Судья Московского городского суда Гришин Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника *** А.В. на постановление судьи Тверского районного суда г. Москвы от 18 ноября 2015 года, которым
*** , *** года рождения, уроженец г***, гражданин Российской Федерации, имеющий высшее образование, холостой, не имеющий на иждивении несовершеннолетних детей, временно зарегистрированный по адресу: ***, общежитие, ранее привлекавшийся к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений, признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.2.2 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере *** рублей,
установил:
8 ноября 2015 года дежурным ОП Китай-город УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве составлен протокол ЦАО N *** об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.2.2 КоАП РФ в отношении *** Р.А.
Дело об административном правонарушении передано в Тверской районный суд г. Москвы для рассмотрения по существу, судьёй которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поданной защитником *** А.В. на постановление судьи, ставится вопрос об отмене судебного акта и прекращении производства по делу, указывается на то, что суд не определил цель, которую хотели достичь участники имевшего место массового одновременного пребывания граждан; одновременное нахождение в одном месте 15 человек не может быть признано массовым; отсутствуют сведения о создании помех движению пешеходов. Также заявитель выражает несогласие с оценкой доказательств, проведённой судом первой инстанции.
В судебное заседании *** Р.А. не явился, о времени и месте судебного заседания извещался по адресу, указанному в жалобе, судебная повестка, направленная в адрес Журба Р.А., возвратилась обратно в суд за истечением срока хранения.
Как указал Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в целях соблюдения установленных статьей 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещённым о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных приказом ФГУП "Почта России" от 31 августа 2005 года N 343 (пункт 6 Постановления).
При таких обстоятельствах, в соответствии с положениями ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие *** Р.А.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, оснований для отмены или изменения постановления судьи Тверского районного суда г. Москвы от 18 ноября 2015 года не усматриваю.
Часть 1 статьи 20.2.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за организацию не являющегося публичным мероприятием массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, публичные призывы к массовому одновременному пребыванию и (или) передвижению граждан в общественных местах либо участие в массовом одновременном пребывании и (или) передвижении граждан в общественных местах, если массовое одновременное пребывание и (или) передвижение граждан в общественных местах повлекли нарушение общественного порядка или санитарных норм и правил, нарушение функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения или связи либо причинение вреда зеленым насаждениям либо создали помехи движению пешеходов или транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
При этом ст. 20.2.2 КоАП РФ содержит примечание, в соответствии с которым организатором признаётся лицо, выполнявшее организационно-распорядительные функции по организации или проведению не являющегося публичным мероприятием массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах.
Как следует из материалов дела и установлено судьей, 8 ноября 2015 года в 14 час. 20 мин., *** Р.А., находясь в общественном месте по адресу:*** (около нулевого километра и часовни Иверской иконы Божией Матери у Воскресенских ворот), организовал не являющееся публичным мероприятием массовое одновременное пребывание граждан в количестве примерно 15 человек, при этом проводил религиозную агитацию с раздачей гражданам кришнаитской атрибутики, действуя от имени Религиозной местной организации "Новосибирское общество сознания Кришны", создавая, тем самым, помеху движению пешеходов и проходу граждан в узкой части выхода с Красной площади через Воскресенские ворота, а также к часовне Иверской иконы Божией Матери у Воскресенских ворот. Действия *** Р.А. квалифицированы по ч. 1 ст. 20.2.2 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина *** Р.А. подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении ЦАО N *** от 8 ноября 2015 года, в котором изложено существо правонарушения, составленным в отношении *** Р.А. уполномоченным должностным лицом; протоколом о доставлении Журба в ОП "Китай-город" УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве ЦАО N *** от 8 ноября 2015 года; протоколом об административном задержании *** Р.А. ЦАО N *** от 8 ноября 2015 г.; рапортами полицейских ОП "Китай-город" УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве *** С.В., *** А.С., в которых они указывают на то, что 8 ноября 2015 года, примерно в 14 час. 20 мин. по адресу: **** (около нулевого километра и часовни Иверской иконы Божией Матери у Воскресенских ворот), ими был задержан гражданин *** Р.А., который организовал не являющееся публичным мероприятие массового одновременного пребывания граждан в примерном количестве 15 человек в общественном месте, а именно: действуя от имени Религиозной местной организации "Новосибирское общество сознания Кришны", проводил религиозную агитацию с раздачей гражданам кришнаитской атрибутики, тем самым создал помеху передвижению пешеходов и проходу граждан в узкой части выхода с Красной площади через Воскресенские ворота, а также к часовне Иверской иконы Божией Матери у Воскресенских ворот; протоколом личного досмотра задержанного от 8 ноября 2015 года.
Указанным доказательствам судьёй была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Диспозиция ч. 1 ст. 20.2.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за организацию и участие в массовых мероприятиях, не подпадающих под правовую категорию "публичные мероприятия", при наступлении общественно опасных последствий. Тем самым указанной нормой за массовым пребыванием, передвижением граждан публичный характер не признаётся, поскольку указанное мероприятие является массовым и предполагает возможность участия в нем неограниченного круга лиц.
При этом понятие "массовое одновременное пребывание или передвижение в общественных местах" относит к данной категории не любые проводимые в общественных местах мероприятия, а лишь такие массовые мероприятия, которые преследуют заранее определённую цель, характеризуются единым замыслом их участников и свободным доступом граждан к участию в них, но не являются публичными мероприятиями по смыслу Федерального закона от 19.06.2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (пункты 1 - 6 статьи 2), на что указывает в своем Определении N 1721-О от 24.10.2013 г. Конституционный Суд РФ.
Исходя из смысла вышеперечисленных положений, проезд Воскресенские Ворота относится к общественному месту, предназначенному для нахождения в нём массового количества людей и удовлетворения их различных жизненных потребностей, свободное для доступа неопределённого круга лиц.
При этом, как следует из протокола об административном правонарушении, рапортов сотрудников полиции *** С.В., *** А.С., раздача *** Р.А. кришнаитской атрибутики привлекла внимание граждан, повлекла за собой их массовое пребывание в месте нахождения последнего, что свидетельствует о наступлении общественно опасных последствий, а именно создания толпы, препятствующей свободному движению пешеходов и их проходу в узкой части выхода с Красной площади через Воскресенские ворота, а также к часовне Иверской иконы Божией Матери у Воскресенских ворот.
При указанных обстоятельствах действия *** Р.А. правильно квалифицированы судьёй районного суда по ч. 1 ст. 20.2.2 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что суд не определил цель, которую хотели достичь участники имевшего место массового одновременного пребывания граждан, являются несостоятельными и опровергаются совокупностью перечисленных выше доказательств.
Исходя из положений статьи 26.11 КоАП РФ, судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, наделен правом оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Оснований для признания рапортов полицейских ОП "Китай-город" УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве *** С.В., *** А.С. недопустимыми доказательствами не имеется, поскольку изложенные в них обстоятельства согласуются между собой и с изложенным в протоколе об административном правонарушении событием административного правонарушения.
Данные документы отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам ст. 26.2 КоАП РФ.
Ранее с *** Р.А. *** С.В., *** А.С. не были знакомы, наличие неприязненных отношений или иные основания для оговора *** Р.А. данными лицами по делу не установлены.
Установив, что рапорты были составлены должностными лицами в рамках их должностных обязанностей, причиной составления рапортов послужило выявление совершения административного правонарушения, при этом порядок их составления был соблюден, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о допустимости такого доказательства по данному делу.
То обстоятельство, что на данных рапортах отсутствуют отметки о регистрации их в КУСП, а также визы руководителя о передаче рапортов для разбирательства, само по себе не является основанием для признания их недопустимыми доказательствами.
Протокол об административном правонарушении в отношении *** Р.А. составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, содержит все необходимые сведения для рассмотрения дела, в том числе в нем полно описано событие вмененного ему административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.2.2 КоАП РФ, в связи с чем, также отвечает признакам допустимости доказательства по делу.
Совокупность перечисленных выше доказательств полно и объективно отражают событие административного правонарушения и вину *** Р.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.2.2 КоАП РФ.
При этом необходимо отметить, что законодательно минимальное количество граждан для квалификации мероприятия как массового не определено, в связи с чем такой количественный критерий не является обязательным, так как открытые места доступны для посещения неопредёленного круга лиц.
Имеющимися в материалах дела доказательствами, в частности рапортами сотрудников полиции, достоверно подтверждено одновременное пребывание граждан в количестве не менее 15 человек в месте проведения *** Р.А. религиозной агитации и раздачи кришнаитской атрибутики, что подпадает под понятие "массовое единовременное пребывание граждан".
Ссылка в жалобе на постановление Правительства РФ от 27.12.2012 г. N 1425 "Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" и постановление Правительства РФ от05.02.1993 г. N 99 "Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения", является несостоятельной, поскольку указанные нормативные акты регулируют иные правоотношения, вследствие чего не подлежат применению в рамках настоящего дела.
Иные доводы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, исследованных и оцененных судьёй районного суда по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ.
Назначая наказание *** Р.А. в виде административного штрафа, судья районного суда учёл характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, отсутствие смягчающих и наличие отягчающих вину обстоятельств. Размер назначенного наказания соответствует санкции ч. 1 ст. 20.2.2 КоАП РФ и является справедливым.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности, принцип презумпции невиновности не нарушены, бремя доказывания распределено правильно.
Оснований для применения правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 14.02.2013 г. N 4-П, о возможности снижения судом размера административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 20.2.2 КоАП РФ, в рамках настоящего дела об административном правонарушении не имеется.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления, не имеется
Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ,
решил:
Постановление судьи Тверского районного суда г. Москвы от 18 ноября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.2.2 КоАП РФ, в отношении *** Р.А. оставить без изменения, а жалобу защитника *** А.В. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Д.В. Гришин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.