Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В.,
судей Пономарёва А.Н., Ставича В.В.,
при секретаре Ивановой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ставича В.В. дело по апелляционной жалобе представителя административного истца _. Д.Ф. по доверенности _. С.И. на решение Таганского районного суда г. Москвы от 12 октября 2015 года, которым оставлено без удовлетворения заявление _. А.В., _ Д.Ф., _. Л.К. о признании недействительным с момента утверждения заключения Комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы в ЦАО по результатам публичных слушаний по проекту межевания территории квартала 579 района Арбат, ограниченного Проточным переулком, Смоленской площадью, 1-м Николощеповским переулком, 1-м Смоленским переулком,
установила:
_А.В., _. Д.Ф., _.Л.К. обратились в суд с указанным выше заявлением, мотивируя его тем, что публичные слушания по вопросу межевания территории квартала 579 района Арбат, ограниченного Проточным переулком, Смоленской площадью, 1-м Николощеповским переулком, 1-м Смоленским переулком, проведенные окружной комиссией по вопросам градостроительства, землепользовании и застройки при Правительстве Москвы в ЦАО в период с 13 октября 2014 года по 20 января 2015 года были проведены с нарушением порядка проведения публичных слушаний, установленного действующим законодательством. Заключение по результатам публичных слушаний от 20 января 2015 года содержит взаимоисключающие выводы, участники публичных слушаний были лишены возможности ознакомиться с планом-чертежом, о котором идет речь в заключении. Окружной комиссией необоснованно было рекомендовано утвердить не проект межевания территории, а проект актуализации территории квартала, что не предусмотрено нормами действующего законодательства. Само заключение утверждено неуполномоченным должностным лицом. Эти действия привели к нарушению прав административных истцов, поскольку повлекут уменьшение границ и площади земельного участка домовладения по проезду Шломина, д. 6, где проживают административные истцы.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит представитель по доверенности _. С.И. по доводам апелляционной жалобы, указывая на то, что оно постановлено с нарушением норм материального и процессуального права.
В заседании судебной коллегии административные истцы _. А.В., _.Л.К. и представитель административного истца _.Д.Ф. по доверенности _. С.И. настаивали на удовлетворении апелляционной жалобы, с учетом дополнения.
Представитель Префектуры ЦАО г. Москвы и заместителя Префекта ЦАО г. Москвы _ В.И. по доверенности _. П.А. явился, просил решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещённых о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки, и не представивших доказательства уважительности этих причин.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав стороны, судебная коллегия не находит оснований к изменению или отмене обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
В соответствии со ст. 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений (далее - публичные слушания), с участием жителей поселений, городских округов проводятся в обязательном порядке (п. 1). Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (п. 2).
Согласно пп. 5 ч. 1 ст. 68 Закона г. Москвы от 25 июня 2008 г. N28 "Градостроительный кодекс города Москвы" публичные слушания по вопросам градостроительной деятельности проводятся по проектам межевания не подлежащих реорганизации жилых территорий - в районах, поселениях города Москвы, на территории которых разработаны указанные проекты.
Указанной правовой нормой предусмотрены вопросы, по которым законом предписано проведение публичных слушаний, порядок их организации и проведения, участия граждан в их проведении.
В соответствии с ч. 3 названной статьи каждый участник публичных слушаний имеет право вносить от своего имени предложения и замечания к обсуждаемому проекту в установленном порядке. Все предложения и замечания участников публичных слушаний к обсуждаемому проекту подлежат внесению в протокол публичных слушаний в установленном порядке.
По смыслу ч. 4 ст. 68 Градостроительного кодекса г. Москвы публичные слушания организуют и проводят городская комиссия, окружные комиссии в соответствии с настоящим Кодексом. Публичные слушания завершаются опубликованием заключения о результатах публичных слушаний.
Частью 5 названной статьи предусмотрено, что публичные слушания проводятся в следующей последовательности:
1) опубликование, распространение оповещения о проведении публичных слушаний;
2) проведение экспозиции (экспозиций) представляемого на публичных слушаниях проекта (далее - экспозиция);
3) проведение собрания участников публичных слушаний;
4) оформление протокола публичных слушаний;
5) подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, с 13 октября 2014 года по 20 января 2015 года в муниципальном районе "Арбат" города Москвы проводились публичные слушания по проекту межевания территории квартала 579 района Арбат, ограниченного Проточным переулком, Смоленской площадью, 1-м Николощеповским переулком, 1-м Смоленским переулком,
Информационное сообщение о проведении публичных слушаний опубликовано в районной газете "Арбатские Вести" 10 сентября 2014 года, оповещение о проведении публичных слушаний размещено на официальном сайте Управы района "Арбат" города Москвы, около подъездов жилых домов, оповещение о проведении публичных слушаний направлено депутатам Совета депутатов муниципального округа "Коптево" в городе Москве.
В период с 13 по 20 октября 2014 года по адресу: город Москва, ул. Арбат, д. 40, стр. 2-3, каб. 207а проведена экспозиция по теме публичных слушаний.
29 октября 2014 года в 19-00 часов в помещении КЦСО района Арбат по адресу: Трубниковский пер., д. 2 проведено собрание участников публичных слушаний по материалам Проекта.
Протокол публичных слушаний был надлежащим образом оформлен и подписан заместителем председателем Комиссии. Он содержит замечания участников публичных слушаний, а также выводы окружной комиссии по указанным замечаниям.
Согласно заключению по результатам публичных слушаний по проекту межевания территории квартала 579 района Арбат, ограниченного Проточным переулком, Смоленской площадью, 1-м Николощеповским переулком, 1-м Смоленским переулком, публичные слушания считаются состоявшимися, разработчику проекта рекомендовано привести размеры жилой территории квартала к нормативным показателям путем исключения из внутриквартальной территории территорий общего пользования путем перевода этих земель в категории "участки жилых домов" и "территории участков жилых домов, обремененные сервитутом совместного использования"; для жилых домов 24 и 24 а по 1-му Смоленскому пер. установить единый земельный участок на основании протоколов общедомовых собраний; участок жилого дома 22/10 по 1-му Смоленскому пер. обременить сервитутом проезда к участку жилого дома N6 по проезду Шломина; учитывая дефицит придомовых территорий, минимизировать участки нежилых объектов, расположенных в квартале (участки 6, 7, 11 и 12). Проект межевания утвержден с учетом доработанного плана-чертежа.
Заключение по результатам публичных слушаний утверждено уполномоченным должностным лицом - заместителем председателем Комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы в САО г. Москвы _. В.И., действующим на основании доверенности от 26 августа 2014 года N_., выданной председателем окружной комиссии _. В.С., что соответствует пункту 6.1. Положения об окружной комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 7 апреля 2009 года N270-ПП и не противоречит п. 24 ст. 68 Градостроительного кодекса города Москвы.
Суд первой инстанции, отклоняя довод административных истцов об утверждении окружной комиссией иного документа, чем тот который был предметом рассмотрения на публичных слушаниях, правомерно учел его бездоказательность и указал, что публичные слушания имеют цель информирования местных жителей и выяснения их мнения относительно планируемых работ.
Изложенное согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 15 июля 2010 года N931-О-О, в соответствии с которой публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный, характер; публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
Таким образом, решение, принятое на публичных слушаниях, как не имеющее властно-обязывающего характера, не порождающее непосредственно правовых последствий, не может нарушать какие-либо права административных истцов и в том случае, когда был нарушен установленный порядок их проведения.
Отсутствуют основания полагать, что оспариваемым заключением и действиями должностных лиц были нарушены имущественные права административных истцов в результате уменьшении границ и площади земельного участка домовладения по проезду _ где они проживают, поскольку заключением предусмотрено рекомендовать разработчику проекта привести размеры жилой территории квартала к нормативным показателям.
Иных доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено, по существу они сводятся к несогласию с выводами суда и направлены на переоценку доказательств, что в силу ст. 310 КАС РФ не является основанием к отмене решения суда.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, нарушений процессуального характера не допущено, а потому оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Таганского районного суда г. Москвы от 12 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.