Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ивановой Т.С.,
судей Федина К.А., Кокшаров Е.В.,
при секретаре судебного заседания Паначёвой О.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Харитонова А.Е. к Главному управлению Министерства внутренних дел России по Свердловской области об обязании восстановить выплату пенсии за выслугу лет, взыскании компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе Харитонова А.Е. на решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 25.01.2016.
Заслушав доклад судьи Федина К.А., объяснения представителя ответчика Речнову О.В. (доверенность *** от *** сроком действия до ***), возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы,
установила:
Харитонов А.Е. обратился с иском в суд к Главному управлению Министерства внутренних дел России по Свердловской области об обязании восстановить выплату пенсии за выслугу лет по линии Внутренних войск МВД РФ, произвести ее выплату с 15.12.2008 по настоящее время, продолжая выплачивать до утраты права на ее выплату, взыскании компенсации морального вреда,
В обоснование заявленных требований Харитонов А.Е. ссылается на то, что *** Харитонову А.Е. назначена пенсия за выслугу лет по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органах уголовно-исполнительной системы и их семей" (далее - Закон Российской Федерации N 4468-1). Начисление пенсии за выслугу лет осуществлялось ЦФО Главного управления Министерства внутренних дел России по Свердловской области, а перечисление на вклад Харитонова А.Е. производилось через Управление сопровождения операций физических лиц ПЦП Центра сопровождения клиентских операций ОАО "Сбербанк России" г. Екатеринбурга. С *** Харитонов А.Е. поступил на службу и назначен на должность *** - *** отдела *** таможенного управления Федеральной таможенной службы России по ***. С *** выплата пенсии Харитонову А.Е. приостановлена.
Считает, что пенсия подлежит приостановлению в том случае, когда лицо, которому она назначена, вновь поступает на службу на тех же условиях, на которых оно проходило службу, однако истец поступил на службу на должность главного инспектора - летчика по безопасности полетов авиационного отдела Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы России по г. Нижний Новгород, отличную от военной.
Истец считает, что правовых оснований для приостановления выплаты пенсии не имелось, поскольку нормы о приостановлении выплаты пенсии за выслугу лет на военных пенсионеров, поступивших на службу в таможенные органы без возобновления военной службы, не распространяются. В противном случае нарушается конституционный принцип равенства, поскольку в отличие от другой категории пенсионеров для этой категории граждан отсутствует механизм компенсации приостановления им выплаты пенсии за выслугу лет.
Решением суда от 25.01.2016 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Харитонов А.Е. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Апеллянт указывает, что решение суда вынесено при неправильном применении норм материального права и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 18.03.2004 N 6-П. Считает, что нарушено гарантированное Конституцией Российской Федерации право на социальное (пенсионное) обеспечение, взятые на себя государством социальные обязательства в отношении военного пенсионера.
В заседании суда апелляционной инстанции истец не явился, извещен надлежащим образом, просит рассмотреть апелляционную жалобу без его участия.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика полагает решение суда законным и обоснованным.
Ознакомившись с материалами дела, выслушав представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность оспариваемого судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и дополнений к ней (ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит установленных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований к отмене в апелляционном порядке судебного решения.
Судом установлено, что *** Харитонов А.Е. - *** - ***, с правом ношения военной формы одежды и знаков отличия, приказом командующего войсками Уральского округа внутренних войск МВД России от *** ***л/с уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями (л.д. 13).
С *** Харитонову А.Е. - *** назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации N 4468-1.
С *** Харитонов А.Е. поступил на службу в таможенные органы Российской Федерации (приказ *** таможенного управления от 15.12.2008 N ***). Приказом Приволжского таможенного управления от *** ***-К Харитонов А.Е. назначен на должность *** - *** таможенного управления, присвоено специальное звание - *** таможенной службы (л.д. 15).
С этой же даты ( ***) выплата пенсии была приостановлена.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", принял во внимание правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.03.2004 N 6-П и пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Принимая решение по делу, суд исходил из того, что действующее правовое регулирование материального обеспечения лиц, ушедших с военной службы или службы в правоохранительных органах, при достижении выслуги лет оставляет на их усмотрение решение вопроса, продолжать службу или, уволившись по достижении выслуги лет и истечении срока контракта, поступить на работу, заняться иной деятельностью, не связанной с военной или правоохранительной службой.
Учитывая наличие оснований для приостановления выплаты пенсии, суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований истца о возобновлении выплаты пенсии по выслуге лет с 15.12.2008 и производного требования о компенсации морального вреда в размере *** рублей, поскольку истец является действующим сотрудником таможенных органов.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным обстоятельствам по делу и закону.
Пенсионное обеспечение граждан РФ, проходивших военную службу в качестве офицеров, сержантов и старшин в Вооруженных Силах РФ, производится в настоящее время на основании Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", которые устанавливают виды пенсий, условия, определяющие право на их получение, размеры пенсий, правила назначения и выплаты.
В силу п. "а" ст. 13 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" ответчику назначена пенсия за выслугу лет, которая, как следует из ст. 2 Закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", предоставляется в целях компенсации гражданам дохода, утраченного в связи с прекращением ими службы, при достижении установленной законом выслуги лет. В соответствии со ст. 6 ч. 1 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.
На основании ст. 13, ч. 1 ст. 14 и ст. 53 вышеуказанного Закона, увольнение со службы является необходимым условием как назначения пенсии за выслугу лет, так и выплаты назначенной пенсии.
В соответствии со ст. 6 ч. 2 Закона предусмотрено, что выплата назначенной пенсии приостанавливается, если пенсионер вновь поступает на военную службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в таможенные органы, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы.
Пенсионеры, вернувшиеся на военную или правоохранительную службу и вновь приобретшие статус военнослужащего (сотрудника правоохранительных органов, также находятся в равном положении - выплачиваемое им денежное довольствие, иные виды обеспечения устанавливаются в том числе исходя из имеющейся у них выслуги на военной и (или) правоохранительной службе, причем предусмотренное с учетом выслуги увеличение размера полагающегося денежного довольствия в определенной мере компенсирует приостановление выплаты пенсии за выслугу лет.
Правовая норма, содержащаяся в ч. 2 ст. 6 Закона, о приостановлении выплаты пенсии за выслугу лет, в равной мере распространяется на всех граждан, проходивших службу в правоохранительных органах, включая органы прокуратуры. Служба в таможенных органах согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации (статья 1). Правовую основу службы в таможенных органах составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, вышеназванный Федеральный закон и иные нормативные акты, регулирующие порядок прохождения службы в таможенных органах.
Определяя пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов, Федеральный закон "О службе в таможенных органах Российской Федерации" отсылает к положениям Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в целом.
Устанавливая виды пенсий, условия, определяющие право на их получение, размеры пенсий, правила назначения и выплаты, данный Закон в части 2 статьи 6 предусматривает, что пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 этого Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
Данная правовая позиция нашла свое подтверждение в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года по делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 6 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации отмечено, что предписания названных Федеральных законов, касающиеся пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов, прокуроров и следователей прокуратуры, сотрудников налоговой полиции, отсылают не к отдельным положениям рассматриваемого Закона, а к установленным им нормам и условиям в совокупности, т.е. к Закону в целом, причем какие-либо изъятия из закрепленного его статьей 6 общего правила назначения и выплаты пенсий для указанных лиц не предусматриваются.
То обстоятельство, что после принятия этих Федеральных законов в рассматриваемый Закон не внесены соответствующие изменения и дополнения и что в его ст. 6 отсутствует упоминание о лицах, проходивших службу в иных правоохранительных органах, пенсионное обеспечение которых также осуществляется по нормам данного Закона, не означает, что в отношении пенсионеров из числа лиц, которые проходили службу в налоговой полиции, таможенных органах, учреждениях и органах прокуратуры, либо в отношении пенсионеров, поступивших на службу в эти правоохранительные органы, правило о приостановлении выплаты назначенной пенсии за выслугу лет не действует - оно в равной мере распространяется на всех граждан, проходивших службу в правоохранительных органах, включая органы налоговой полиции, таможенные органы, органы и учреждения прокуратуры.
5 ноября 2015 года Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении в п. 2.3 указал, что вопрос, поставленный в ходатайстве Министерства обороны РФ, не требует официального разъяснения Постановления от 18.03.2004 N 6-П, поскольку из пунктов 4 и 5 его мотивировочной части прямо следует, что в случае поступления на службу в таможенные органы пенсионеров из числа военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, иных правоохранительных органов выплата им пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с указанным Законом, приостанавливается.
Ссылка в апелляционной жалобе на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 18.03.2004 N 6-П не может служить основанием для отмены постановленного судом решения, с учетом разъяснений, содержащихся в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2015 N 2500-О-Р.
Довод апелляционной жалобы о том, что приостановление выплаты пенсии за выслугу лет нарушает право заявителя на получение пенсионного обеспечения, предусмотренного Конституцией Российской Федерации, и право на получение законно заработанной пенсии за выслугу лет, является несостоятельным, так как Конституция Российской Федерации непосредственно не предусматривает конкретные условия и порядок предоставления и выплаты пенсий - государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В целом доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней сводятся к иному толкованию нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, которое судебная коллегия признать правильным не может.
Оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим спорные отношения, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верх-Исетского районного суда города Екатеринбурга от 25.01.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Харитонова А.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий Иванова Т.С.
Судьи Кокшаров Е.В.
Федин К.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.