Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Старкова М.В.,
при секретаре Прониной Ю.П.,
с участием представителя административного истца - Полкова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рапшан" (ОГРН 1026605625056) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:335 в размере рыночной стоимости по состоянию на 15 ноября 2012 года,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Рапшан" обратилось 29 декабря 2015 года в суд с указанным административным исковым заявлением; административный истец просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:335, расположенного по адресу: Свердловская область, город Екатеринбург, в размере рыночной стоимости равной 6464000 руб. по состоянию на 15 ноября 2012 года. В обоснование своих требований ООО "Рапшан" указало, что установленная с использованием результатов государственной кадастровой оценки стоимость земельного участка в размере 39282161 руб. 38 коп. не соответствует и превышает рыночную стоимость. Это влечёт нарушение прав административного истца, как арендатора этого земельного участка, уплачивающего арендную плату, которая рассчитывается исходя из утверждённой кадастровой стоимости.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении, просил установить кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости.
Административный ответчик - Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в письменных возражениях указало, что нарушений при установлении кадастровой стоимости допущено не было и оснований к удовлетворению административного искового заявления не усматривается; просило рассмотреть дело без участия своего представителя.
Административный ответчик - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области в письменных возражениях указало, что не оспаривает установление кадастровой стоимости в размере рыночной, оставляя разрешение административного искового заявления на усмотрение суда.
Заинтересованное лицо (на стороне административных ответчиков) - администрация города Екатеринбурга направила в суд ходатайство с просьбой рассматривать административное дело без участия своего представителя; о возражениях по существу рассматриваемых требований орган местного самоуправления ничего не сообщил.
В судебное заседание представители административных ответчиков и заинтересованного лица своих представителей не направили. О месте и времени судебного заседания были извещены, в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Свердловского областного суда. Учитывая положения части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, надлежащее извещение не явившихся представителей сторон и заинтересованного лица, суд считает возможным рассмотреть административное дело при имеющейся явке.
Заслушав представителя административного истца, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Как установлено частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Производство по данным административным делам осуществляется на основании главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и с учётом особенностей установленных названной главой.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Как предусмотрено пунктами 1 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Существует два способа установления кадастровой стоимости земельного участка: либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путём установления рыночной стоимости, определённой индивидуально для объекта недвижимости. Определение рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в кадастр в качестве кадастровой стоимости направлено на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определениях от 01 марта 2011 года N 280-О-О, от 23 октября 2014 года N 2343-О это не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) для целей указанного федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
Статья 24 18 Федерального закона в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
Аналогичное положение установлено в части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Как видно из материалов административного дела, 05 июля 2006 года в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке площадью 7487 кв.м. с кадастровым номером 66:41:0000000:335.
Категория земель: земли населённых пунктов; разрешённое использование: для организации площадки для утилизации металлических гаражей.
На основании постановления главы города Екатеринбурга от 24 ноября 2004 года N 1490-Е, по договору аренды земельного участка от 29 ноября 2004 года N 1-513 земельный участок с кадастровым номером 66:41:0000000:335 был предоставлен на неопределённый срок в аренду ООО "Рапшан". Нотариально заверенная копия названного правоустанавливающего документа (т. 1 л.д. 12-21) не содержат отметок и сведений о том, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним были произведены соответствующие регистрационные записи.
В отношении названного земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:335 филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области был составлен и утверждён акт определения кадастровой стоимости от 15 апреля 2013 года. Кадастровая стоимость земельного участка рассчитана и установлена по состоянию на 15 ноября 2012 года в размере 39282161 руб. 38 коп. - подтверждается кадастровой справкой (т. 1 л.д. 11).
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:335 не соответствует рыночной стоимости, ООО "Рапшан" ссылалось на отчёт об определении рыночной стоимости от 22 сентября 2015 года N 25/15, который подготовлен ООО "Лекстер". На этот отчёт также было получено положительное экспертное заключение НП СРО "СВОД" от 08 октября 2015 года N 2488/С-15.
Как видно из названого отчёта вероятная рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 15 ноября 2012 года составляла 6464000 руб.
ООО "Рапшан" обратилось 23 ноября 2015 года в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области. Решением Комиссии от 09 декабря 2015 года N 567 заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, было отклонено.
16 февраля 2016 года от представителя административного истца поступило ходатайство о назначении по административному делу экспертизы по определению рыночной стоимости указанного земельного участка (л.д. 209).
При возникновении вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при её проведении (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости").
Определением Свердловского областного суда от 16 февраля 2016 года по данному делу назначена и была проведена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 15 ноября 2012 года. По результатам проведённой судебной экспертизы в материалы дела 30 марта 2016 года представлено заключение эксперта N 85-03/16.
В соответствии с полученным заключением эксперта рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:335 по состоянию на 15 ноября 2012 года составляла 18231000 руб.
У суда отсутствуют какие-либо основания сомневаться в правильности выводов проведённой экспертизы, поскольку заключение эксперта содержит результаты исследования сегмента рынка, а также анализ иных факторов, влияющих на стоимость объектов, оно мотивировано, его выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержат противоречий. Заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.
Оценив представленное заключение судебной экспертизы по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что оно соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, и соглашается с изложенными в нём результатами.
Следовательно, при рассмотрении административного дела установлено и нашло своё подтверждение, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:335 по состоянию на 15 ноября 2012 года составляла 18231000 руб.; именно в таком размере, удовлетворяя заявленные требования, и следует установить кадастровую стоимость.
Как разъяснено в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" в резолютивной части решения суда по делу указываются дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости; данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости.
Поскольку на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости не вносились сведения о кадастровой стоимости рассматриваемого земельного участка, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, то и указывать период действия определяемой судом кадастровой стоимости в данном случае не требуется.
Что же касается судебных расходов по делу, то установление рыночной стоимости в данном случае являлось реализацией административным истцом своего права на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, в связи с чем, решение суда нельзя расценивать как принятое против административных ответчиков. Следовательно, судебные расходы относятся на административного истца и не подлежат взысканию (возмещению).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 247-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Рапшан" об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:335 в размере рыночной стоимости по состоянию на 15 ноября 2012 года удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:335 равной его рыночной стоимости по состоянию на 15 ноября 2012 года в размере 18231000 руб.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать 23 ноября 2015 года.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Свердловский областной суд.
Решение изготовлено 26 апреля 2016 года.
Судья
М.В. Старков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.