Судья Московского городского судья Селивёрстова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя негосударственного образовательного частного учреждения средняя образовательная школа "ИНТЕЛЛЕКТ" Б***Н.А. на постановление заместителя главного государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды Р***Г.А. от 10 июня 2015 г. N***, решение судьи Люблинского районного суда г. Москвы от 01 марта 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4.19 КоАП г. Москвы, в отношении НОЧУ СОШ "ИНТЕЛЛЕКТ",
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды Р***Г.А. от 10 июня 2015 г. N***НОЧУ СОШ "ИНТЕЛЛЕКТ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 4.19 КоАП г. Москвы, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 300000 руб.
Решением судьи Люблинского районного суда г. Москвы от 01 марта 2016 г. названное выше постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения.
Не согласившись с данным решением судьи, законный представитель НОЧУ СОШ "ИНТЕЛЛЕКТ" Б***Н.А. обратился в Московский городской суд с жалобой. В обоснование жалобы указывает на то, что судом первой инстанции не установлены все обстоятельства, вина НОЧУ СОШ "ИНТЕЛЛЕКТ" не доказана, заявитель действовал в ситуации крайней необходимости, поскольку вырубленные деревья, угрожали жизни и здоровью детей, административное правонарушения является малозначительным.
В судебное заседании защитник НОЧУ СОШ "ИНТЕЛЛЕКТ" А***О.А. явилась, жалобу и доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Представитель Департамента природопользования Г***О.В. в судебное заседание явился, против удовлетворения жалобы возражал.
Изучив доводы жалобы, выслушав в судебном заседании представителя НОЧУ СОШ "ИНТЕЛЛЕКТ" А***О.А. и представителя Департамента природопользования Г***О.В., оснований для отмены или изменения постановления должностного лица, решения судьи не нахожу.
В соответствии со ст. 4.19 КоАП г. Москве незаконное уничтожение зеленых насаждений влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.
В соответствии со ст. 75 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Согласно ст. 1 Закона г. Москвы от 05 мая 1999 г. N 17 "О защите зеленых насаждений" зеленые насаждения - древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения (включая городские леса, парки, бульвары, скверы, сады, газоны, цветники, а также отдельно стоящие деревья и кустарники). Озелененные территории - участки земли, на которых располагаются растительность естественного происхождения, искусственно созданные садово-парковые комплексы и объекты, бульвары, скверы, газоны, цветники, малозастроенная территория жилого, общественного, делового, коммунального, производственного назначения, в пределах которой не менее 70 процентов поверхности занято растительным покровом.
В силу ст. 2, 7 названного Закона г. Москвы защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены. Граждане, должностные лица и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений. Собственники, владельцы, пользователи земельных участков, на которых расположены зеленые насаждения, обязаны осуществлять контроль за их состоянием, обеспечивать удовлетворительное состояние и нормальное развитие зеленых насаждений. Работы по уходу за зелеными насаждениями, связанные с проведением агротехнических мероприятий, осуществляются специализированными организациями. Хозяйственная и иная деятельность осуществляется с соблюдением требований по защите зеленых насаждений, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
Граждане и юридические лица обязаны: обеспечивать сохранность зеленых насаждений, производить весь комплекс агротехнических мероприятий по уходу за зелеными насаждениями на земельных участках, предоставленных им в собственность, пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование, временное пользование, аренду, в том числе и на озелененных территориях; возмещать вред, причиненный повреждением или уничтожением зеленых насаждений, в соответствии со ст. 10, 12, 13 настоящего Закона.
На озелененных территориях и в зеленых массивах запрещается: повреждать или уничтожать зеленые насаждения, за исключением случаев, установленных статьей 3 настоящего Закона; разбивать огороды без соответствующего разрешения; разводить костры, жечь опавшую листву и сухую траву, совершать иные действия, создающие пожароопасную обстановку; проезд и стоянка автотранспортных средств, строительной и дорожной техники, кроме техники, связанной с эксплуатацией данных территорий и уходом за зелеными насаждениями; складирование различных грузов, в том числе строительных материалов; ремонт, слив отходов, мойка автотранспортных средств, установка гаражей и тентов типа "ракушка"; производить другие действия, способные нанести вред зеленым насаждениям, в том числе запрещенные настоящим Законом и иными законодательными актами. Лица, имеющие права на земельный участок, принимают на охрану и содержание находящиеся на нем зеленые насаждения, что может закрепляться специальным охранным свидетельством, и несут ответственность в соответствии с главой 6 настоящего Закона.
Согласно п. 9.5 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2002 г. N 743-ПП, запрещается юридическим и физическим лицам самовольная вырубка и посадка деревьев и кустарников.
Из материалов настоящего дела следует и судьей районного суда установлено, что 28 апреля 2015 г. в условиях естественного освещения в период времени с 20 час.00 мин. до 20 час.30 мин. в ходе проведения осмотра земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ***, по указанному адресу находиться НОЧУ СОШ "ИНТЕЛЛЕКТ", выявлен факт уничтожения 18 деревьев, а именно: клен ясенелистный 5 штук (диаметром от 10 до 26 см.), яблоня - 5 шт. (диаметром от 12 до 20 см.), плодовые деревья -4 шт. (диаметром от 11 до 16 см.), тополь 4 шт. (диаметром от 24 до 32 см.). Разрешительная документация не представлена.
Действия НОЧУ СОШ "ИНТЕЛЛЕКТ" квалифицированы по ст. 4.19 КоАП г. Москвы.
Факт совершения административного правонарушения и виновность НОЧУ СОШ "ИНТЕЛЛЕКТ" подтверждаются следующими доказательствами: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 28.04.2015 по ст. 4.19 КоАП г. Москвы, информационным письмом НОЧУ СОШ "ИНТЕЛЛЕКТ"; объяснениями Шустовой О.Е.; сообщением первого заместителя главы Управы района ***г. Москвы; фототаблицей; протоколом об административном правонарушении; копией договора аренды земельного участка от 25 мая 2004 г. N***; копией плана границ земельного участка; копией свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; копией свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации; копией выписки из ЕГРЮЛ; копией устава; распоряжением префекта ЮВА г. Москвы от 27 апреля 2004 г. N ***.
Данные доказательства соответствуют требованиям, предъявляемым ст. 26.2 КоАП РФ, и обоснованно положены в основу постановления.
В силу положений ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Все доказательства, имеющиеся в материалах дела, получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Не согласиться с оценкой указанных доказательств оснований не имеется.
Вопреки доводам жалобы, факт вырубки деревьев НОЧУ СОШ "ИНТЕЛЛЕКТ" по указанному выше адресу подтвержден имеющимися в материалах настоящего дела доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении, из которого следует, что директор НОЧУ СОШ "ИНТЕЛЛЕКТ" факт спила деревьев без разрешительной документации признает.
Вопреки доводам жалобы о недоказанности вины НОЧУ СОШ "ИНТЕЛЛЕКТ в совершении административного правонарушения, данный факт подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
При этом следует отметить, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у заявителя имелась. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях общества.
При таких обстоятельствах, действия НОЧУ СОШ "ИНТЕЛЛЕКТ" по ст. 4.19 КоАП г. Москвы квалифицированы правильно.
Довод о применении положений ст. 2.7 КоАП РФ и признания действий НОЧУ СОШ "ИНТЕЛЛЕКТ", как совершенных в стоянии крайней необходимости, является надуманным, поскольку отсутствуют какие-либо сведения о том, что заявитель действовал для устранения опасности, непосредственно угрожающей жизни и здоровью детей, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку исследованных судьей доказательств в выгодном для заявителя свете и не свидетельствуют о невиновности НОЧУ СОШ "ИНТЕЛЛЕКТ" в совершении вмененного административного правонарушения.
Административное наказание назначено НОЧУ СОШ "ИНТЕЛЛЕКТ" в пределах санкции ст.4.19 КоАП г. Москвы. При этом были приняты во внимание характер совершенного правонарушения и другие обстоятельства по делу.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Существенных нарушений процессуальных норм должностным лицом, судьей районного суда не допущено, в связи с чем, обжалуемые постановление должностного лица, решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление заместителя главного государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды Р***Г.А. от 10 июня 2015 г. N***, решение судьи Люблинского районного суда г. Москвы от 01 марта 2016 г. по делу об административном правонарушении по ст. 4.19 КоАП г. Москвы в отношении НОЧУ СОШ "ИНТЕЛЛЕКТ", оставить без изменения, жалобу законного представителя НОЧУ СОШ "ИНТЕЛЛЕКТ" Р***.А. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда А.А. Селивёрстова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.