Судья Свердловского областного суда Филиппова Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 10 мая 2016 года жалобу Вихарева С.Ю. на решение судьи Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 26 января 2016 года, вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением Административной комиссии ГО Краснотурьинск N 427 от 18 ноября 2015 года, начальнику строительного участка ООО "Стройреконструкция" Вихареву С.Ю. по п. 1 ст. 17 Закона Свердловской области "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей за нарушение п. 9.1.12, 16.1.5 Правил благоустройства, санитарного содержания, обращения с отходами производства и потребления, использования природных и водных ресурсов территории ГО Краснотурьинск, утвержденных решением Думы ГО Краснотурьинск от 31 марта 2014 года N 192.
Должностным лицом установлено, что Вихарев С.Ю., как должностное лицо не принял мер по восстановлению отсутствовавших частей ограждения строительной площадки с западной и восточной стороны в районе жилого дома 71 по ул. Октябрьской, а также с северной стороны, выходящей на ул. Мищерягина в г. Краснотурьинске.
По результатам рассмотрения жалобы решением судьи постановление административной комиссии о назначении наказания оставлено без изменения.
В жалобе Вихарев С.Ю. ставит вопрос об отмене состоявшихся решений и о прекращении производства по делу, полагая, что его действиям дана неверная юридическая оценка, поскольку они должны были быть квалифицированы по ч. 1 ст. 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, нахожу состоявшиеся по делу постановление административной комиссии и решение судьи подлежащими отмене в связи со следующим.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 17 Закона Свердловской области от 14 июня 2005 года N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" (далее по тексту Закона Свердловской области N 52-ОЗ) установлена административная ответственность за нарушение установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правил благоустройства территорий населенных пунктов, если эти действия (бездействие) не содержат деяния, ответственность за совершение которого установлена федеральным законом.
Главой 10 Закона Свердловской области N 52-ОЗ установлена подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных указанным Законом Свердловской области, мировым судьям, административным комиссиям, комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Статьей 2 этого закона предусмотрено, что законодательство Свердловской области об административных правонарушениях состоит из настоящего закона.
Решением Думы городского округа Краснотурьинск от 31 марта 2014 года N 192 утверждены Правила благоустройства, санитарного содержания, обращения с отходами производства и потребления, использования природных и водных ресурсов территории городского округа Краснотурьинск (далее - Правила благоустройства).
В силу п. 9.1.12. Правил благоустройства строительные площадки должны быть огорожены по всему периметру плотным забором установленного образца. В ограждениях должно быть минимальное количество проездов.
В соответствии с п. 16.1.5. Правил благоустройства содержание заборов, козырьков, тротуаров, включая удаление мусора в непосредственной близости от ограждения участка работ, осуществляется организациями, производящими работы.
Как следует из материалов дела, начальник строительного участка Вихарев С.Ю. привлечен к административной ответственности за частичное отсутствие ограждения строительной площадки.
К такому выводу должностное лицо и судья городского суда пришли на основании исследованных доказательств - протокола об административном правонарушении, фотоматериалов, должностной инструкции начальника строительного участка.
Однако исходя из ч. 1 ст. 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 26 Федерального закона от 06 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" невыполнение или нарушение законодательства субъекта Российской Федерации всеми находящимися на территории субъекта Российской Федерации органами государственной власти, другими государственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. В случае если административная ответственность за указанные действия не установлена федеральным законом, она может быть установлена законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к предметам ведения Российской Федерации отнесено установление административной ответственности по вопросам федерального значения, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а в силу п. 1 ч. 1 ст. 1.3.1 к ведению субъекта Российской Федерации относится установление законами субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов местного самоуправления.
Из системного анализа вышеприведенных норм федерального законодательства следует, что законодательный орган субъекта Российской Федерации вправе устанавливать ответственность не по всем вопросам, находящимся в его компетенции или компетенции муниципальных органов власти, а только по тем, по которым ответственность не установлена федеральным законом или по которым федеральным законодательством установление такой ответственности не отнесено к компетенции Российской Федерации.
Таким образом, постановление административной комиссии не может быть признано законным, поскольку содержит неправильную квалификацию деяния.
Пунктом 1 статьи 17 Закона Свердловской области N 52-ОЗ установлена административная ответственность за нарушение правил благоустройства территорий населенных пунктов.
Пункты 9.1.12. и 16.1.5. Правил благоустройства, нарушение которых вменено Вихареву С.Ю., регулируют правоотношения, связанные с осуществлением строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства на территории городского округа Краснотурьинск. В связи с чем, указанные пункты устанавливают требования в области строительства.
Так, федеральными правилами СНиП 12-01-2004 "Организация строительства" предусмотрено, что до начала любых работ строительную площадку и опасные зоны работ за ее пределами ограждают в соответствии с требованиями нормативных документов.
Необходимость установки ограждения производственных территорий и участков работ, а также требования к данным ограждениям содержатся также в п. 6.2.2 СНиП 12-03-2001 и п. 3.3 СНиП 12-04-2002.
Ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий) предусмотрена ч. 1 ст. 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Законом Свердловской области от 27 мая 2015 года N 38-ОЗ "О внесении изменения в статью 17 Закона Свердловской области "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" абзац первый пункта 1 статьи 17 после слова "пунктов" дополнен словами: если эти действия (бездействие) не содержат деяния, ответственность за совершение которого установлена федеральным законом.
Таким образом, исходя из приоритетного значения специальной правовой нормы федерального закона (ст. 9.4 КоАП РФ), при её конкуренции с общей нормой регионального закона, ответственность за нарушение, связанного с несоответствием ограждения строительной площадки техническим требованиям наступает по специальной норме федерального закона.
При указанных обстоятельствах оспариваемое постановление комиссии содержит неправильную квалификацию правонарушения.
Поскольку при рассмотрении жалобы судьёй городского суда, допущенные нарушения административного законодательства не устранены, состоявшиеся по делу постановление административной комиссии и решение судьи нельзя признать законными и обоснованными они подлежат отмене, а производство по делу прекращению в связи с отсутствием в действиях Вихарева С.Ю. состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 30.9, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление Административной комиссии ГО Краснотурьинск N 427 от 18 ноября 2015 года и решение судьи Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 26 января 2016 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном п. 1 ст. 17 Закона Свердловской области N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области", в отношении начальника строительного участка Вмхарева С.Ю., отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Ю.А. Филиппова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.