Судья Московского городского суда Притула Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе генерального директора ОАО "Зеленоградский источник" Мкртчян Р.С. на решение судьи Зеленоградского районного суда г.Москвы от 31 декабря 2015 года, которым
постановление N*** заместителя главного государственного инспектора г.Москвы в области охраны окружающей среды - начальника отдела экологического контроля Зеленоградского АО *** от 16 ноября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.4.39 Закона города Москвы от 21.11.2007 N45 "Кодекса города Москвы об административных правонарушениях", в отношении открытого акционерного общества "Зеленоградский источник" (далее ОАО "Зеленоградский источник"), оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения,
установил:
постановлением N*** заместителя главного государственного инспектора г.Москвы в области охраны окружающей среды - начальника отдела экологического контроля Зеленоградского от 16 ноября 2015 года юридическое лицо - ОАО "Зеленоградский источник" признан виновным по ст.4.39 Закона города Москвы от 21.11.2007 N45 "Кодекса города Москвы об административных правонарушениях" и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере *** рублей.
Генеральный директор ОАО "Зеленоградский источник" Мкртчян Р.С. обжаловал постановление должностного лица административного органа в Зеленоградский районный суд г.Москвы, судьёй которого вынесено указанное выше решение.
В жалобе, поданной в Московский городской суд" генеральный директор ОАО "Зеленоградский источник" Мкртчян Р.С., просит отменить постановление и решение, производство по делу об административном правонарушении прекратить по ст.2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В обоснование доводов жалобы, указал на то, что событие административного правонарушения не установлено, так как не принимали каких-либо зеленых насаждений; нарушен порядок привлечения к административной ответственности, а при назначении наказания не учтены положения ст.3.1, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Защитник ОАО "Зеленоградский источник" Климкин А.А. в судебном заседании доводы жалобы поддержал, указав, что ОАО "Зеленоградский источник" является арендатором земельного участка, а в соответствии с п.2.1.2 приложения 1 к постановлению Правительства г.Москвы от 10.09.2002 N743-ПП "Об утверждении правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ" (далее - Правила) именно собственник земельного участка должен отвечать за зеленые насаждения, которые им не передавались.
Представитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Кузяев К.В. считает постановление и решение законными и обоснованными, а жалобу не подлежащей удовлетворению, так как порядок привлечения общества к административной ответственности соблюден, наказание, назначенное обществу, соответствует санкции ст. 4.39 Закона города Москвы от 21.11.2007 N45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях".
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника ОАО "Зеленоградский источник" Климкина А.А., представителя природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Кузяева К.В., прихожу к следующим выводам.
Административная ответственность по ст. 4.39 Закона города Москвы от 21.11.2007 N45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" наступает за нарушение установленных правовыми актами города Москвы правил и требований в области охраны окружающей среды и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.
В соответствии со Сводным планом проверок субъектов предпринимательства на 2015 год, размещенным на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации (распоряжение от 9.02.2015 N1505-067/2015), в отношении ОАО "Зеленоградский источник" в период с 29.06.2015 по 24.07.2015 была проведена плановая выездная проверка соблюдения требований природоохранного законодательства, в ходе проведения которой, установлено 24 июля 2015 года в 10 час 00 мин. следующее.
ОАО "Зеленоградский источник" в соответствии с договором аренды земель в г. Москве N*** от *** приняло в долгосрочное пользование на условиях аренды земельный участок площадью *** кв. м, расположенный по адресу: г.Москва, г.Зеленоград, *** микрорайон (план границ земельного участка прилагается к договору). Кадастровый номер участка ***. Договор заключен на период с 29.04.1999 до 28.04.2044 на срок *** лет.
Также, ОАО "Зеленоградский источник" в соответствии с договором долгосрочной аренды земельного участка N*** от 23.03.1999 приняло в долгосрочное пользование на условиях аренды земельный участок площадью *** кв. м, расположенный по адресу: г.Москва, г.Зеленоград, *** микрорайон (план границ земельного участка прилагается к договору). Кадастровый номер участка ***. Договор заключен на период с 10.03.1999 до 9.03.2044 на срок *** лет.
На указанных земельных участках с адресным ориентиром, г.Москва, г.Зеленоград, *** микрорайон, проезд ***, ***, произрастают зеленые насаждения, представленные разновозрастными деревьями породы ель, сосна, береза, рябина, туя и другие, кустарниками лиственных и хвойных пород, а также газоном, которые находятся в хорошем состоянии.
Однако, паспорт благоустройства территории, отображающий результат инвентаризации зеленых насаждений, проведенной ОАО "Зеленоградский источник" г.Москва, г.Зеленоград, *** микрорайон, проезд ***, д. ***, стр. ***, не представлен.
В соответствии с п. 2.1.1 Правил зеленый фонд города Москвы - это совокупность территорий, занятых зелеными насаждениями и природными сообществами.
В соответствии с п. 2.1.2 Правил правообладатели земельного участка территории зеленого фонда г. Москвы - это юридические и физические лица, в собственности, пользовании, оперативном управлении или хозяйственном ведении которых находятся земельные участки территории зеленого фонда города Москвы.
В соответствии с п. 2.1.3 Правил зеленые насаждения - это совокупность древесных, кустарниковых и травянистых растений естественного и искусственного происхождения (включая отдельно произрастающие деревья и кустарники, травяной покров и цветники).
В соответствии с п. 2.5 Правил иные территории, занятые зелеными насаждениями - участки территории г. Москвы, в пределах которых растительным покровом занято менее 70% поверхности, не входящие в границы особо охраняемых природных, особо охраняемых зеленых, природных и озелененных территорий.
В соответствии с п. 7.1.2 Правил инвентаризации подлежат все территории зеленого фонда г. Москвы (особо охраняемые природные территории, особо охраняемые зеленые территории, природные, озелененные территории и иные территории, занятые зелеными насаждениями).
В соответствии с п. 7.1.3 Правил, инвентаризация территорий зеленого фонда г. Москвы осуществляется по методике согласно приложению 30 к настоящим Правилам.
Методика проведения инвентаризации территорий зеленого фонда г. Москвы определяет требования к составу и методам выполнения работ по учету природных сообществ, зеленых насаждений и других элементов благоустройства на особо охраняемых природных территориях, особо охраняемых зеленых территориях, природных, озелененных территориях и иных территориях, занятых зелеными насаждениями, в г. Москве.
В соответствии с п. 7.1.6 Правил при инвентаризации территорий зеленого фонда г. Москвы учету, в том числе, подлежат: зеленые насаждения (деревья, кустарники, газоны, цветники) и природные сообщества (лесная, луговая, околоводная растительность); здания и сооружения; дорожно-тропиночная сеть; плоскостные сооружения; малые архитектурные формы и элементы благоустройства; системы функционального обеспечения (поливочный водопровод, ливневая канализация, опоры и сети наружного освещения и др.); системы обеспечения охраны природы и микроклиматического комфорта (элементы ветрозащиты, шумозащиты, системы очистки водоемов и др.).
В соответствии с п. 7.1.7 Правил документом, отображающим результаты инвентаризации территорий зеленого фонда г. Москвы, для территорий зеленого Фонда г. Москвы, не относящихся к особо охраняемым природным, особо охраняемым зеленым и природным территориям, дворовым территориям, является паспорт благоустройства территории (приложение 24, 24а к Правилам).
При этом для территорий зеленого фонда г. Москвы, не относящихся к особо охраняемым природным, особо охраняемым зеленым и природным территориям, обязательно изготовление перечетных ведомостей по зеленым насаждениям согласно разделу V приложений 24 и 24 а к Правилам, согласованных с Департаментом природопользования и охрану окружающей среды г. Москвы в Реестре зеленых насаждений,
В соответствии с п. 7.1.23 Правил своевременное проведение инвентаризации территорий зеленого фонда г. Москвы, достоверность и поддержание результатов инвентаризации в актуальном состоянии, а также контроль за соблюдением сроков передачи данных в Реестр зеленых насаждений обеспечивает правообладатель земельного участка территории зеленого фонда г. Москвы.
В соответствии с п. 9.2 Правил все правообладатели земельных участков территорий зеленого фонда г. Москвы обязаны вносить в паспорт все текущие изменения, происшедшие в насаждениях (прирост и ликвидация зеленых площадей, посадки и убыль деревьев, кустарников и др.); обеспечивать проведение оценки состояния своей территории согласно требованиям раздела 6.
В ходе проведения проверки 24 июля 2015 года в *** час. *** мин. установлено, что ОАО "Зеленоградский источник", расположенный по адресу: г.Москва, г.Зеленоград, *** микрорайон, проезд ***, д. ***, стр. *** не произвел инвентаризацию зеленых насаждений, произрастающих на арендуемых земельных участках с кадастровыми номерами *** и ***, не оформил на них паспорт зеленых насаждений и не передал данные в реестр зеленых насаждений города Москвы.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" окружающая среда - это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов: природная среда (далее также - природа) - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов; компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Охрана окружающей среды - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Требования в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные требования) - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Нарушение правил и требований в области охраны окружающей среды является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 4.39 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях".
Таким образом, ОАО "Зеленоградский источник" в соответствии с договорами аренды земель в г. Москве N*** от 26.05.1999 и N*** от 23.03.1999 является правообладателем земельных участков площадью *** кв. м и площадью *** кв. м по адресу: г. Москва, г.Зеленоград, *** микрорайон, проезд ***.
Из изложенного следует, что ОАО "Зеленоградский источник" обязано было в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды провести в установленном порядке инвентаризацию территории по вышеназванному адресу, однако проверкой установлено, что паспорт благоустройства территории, отображающий результаты инвентаризации зеленых насаждений в организации отсутствует.
Факт совершения административного правонарушения и вина ОАО "Зеленоградский источник" в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом N*** об административном правонарушении от 13 октября 2015 года; предписанием N*** об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природоохранных требований от 13 октября 2015 года; актом проверки N*** соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды от 24 июля 2015 года; договором долгосрочной аренды земельного участка N*** от 26 мая 1999 года; договором долгосрочной аренды земельного участка N*** от 23 марта 1999 года; правоустанавливающими документами ОАО "Зеленоградский источник".
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом и судьей районного суда установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Действия ОАО "Зеленоградский источник" правильно квалифицированы по ст. 4.39 Закона города Москвы от 21.11.2007 N45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях".
Представленные доказательства обоснованно признаны должностным лицом и судьей допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Все доказательства оценены судьей по правилам ст.26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выводы должностного лица и судьи о наличии вины ОАО "Зеленоградский источник" в совершении данного административного правонарушения, изложенные в обжалуемых постановлении и решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в ходе административного производства. Не согласиться с этими выводами оснований не имеется.
Доводы жалобы о том, что ОАО "Зеленоградский источник" не является субъектом правонарушения, поскольку ОАО "Зеленоградский источник" не является организацией, выполняющей работы по охране, созданию, ремонту и содержанию природных и озелененных объектов в г. Москве и на него не распространяются положения Постановления Правительства г. Москвы от 10.09.2002 года N 743-ПП несостоятельны, так как направлены на иное, неверное толкование норм права.
В соответствии с указанным постановлением обязанность по сохранению зеленых насаждений и природных сообществ, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений и природных сообществ лежит на всех гражданах и юридических лицах.
Таким образом, ОАО "Зеленоградский источник" является надлежащим субъектом по ст. 4.39 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях".
Довод жалобы о том, что законный представитель ОАО "Зеленоградский источник" не был извещен о времени и месте рассмотрения дела и жалобы по существу, опровергается имеющимися в деле извещениями.
Так, о времени, дате и месте рассмотрения дела по существу на 16 ноября 2015 года в *** час. *** мин. ОАО "Зеленоградский источник" извещен по почте 13 ноября 2015 года (почтовый идентификатор ***, л.д. ***). О времени, дате и месте рассмотрения жалобы по существу на 31 декабря 2015 года в *** час. *** мин. ОАО "Зеленоградский источник" извещен телефонограммой, полученной секретарем ОАО "Зеленоградский источник", о чем в деле имеется докладная помощника судьи *** от 28.12.2015 (л.д. ***).
Административное наказание назначено должностным лицом в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом тяжести совершенного правонарушения и соответствует санкции ст. 4.39 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях".
Оснований для снижения наказания с учетом доводов жалобы, а также применения ст.2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется, так как оно является справедливым.
Нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Решение судьи районного суда вынесено в порядке ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и является мотивированным.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление N*** заместителя главного государственного инспектора г.Москвы в области охраны окружающей среды - начальника отдела экологического контроля Зеленоградского АО от 16 ноября 2015 года, решение судьи Зеленоградского районного суда г.Москвы от 31 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.4.39 Закона города Москвы от 21.11.2007 N45 "Кодекса города Москвы об административных правонарушениях", в отношении ОАО "Зеленоградский источник", оставить без изменения, жалобу генерального директора ОАО "Зеленоградский источник" Мкртчян Р.С. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Ю.В.Притула
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.