Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В.,
судей Ставича В.В., Пономарёва А.Н.,
при секретаре Трошиной А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ставича В.В. административное дело по апелляционной жалобе Алсадо Салима на решение Басманного районного суда г. Москвы от 1 октября 2015 года, которым отказано в удовлетворении административного иска Алсадо Салима об оспаривании решения ФМС России от 10 апреля 2015 года N1672, которым решение УФМС России по городу Москве от 30 января 2015 года об утрате временного убежища на территории Российской Федерации, было признано правомерным,
установила:
Алсадо Салим обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивируя его тем, что при вынесении оспариваемого решения ФМС России не учла того обстоятельства, что Управлением ФМС России по городу Москве вынесено решение об утрате временного убежища на территории РФ с нарушениями действующего законодательства, так как обстоятельства, послужившие ранее причиной предоставления ему временного убежища не устранены. Кроме того, УФМС России по г. Москве не учло наличие угрозы возвращения в страну гражданской принадлежности в связи с вооруженным противостоянием между правительственными войсками и оппозицией, а также проживание в городе Москве отца и отсутствия иных родственников в стране исхода.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого просит административный истец Алсадо Салим в апелляционной жалобе, считая его незаконным и необоснованным.
Административный истец Алсадо Салим в заседание судебной коллегии явился, просил решение суда отменить и удовлетворить заявленные требования.
Представитель административного ответчика ФМС России по доверенности В_. И.В. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, полагая доводы апелляционной жалобы необоснованными.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного с учетом установленных обстоятельств дела, представленных доказательств, которым дана оценка и требований Федерального закона от 19 февраля 1993 года N4528-1 "О беженцах".
В силу пп. 2 п. 1 ст. 4 названного Закона лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста восемнадцати лет, обязано обратиться с ходатайством в письменной форме в орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по безопасности в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при пересечении данным лицом Государственной границы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона "О беженцах" временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:
1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;
2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
Порядок предоставления временного убежища определен постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 года N274 "О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации", в соответствии с которым решение о предоставлении временного убежища принимается в случае существования гуманных причин, требующих временного пребывания лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья).
Согласно п. 7 указанного Порядка решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членах его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья) до устранения таких причин или изменения правового положения лица.
В силу ст. 1 Федерального закона "О беженцах" беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Судом установлено, что Алсадо С_., _. года рождения, гражданин Сирии, уроженец города Х_., по национальности - араб, вероисповедание - христианство, образование, со слов высшее, холост, детей не имеет.
15 июня 2013 года Алсадо Салим из г. Каир (Египет) посредством авиатранспорта через воздушный пункт пропуска г. Москвы "Домодедово" прибыл на территорию Российской Федерации. В настоящее время истец со слов фактически проживает по адресу: _..
19 ноября 2013 года Алсадо Салим обратился в УФМС России по г. Москве с заявлением о предоставлении ему временного убежища на территории Российской Федерации, обосновав свое заявление непрекращающейся войной в стране гражданской принадлежности между правительственными войсками и оппозицией, а также опасениями за свою жизнь в связи с ведением боевых действий.
Решением УФМС России по г. Москве от 17 февраля 2014 года на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона и пункта 7 Порядка, истцу было предоставлено временное убежище на территории Российской Федерации сроком до 17 февраля 2015 года
27 января 2015 года Алсадо Салим обратился в УФМС России по г. Москве с заявлением о продлении срока предоставления временного убежища на территории Российской Федерации в связи с тем, что обстоятельства, по которым ему изначально было предоставлено временное убежище на территории Российской Федерации сохраняются и в настоящее время.
30 января 2015 года УФМС России по г. Москве было вынесено решение об утрате Алсадо Салимом временного убежища на территории Российской Федерации.
Решением ФМС России от 10 апреля 2015 года N_.. решение УФМС России по г. Москве от 30 января 2015 года признано правомерным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к правильному выводу о необоснованности жалобы, поскольку административным истцом не приведено убедительных доводов, свидетельствующих о реальной угрозе стать жертвой преследования со стороны властей или каких-либо групп населения по признаку вероисповедания, расы, принадлежности к определенной социальной группе в случае его возвращения в страну гражданской принадлежности.
Оснований полагать, что административный истец может подвергнуться дискриминации по признаку вероисповедания в стране исхода не имеется, поскольку Алсадо Салим на территории Сирии ни религиозной, ни политической, ни общественной деятельностью не занимался, проблем с властями не имел, уголовному преследованию по религиозному мотиву не привлекался, угроз в своей адрес либо в адрес своей семьи не получал, в инциденты с применением насилия вовлечен не был. При этом в материалах дела отсутствуют сведения о том, что близкие родственники Алсадо Салима подвергаются преследованиям в Сирии со сторон органов государственной власти или иных организаций.
Изложенное выше свидетельствует об отсутствии у административного истца нуждаемости в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела никаких фактов, либо убедительных доказательств, а также документов, подтверждающих возможное преследование административного истца на территории Сирии по политической или религиозной принадлежности, представлено не было.
При указанных обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Алсадо Салим обратился в миграционные органы не с целью поиска убежища, а с целью легализации своего нахождения на территории России, в связи с чем оснований, предусмотренных пп. 1 п. 1 ст. 12 Федерального закона "О беженцах" для признания беженцем и предоставления временного убежища не имеется.
Легализация положения на территории России производится, в частности, на основании Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
В силу пп. 1 п. 2 ст. 12 Федерального закона "О беженцах" временное убежище может быть предоставлено лицам, которые не имеют оснований для признания беженцем, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены за пределы России.
Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Перечисленных причин при проведении проверки ФМС России не выявлено.
При этом судом правомерно учтено, что решения УФМС России по г. Москве и ФМС России приняты с учетом отсутствия угрозы для жизни Алсадо Салима при его возможном возвращении на родину и с учетом отсутствия оснований полагать, что в случае возвращения на родину, административный истец может быть подвергнут негуманному обращению или незаконному осуждению.
При указанных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение ФМС России соответствует Федеральному закону от 19 февраля 1993 года N4528-1 "О беженцах", а также международному законодательству (Конвенция ООН от 28 июля 1951 г. "О статусе беженцев", Протоколу, касающийся статуса беженцев от 31 января 1967 года, Руководство по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев от 1979 года), содержит мотивы принятого решения, рассмотрено уполномоченным должностным лицом.
Доводы жалобы о наличии у Алсадо Салима реальной угрозы стать жертвой преследования в стране гражданской принадлежности являются необоснованными, поскольку государственным органом был проведен анализ личного дела Алсадо Салима, в ходе которого было установлено, что гуманных побуждений требующих предоставления ему возможности временно пребывать на территории Российской Федерации не имеется.
По информации МИД России, между Москвой и Дамаском поддерживается регулярное авиасообщение (один рейс в неделю сирийской авиакомпании). Все граждане Сирии, возвращающиеся на родину либо подвергнутые административному выдворению, могут попасть в столицу Сирии, а из нее - в другие регионы страны, находящиеся под контролем Правительства Сирии.
Желание покинуть страну у многих сирийцев продиктовано не только опасениями за свою жизнь, а, во многом, ухудшением экономической и гуманитарной ситуации. Многие полагают, что по прибытии в Россию они смогут рассчитывать на гарантированное трудоустройство (даже по специальностям, не представляющим особого интереса для российского рынка труда) получение бесплатного жилья и материальную поддержку.
Судебная коллегия учитывает, что Алсадо Салим обратился с заявлением о предоставлении временного убежища спустя пять месяцев после прибытия, а въехал на территорию Российской Федерации по деловой визе, что свидетельствует о том, что он подпадает под указанную в информации МИД России категорию лиц.
Фактические обстоятельства, которые были установлены органами миграционной службы в отношении административного истца, последним в апелляционной жалобе не оспариваются.
Каких-либо данных, свидетельствующих о том, что Алсадо Салим в настоящее время находится на территории Российской Федерации легально, соблюдает правила миграционного учета, его жалоба не содержит.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда законно и обоснованно, принято в соответствии с нормами материального права, регулирующего рассматриваемые правоотношения, и нормами процессуального права, действовавшими на время рассмотрения данного заявления.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда,
определила:
решение Басманного районного суда г. Москвы от 1 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.