Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего Шаповалова Д.В.,
судей Неретиной Е.Н., Лукьянченко В.В.,
при секретаре М.И.Ю., рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Неретиной Е.Н. дело по апелляционной жалобе Алашкар С. на решение Басманного районного суда г. Москвы от 25 июня 2015 года, по делу по заявлению Алашкар С. об оспаривании решения ФМС России от 06 ноября 2014 года N1518, которым решение УФМС России по г. Москве от 16 июня 2014 года об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации было признано правомерным,
установила:
Алашкар С. обратилась в суд с вышеуказанным иском, мотивируя свое обращение незаконностью отказа в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, поскольку, по её мнению, не была учтена угроза для ее жизни при возвращении в страну гражданской принадлежности, по причине того, что на территории Сирии идут боевые действия, супруг заявительницы является гражданином РФ.
Решением Басманного районного суда г. Москвы от 25 июня 2015 года в удовлетворении заявленных требований Алашкар С. отказано.
В апелляционной жалобе Алашкар С. ставится вопрос об отмене решения.
В соответствии с ч.2 ст. 3 Федерального закона от 08.03.2015 N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" не рассмотренные до 15 сентября 2015 года апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).
Дело рассмотрено с участием переводчика Хадж М.Б.
В заседание судебной коллегии Алашкар С., её представитель М. Р.С. явились, доводы жалобы поддержали.
Представитель ФМС России по доверенности ** О.С. просила решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Алашкар С., её представителя М.Р.С., представителя УФМС России по г. Москве Д.О.С., судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Из материалов дела усматривается, что гражданка Сирийской Арабской Республики Алашкар С., ** г. рождения, прибыла авиарейсом на территорию Российской Федерации 20 января 2013 г. на основании российской въездной визы (однократной, туристической, выданной 17.12.2012 г. Посольством РФ в г. Дамаск, Сирия). Состоит в зарегистрированном браке с 16 августа 2011 г. с гражданином РФ, имеет несовершеннолетнего ребенка 10 августа 2012 г. рождения.
30 июня 2014 года Алашкар С. обращалась в УФМС России по г. Москве с заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации. Решением УФМС России по г. Москве от 16 июня 2014 г. ей отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, в связи с отсутствием гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации.
Не согласившись с данным решением УФМС России по г. Москве, заявитель обратилась с жалобой в ФМС России.
Решением ФМС России от 06 ноября 2014 года N1518 решение УФМС Росси по г. Москве от 16 июня 2014 года признано правомерным, в удовлетворении жалобы заявителю отказано.
При вынесении решений УФМС России по г. Москве и ФМС России исходили из отсутствия для заявителя обоснованных опасений стать жертвой преследования, т.к. та ни политической, ни общественной деятельностью не занималась, участия в военных операциях и боевых действиях не принимала, преследованиями и угрозам со стороны властей не подвергалась, в инциденты с применением насилия вовлечена не была. Политическая обстановка характеризуется нарастанием напряженности в значительной степени обусловленной тяжелым социально-экономическим положением населения, чаще в сельской местности.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении требований, суд пришел к выводу что миграционными органами России решения вынесены в соответствии с требованиями действующего законодательства, учтено отсутствие причин гуманного характера требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации, а также в связи с отсутствием оснований полагать, что в случае возвращения на родину Алашкар С. может быть подвергнута негуманному обращению, стать жертвой преследования.
Выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона "О беженцах" от 19.02.1993 N 4528-1 временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:
1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;
2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
В силу п.п. 1 п. 2 ст. 12 Федерального закона "О беженцах" временное убежище может быть предоставлено лицам, которые не имеют оснований для признания беженцем, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены за пределы России.
Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Порядок предоставления временного убежища определен постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 года N274 "О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации", в соответствии с которым решение о предоставлении временного убежища принимается в случае существования гуманных причин, требующих временного пребывания лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья).
Согласно п. 7 указанного Порядка решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членах его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья) до устранения таких причин или изменения правового положения лица.
В апелляционной жалобе административный истец ссылается на наличие оснований для предоставления временного убежища, наличие гуманных причин, то что Алашкар С. состоит в зарегистрированном браке с гражданином РФ и имеет ребенка, наличие военных действия на территории Сирии.
Данные доводы не могут быть признаны состоятельными и являться основанием к отмене решения. В материалах дела имеются данные, что проверку и оценку сведений, сообщенных Алашкар С., органы миграционной службы проверили, не установлено доказательств преследования, учтена политическая обстановка в стране. Данные о необходимости медицинской помощи, вследствие чего жизнь окажется в опасности; реальной угрозы для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на момент принятия решений отсутствуют.
Как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 30 сентября 2010 г. N 1317-О-П: "Временное убежище не может рассматриваться как альтернатива общему порядку получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации при наличии у лица оснований для легализации своего правового положения на территории Российской Федерации в обычном порядке. Иное привело бы к возможности злоупотребления правом со стороны лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, и к нарушению конституционного принципа равенства, который, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории".
Суд правильно учел, что Алашкар С. имеет возможность оформить свое правовое положение на территории Российской Федерации иными предусмотренными законом способами.
При указанных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение ФМС России от 06 ноября 2014 года N1518, которым решение УФМС России по городу Москве от 16 июня 2014 года соответствуют Федеральному закону от 19 февраля 1993 года N4528-1 "О беженцах", а также международному законодательству (Конвенция ООН от 28 июля 1951 г. "О статусе беженцев", Протоколу, касающийся статуса беженцев от 31 января 1967 года, Руководство по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев от 1979 года), содержит мотивы принятого решения, рассмотрено уполномоченным должностным лицом.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда,
определила:
решение Басманного районного суда г. Москвы от 25 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.