ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
12 мая 2016 года г. Улан-Удэ
Верховный суд Республики Бурятия в составе судьи Булгытовой С.В.
при секретаре Васильевой А.В.
с участием представителя АО "Желдорреммаш" Астраханцевой В.А., представителя Управления Росреестра по РБ Лубсановой О.Д., представителя Администрации г. Улан-Удэ Адактуевой С.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-67/2016 по
административному исковому заявлению АО "Желдорреммаш" об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
В Верховный Суд РБ поступило административное исковое заявление ОАО "Желдорреммаш" (в настоящее время - АО "Желдорреммаш") об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.
Административными ответчиками по делу являются Управление Росреестра по РБ, Правительство РБ, Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, заинтересованным лицом - Администрация г. Улан-Удэ.
Исковые требования мотивированы тем, что истец является собственником земельных участков:
1) площадью 1785 кв.м., кадастровый номер 03:24:023201:2107, расположенного по адресу: " ... ";
2) площадью 1641 кв.м., кадастровый номер 03:24:023201:2108, расположенного по адресу: " ... ";
3) площадью 4 456 кв.м., кадастровый номер 03:24:023201:2144, расположенного по адресу: " ... ";
4) площадью 902501 кв.м., кадастровый номер 03:24:023201:2212, расположенного по адресу: " ... "
5) площадью 14 010 кв.м., кадастровый номер 03:24:023201:2213, расположенного по адресу: " ... ".
Земельные участки относятся к землям населённых пунктов, их кадастровая стоимость определена на основании результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Бурятия, утвержденных Постановлением Правительства РБ от 28.11.2011 N 618, и составляет соответственно: 1) " ... " рубля; 2) " ... " рубля; 3) " ... " рубля; 4) " ... " рубля; 5) " ... " рубля.
АО "Желдорреммаш" считает, что кадастровая стоимость участков превышает их рыночную стоимость, поэтому просит суд установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости, составляющей соответственно: 1) " ... " рублей; 2) " ... " рублей; 3) " ... " рублей; 4) " ... " рублей; 5) " ... " рублей.
В заседании суда представитель истца поддержала доводы заявления, представитель Управления Росреестра по РБ не возражала против удовлетворения заявления, представитель Администрации г. Улан-Удэ возражала против удовлетворения заявления.
Представители Правительства РБ и Федеральной кадастровой палаты в судебное заседание не явились.
Суд находит, что заявление подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В пункте 3 данной статьи указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Государственной кадастровой оценке посвящена глава III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости предусмотрен статьей 24.18 данного Федерального закона.
Согласно части 1 данной статьи результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В части 4 данной статьи указано, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Часть 11 данной статьи предусматривает, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из части 28 данной статьи следует, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный данной статьей срок.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" дано разъяснение о том, что результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены в судебном порядке посредством предъявления требования об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
В пункте 6 данного Постановления указано, что с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Из представленных суду документов видно, что АО "Желдорреммаш" является собственником перечисленных земельных участков на основании договора о создании открытого акционерного общества "Желдорреммаш" N 2008/07 от 04 декабря 2008 года. Право собственности подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
29 декабря 2015 года общество обратилось с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по РБ, однако комиссия не приняла заявление по мотиву, что положение о рассмотрении комиссией споров о результатах государственной кадастровой стоимости не применяется к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения 60 дней после дня официального опубликования Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и работы по проведению которой не завершились в указанный в законе срок.
Такой отказ комиссии в принятии заявления свидетельствует о соблюдении установленного законом досудебного порядка урегулирования спора.
К заявлению АО "Желдорреммаш" о пересмотре кадастровой стоимости, поданному в суд, приложены следующие документы: кадастровые справки о кадастровой стоимости земельных участков, копии свидетельств о государственной регистрации права на земельный участок, отчеты об оценке ООО "Сибирский оценщик" (г. Новосибирск) от 29 февраля 2016 года и положительные экспертные заключения на отчеты, составленные экспертным советом Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков".
Существенных возражений против отчетов и положительных экспертных заключений, а также иных документов, представленных АО "Желдорреммаш", со стороны административных ответчиков и заинтересованного лица не поступило.
Отчеты об оценке выполнены с соблюдением законодательства об оценочной деятельности. Оценщик Н. включена в реестр членов Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков". В отчетах имеются сведения о наличии у Н. страхового полиса, выданного ООО СК "Согласие" и действующего по 01 октября 2016 года.
Обоснованность отчетов и достоверность определения рыночной стоимости земельных участков сомнений не вызывают, поэтому суд считает возможным установить кадастровую стоимость участков в размере их рыночной стоимости, указанной в отчетах.
Довод Администрации г. Улан-Удэ о том, что кадастровая стоимость рассчитана верно, нельзя принять во внимание, поскольку законодательство Российской Федерации не запрещает пересмотр кадастровой стоимости при наличии действующего нормативного правового акта об утверждении государственной кадастровой оценки.
Требование заявителя направлено не на оспаривание государственной кадастровой оценки в целом, а на пересмотр ее результатов в отношении конкретного земельного участка, что прямо допускается статьей 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" дано следующее разъяснение.
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.
На основании изложенного датой подачи заявления является 29 декабря 2015 года - дата обращения АО "Желдорреммаш" в Комиссию.
Руководствуясь статьями 180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление АО "Желдорреммаш", поданное 29 декабря 2015 года, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельных участков:
1) площадью 1785 кв.м., кадастровый номер 03:24:023201:2107, расположенного по адресу: " ... ", в размере его рыночной стоимости, составляющей на 01 декабря 2014 года " ... " рублей;
2) площадью 1641 кв.м., кадастровый номер 03:24:023201:2108, расположенного по адресу: " ... ", в размере его рыночной стоимости, составляющей на 01 декабря 2014 года " ... " рублей;
3) площадью 4 456 кв.м., кадастровый номер 03:24:023201:2144, расположенного по адресу: " ... ", в размере его рыночной стоимости, составляющей на 02 февраля 2015 года " ... " рублей;
4) площадью 902501 кв.м., кадастровый номер 03:24:023201:2212, расположенного по адресу: " ... ", в размере его рыночной стоимости, составляющей на 13 мая 2015 года " ... " рублей;
5) площадью 14 010 кв.м., кадастровый номер 03:24:023201:2213, расположенного по адресу: " ... ", в размере его рыночной стоимости, составляющей на 13 мая 2015 года " ... " рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда РБ в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.В. Булгытова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.