Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу законного представителя некоммерческой организации "Фонд поддержки расследовательской журналистики - Фонд 19/29" Пасько Г.М. на вступившие в законную силу постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 416 района Арбат города Москвы от 08 июня 2015 года и решение судьи Пресненского районного суда города Москвы от 10 августа 2015 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 416 района Арбат города Москвы от 08 июня 2015 года некоммерческая организация "Фонд поддержки расследовательской журналистики - Фонд 19/29" (далее - Фонд) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.
Решением судьи Пресненского районного суда города Москвы от 10 августа 2015 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба законного представителя Пасько Г.М. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе законный представитель Пасько Г.М. просит об отмене названных судебных актов и прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что в нарушение требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" проверка Фонда была проведена на основании заявления гражданина, данные которого невозможно установить; в материалах дела отсутствуют доказательства участия Фонда в политической деятельности, а также наличия у него прямого умысла в совершении административного правонарушения; при назначении административного наказания судебные инстанции не приняли во внимание правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в постановлении от 08 апреля 2014 года N 10-П.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы заявителя, нахожу обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях), под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации. Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.
В силу п. 7 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях некоммерческая организация, намеревающаяся после государственной регистрации осуществлять свою деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, обязана до начала осуществления такой деятельности подать в уполномоченный орган заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ наступает за осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Из материалов дела усматривается, что 09 апреля 2015 года в ходе рассмотрения обращения гражданина, запретившего разглашать свои персональные данные, поступившего в Министерство юстиции Российской Федерации 13 февраля 2015 года, должностными лицами Главного управления Минюста России по г. Москве установлено, что некоммерческая организация "Фонд поддержки расследовательской журналистики - Фонд 19/29", расположенная по адресу: г. Москва, ул. Композиторская, д. 17, в нарушение требований п. 7 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях осуществляет деятельность в качестве организации, выполняющей функции иностранного агента, без государственной регистрации в данном качестве. Указанные действия Фонда квалифицированы по ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ.
Данные фактические обстоятельства подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении, в котором изложено существо правонарушения; копией письма Министерства юстиции Российской Федерации о проведении внеплановой проверки от 20 февраля 2015 года; распоряжением о проведении внеплановой документальной проверки; сведениями реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента; уставом и учредительными документами Фонда; письмом Минюста России, содержащим сведения о финансировании Фонда из зарубежных источников в период с 04 марта 2013 года по 08 октября 2014 года; банковскими выписками за 2013, 2014 годы.; соглашением с национальным Фондом демократии-финансовые отчеты для Национального фонда демократии за 2012, 2013, 2014 годы; финансовыми отчетами, приложениями А, В к соглашениям 2012-461, 2013-198, 2013-946, 2014-1184; скриншотами веб-страниц сайта Фонда; актом проверки от 09 апреля 2015 года; устными показаниями ведущего специалиста-эксперта отдела по делам некоммерческих организаций Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве К. и иными материалами дела.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ, и доказанности вины Фонда в его совершении.
Довод жалобы о том, что в нарушение требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" проверка Фонда была проведена на основании заявления гражданина, данные которого невозможно установить, несостоятелен.
В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
Как усматривается из материалов дела, поводом к возбуждению данного дела об административном правонарушении явилось обращение, поступившее 13 февраля 2015 года в Минюст России (л.д. 334). Из содержания данного обращения следует, что оно соответствует требованиям, предъявляемым к письменным обращениям, указанным в ст. 7 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", однако по просьбе лица, направившего данное обращение, его персональные данные были из него исключены, что согласуется с положениями Федерального закона от 27 июля 2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" и не противоречит нормам Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". В связи с этим оснований полагать о незаконности внеплановой проверки Фонда не имеется.
Изложенный в жалобе довод о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства участия Фонда в политической деятельности, а также наличия у него прямого умысла в совершении административного правонарушения, являлся предметом проверки при рассмотрении дела и жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и был обоснованно признан несостоятельными по основаниям, изложенным в судебных постановлениях. Выводы судебных инстанций в этой части сомнений не вызывают и оснований для их пересмотра, о чем заявитель просит в настоящей жалобе, нет.
Отклоняя приведенный довод, судебные инстанции правильно применили положения п. 6 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях, определяющей понятие политической деятельности, к обстоятельствам данного дела. Вывод судей о виновности Фонда также является верным, он соответствует понятию вины юридического лица, закрепленному в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, согласно которой в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Утверждение в жалобе о том, что при назначении Фонду административного наказания судебные инстанции не приняли во внимание правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в постановлении от 08 апреля 2014 года N 10-П, не может повлечь отмену состоявшихся по делу судебных постановлений.
Санкция ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ предусматривает наказание для юридических лиц в виде административного штрафа от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Основания для изменения судебных постановлений и назначения Фонду иного размера наказания отсутствуют, так как ему назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ. При этом мировой судья в полной мере учел характер совершенного Фондом административного правонарушения, а также имущественное и финансовое положение юридического лица.
На момент рассмотрения дела об административном правонарушении правовая позиция Конституционного Суда РФ о возможности назначения административного наказания ниже низшего предела, изложенная в постановлении от 08 апреля 2014 года N 10-П, была реализована в нормах ч. 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, введенных в Кодекс Федеральным законом от 31 декабря 2014 N 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Вместе с тем мировой судья, вынесший обжалуемое постановление, не усмотрел оснований, при которых юридическому лицу, привлекаемому к административной ответственности, в соответствии с ч. 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ может быть назначено административное наказание ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ.
Судья районного суда, рассмотрев жалобу на постановление мирового судьи, проверил дело в полном объеме в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ и вынес законное и обоснованное решение.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемых судебных актов.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
постановил:
постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 416 района Арбат города Москвы от 08 июня 2015 года и решение судьи Пресненского районного суда города Москвы от 10 августа 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ, в отношении некоммерческой организации "Фонд поддержки расследовательской журналистики - Фонд 19/29" оставить без изменения, жалобу законного представителя некоммерческой организации "Фонд поддержки расследовательской журналистики - Фонд 19/29" Пасько Г.М. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.