., представителя Министерства финансов РФ по доверенности Смыкаловой Е.С., представителя Управления Федерального казначейства по г.Москве по доверенности Андрюхина М.Д., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение, подлежащим оставлению без изменения, как постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права с учетом фактических обстоятельств.
Согласно ст.ст. 1,2,3,4,5 Федерального Конституционного Закона N 2-ФКЗ от 17 декабря 1997 года "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации является органом государственной власти Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации.
Полномочия Правительства РФ прописаны в ст. 114 Конституции РФ, ст. ст. 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22 Федерального Конституционного Закона N 2-ФКЗ от 17 декабря 1997 года "О Правительстве Российской Федерации".
В соответствии с Федеральным законом от 10 мая 1995 г. N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности ценности денежных сбережений, созданных гражданами Российской Федерации путем помещения денежных средств на вклады в Сберегательный банк Российской Федерации (ранее Государственные трудовые сберегательные кассы СССР, действовавшие на территории РСФСР; Российский республиканский банк Сбербанка СССР; Сбербанк РСФСР) в период до 20 июня 1991 года.
Согласно вышеуказанному федеральному закону и другим принятым в его развитие законам предполагается переоформление гарантированных сбережений граждан в целевые долговые обязательства Российской Федерации, имеющие статус ценных бумаг. При этом переоформление должно осуществляться исходя из уровня покупательной способности денег в 1990-1991 годах, с применением для этих целей устанавливаемой ежемесячно долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства.
Согласно Федеральному закону от 6 июля 1996 г. N 87-ФЗ "О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации" долговая стоимость одного долгового рубля, которая определяется исходя из изменения соотношения контрольной стоимости необходимого социального набора и базовой стоимости необходимого социального набора (утверждена Федеральным законом от 4 февраля 1999 г. N 21 ФЗ "О базовой стоимости необходимого социального набора"), применяется при использовании и обслуживании целевых долговых обязательств Российской Федерации. Федеральные законы о переводе вкладов в целевые долговые обязательства Российской Федерации и порядке их обслуживания не приняты. Таким образом, предметная область применения долгового рубля отсутствует.
Федеральным законом 3 декабря 2012 г. N 237-ФЗ "О приостановлении действия и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" действие Федерального закона от 4 февраля 1999 г. N 21 ФЗ "О базовой стоимости необходимого социального набора" приостановлено до 1 января 2016 года.
Исходя из вышеприведенных норм материального права суд первой инстанции правильно указал, что расчет долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации, в основе которого лежит указанная базовая стоимость, Федеральной службой государственной статистики не производится, и этот показатель не утверждается и не публикуется, Расчет государственного внутреннего долга по сбережениям граждан Российской Федерации по долговой стоимости не производится.
В соответствии с приказом Минфина России от 20 декабря 2007 г. N 140н (ред. от 22.05.2015) "Об утверждении порядка ведения Государственной долговой книги Российской Федерации в Министерстве финансов Российской Федерации" установлено, что Государственная долговая книга Российской Федерации содержит общую информацию о параметрах государственных долговых обязательств. Долговые обязательства перед отдельными физическими лицами в Государственной долговой книге Российской Федерации не отражаются.
Отсутствие соответствующих законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих порядок перевода вкладов граждан Российской Федерации в целевые долговые обязательства Российской Федерации, не позволяет определить фактический объем долговых обязательств по ним, в связи с чем, включение указанного вида долговых обязательств в Государственную долговую книгу Российской Федерации не представляется возможным.
Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период устанавливаются общий объем средств на компенсационные выплаты по гарантированным сбережениям граждан, размер компенсационных выплат по вкладам, а также перечень категорий граждан, которым предусматриваются эти выплаты.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" в 2015 году гражданам Российской Федерации по 1945 год рождения включительно (в том числе наследникам, относящимся к указанной категории граждан) осуществляется выплата компенсации в 3- кратном размере остатка вкладов в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 года (исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 году), гражданам Российской Федерации 1946-1991 годов рождения (в том числе наследникам, относящимся к указанной категории граждан) - в 2-кратном размере остатка вкладов в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 года (исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 году).
Размеры 3-кратной и 2-кратной компенсации зависят от срока хранения вкладов и уменьшаются на сумму ранее полученной предварительной компенсации (компенсации) и дополнительной компенсации по вкладам.
По вкладам граждан Российской Федерации, по которым ранее были произведены начисления и выплата компенсаций в 2-кратном и 3-кратном размерах остатков вкладов, повторная выплата указанных компенсаций Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" не предусмотрена.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, руководствуясь вышеперечисленными нормами права, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции исходил из того, что доказательств, свидетельствующих о наличии какого-либо иного порядка компенсации вкладов граждан, кроме как установленного выше судом, истцом не представлено, равно как не представлено доказательств о неправомерности действий Правительства Российской Федерации, Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации. Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в связи с чем пришел к выводу, что права истца нарушены не были.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции соглашается.
В своей апелляционной жалобе истец ссылается на неправильное применение судом норм материального права, а также указывает на неверное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, которые не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения, полагает данные доводы несостоятельными, поскольку судом первой инстанции нормы материального права применены правильно, установленные по делу обстоятельства соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы, по которым истец не согласна с установленным законом порядком компенсации, повторяют доводы, приведенные в исковом заявлении, по существу сводятся к понуждению Правительства РФ совершить действия, направленные на законотворческую деятельность.
Между тем, закрепленный в Федеральном Конституционном законе от 17.12.1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" порядок принятия актов Правительства Российской Федерации, предоставляющий право определения порядка принятия актов Правительства самому Правительству, а также закрепленный в Конституции Российской Федерации принцип разделения властей, не допускают вмешательство судебных органов в деятельность исполнительных органов власти и не предусматривают права суда понуждать их к принятию решений по предметам их ведения.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене постановленного судом решения.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным в материалы дела доказательствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 29 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Севериновой Т.М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.