Судья Московского городского суда Селиверстова А.А., рассмотрев жалобу защитника Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" К***Е.Н. на постановление судьи Останкинского районного суда от 18 мая 2015 г., которым Федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" признано виновным в совершении административного правонарушении, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 КоАП, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150000 руб.,
установил:
19 марта 2015 г. в отношении Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (далее - ФГУП "РТРС") составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
Дело об административном правонарушении передано на рассмотрение в Останкинский районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
Не согласившись с данным постановлением судьи, защитник ФГУП "РТРС" К***Е.Н. обратилась в Московский городской суд с жалобой, в которой просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы заявитель указала на то, что в действиях ФГУП "РТРС" отсутствует состав административного правонарушения, поскольку данной организацией были приняты все зависящие меры по исполнению в срок выданного предписания, и его невыполнение было вызвано объективными, не зависящими от предприятия причинами.
Решением судьи Московского городского суда от 04 августа 2015 г. постановление судьи Останкинского районного суда г. Москвы от 18 мая 2015 г. оставлено без изменений, жалоба защитника К***Е.Н. без удовлетворения.
Постановлением заместителя председателя Московского городского суда от 10 марта 2016 г. указанное выше решение судьи Московского городского суда от 04 августа 2015 г. отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в Московский городской суд.
Законный представитель ФГУП "РТРС", защитник К***Е.Н. в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявляли, о причинах своей неявки суд в известность не поставили.
При таких обстоятельствах, на основании ст. 25.4, 25.5 КоАП РФ считаю возможным рассмотреть настоящую жалобу в отсутствие заявителя.
Представитель Мосгорнаследия Ч***М.А. в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражала.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, заслушав представителя "Мосгорнаследия" Ч***М.А., оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления судьи не нахожу.
Частью 18 ст. 19.5 КоАП РФ установлено, что невыполнение в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч руб.
Статьей 10 Закона г. Москвы от 14 июля 2000 г. N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры" (далее - Закона г. Москвы от 14 июля 2000 г. N 26) предусмотрено, что предписания государственного органа охраны памятников в пределах его компетенции обязательны для юридических лиц и граждан, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или собственности, которых находятся недвижимые памятники истории и культуры и их территории.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона г. Москвы от 14 июля 2000 г. N 26 государственный контроль за охраной и использованием недвижимых памятников истории и культуры в городе Москве осуществляется государственным органом охраны и использования памятников истории и культуры города Москвы в соответствии с действующим законодательством и настоящим Законом в порядке, определяемом Правительством Москвы.
Согласно п. 2 ст. 22 Закона г. Москвы от 14 июля 2000 г. N 26 пользователи и собственники недвижимых памятников истории и культуры обязаны соблюдать порядок и правила охраны, содержания, использования и реставрации недвижимого памятника истории и культуры, установленные указанным законом, нормативными правовыми актами и выполнять предписания государственного органа охраны памятников по вопросам охраны, содержания и использования недвижимых памятников, выполнять иные требования, предусмотренные действующим законодательством и соответствующими договорными соглашениями об условиях содержания и режиме использования недвижимого памятника истории и культуры и его территории.
В силу п. 5.25 Положения о Департаменте культурного наследия г. Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 26 апреля 2011 г. N 154-ПП, Мосгорнаследие вправе выдавать предписания по вопросам государственной охраны, сохранения, использования и популяризации недвижимого культурного наследия, являющиеся обязательными для юридических лиц независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, физических лиц, а также контролировать их выполнение.
Из материалов дела усматривается и судьей районного суда установлено, что 05 марта 2015 г. должностными лицами Могорнаслением в рамках осуществления полномочий по контролю за соблюдением законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, на основании распоряжения Мосгорнаследия от 11 февраля 2015 г. N *** завершено проведение внеплановой документарной проверки в отношении ФГУП РТРС, являющегося пользователем сооружения (Шаболовская радиомачта "Башня Шухова") по адресу: ***, высотой *** м. на основании Указа Президента Российской Федерации от 13 августа 2001 г. N 1031 "О создании федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть"; распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N ***; свидетельства о государственной регистрации права хозяйственного ведения от 6 июля 2011 г. N ***, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись от 17 декабря 2007 г. ***.
По результатам проведенной проверки, 13 мая 2014 г. Мосгорнаследие в целях устранения нарушений законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия выдало ФГУП "РТРС" предписание N *** о выполнении в срок 01 марта 2015 г. работ, предусмотренных пп. 2, 3 п. 4 акта технического состояния от 27 сентября 2010 г. N ***, а именно: комплекса ремонтно-реставрационных работ на основании согласованной с Департаментом культурного наследия города Москвы проектной документацией, сдачи выполненных работ комиссии по приемке работ Департамента культурного наследия города Москвы с оформлением акта приемки работ.
Данное предписание не обжаловалось и является действующим.
Обязанность по проведению полного комплекса работ по сохранению объекта культурного наследия предусматривается охранным обязательством, выданным ФГУП "РТРС", вышеупомянутым предписанием Департамента культурного наследия горда Москвы от 13 мая 2014 г.
27 августа 2014 г. ФГУП "РТРС" в адрес Мосгорнаследия направило для согласования задание на разработку рабочей документации "Проведение противоаварийных мероприятий, обеспечивающих физическую сохранность объекта культурного наследия".
24 сентября 2014 г. Мосгорнаследие согласовало ФГУП "РТРС" задание на разработку данной рабочей документации по сохранению названного объекта.
По заказу ФГУП "РТРС" ООО "Производственно-строительное предприятие "***" была разработана рабочая документация на проведение противоаварийных мероприятий, целью которых было обеспечение физической сохранности упомянутого объекта; данная рабочая документация Мосгонаследием в установленном законом порядке согласована.
Вместе с тем, ремонтно-восстановительные работы на объекте ФГУП "РТРС" не были выполнены и не начинались, заявка на получение разрешения на проведение работ по сохранению объекта ФГУП "РТРС" в Мосгорнаследие не подавалась. Документарное обоснование невозможности проведения работ по сохранению объекта в установленный предписанием срок ФГУП "РТРС" представлено не было.
Таким образом, требование предписания Мосгорнаследие от 13 мая 2014 г. N *** ФГУП "РТРС" не исполнено, комплекс ремонтно-реставрационных работ не выполнен.
Факт совершения правонарушения и вина ФГУП "РТРС" подтверждаются материалами дела, в том числе: протоколом об административном правонарушении N *** от 19 марта 2015 г., актами проверок, предписанием от 13 мая 2014 г. N ***; фотоматериалами, распоряжением о проведении проверок, распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N ***; свидетельством о государственной регистрации права хозяйственного ведения от 6 июля 2011 г. N ***; выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (запись от 17 декабря 2007 г. N ***), а также иными материалами.
Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывают, получили надлежащую правовую оценку судьи в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Доказательства с очевидностью свидетельствуют о наличии в действиях ФГУП "РТРС" события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 19 ст. 19.5 КоАП РФ.
Действия ФГУП "РТРС" обоснованно квалифицированы судом по ч.18 ст. 19.5 КоАП РФ.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Довод жалобы о том, что ФГУП "РТРС" предпринимало все зависящие от него меры по сохранению объекта культурного наследия, не может быть признан состоятельным.
В соответствии с п. 2 ст. 35 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ) проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.
Таким образом, в соответствии с Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ пользователь объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта с соблюдением условий, установленных Федеральным законом для обеспечения сохранности объекта культурного наследия.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела отсутствует и заявителем не представлено сведений, подтверждающих проведение комплекса ремонтно-реставрационных работ на основании согласованной с Мосгорнаследием проектной документацией, сдачи выполненных работ комиссии по приемке работ Мосгорнаследием с оформлением акта приемки работ.
При этом согласование проведения противоаварийных работ как части работ по сохранению объекта культурного наследия, которые согласно предписанию Мосгорнаследие необходимо провести, не предусматривает отмены необходимости проведения полного комплекса работ по сохранению вышеназванного объекта культурного наследия регионального значения, что было заложено в требованиях предписания, выданного ФГУП "РТРС" как пользователю объекта культурного наследия.
Каких-либо объективных данных, свидетельствующих о невозможности исполнения ФГУП "РТРС" в установленный срок требований предписания в материалах дела не имеется, заявителем не представлено.
Постановление судьи мотивированно, оно отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
Доводы жалобы направлены на переоценку исследованных судьей доказательств в выгодном для заявителя свете, а потому они не могут являться основанием к отмене постановления судьи и не свидетельствуют о невиновности ФГУП "РТРС" в совершении вмененного правонарушения.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности по делу не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления судьи, по делу не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,
решил:
постановление судьи Останкинского районного суда г. Москвы от 18 мая 2015 г. по делу об административном правонарушении по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть", оставить без изменения, жалобу защитника Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" К***Е.Н. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда А.А. Селиверстова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.