Судья Свердловского областного суда Вдовиченко С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 10 мая 2016 года жалобу законного представителя юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью "Зенон-Екатеринбург" Шилохвостова В.В. на решение судьи Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 20 февраля 2016 года, вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области от 22 декабря 2015 года юридическому лицу - Обществу с ограниченной ответственностью "Зенон-Екатеринбург" (далее ООО "Зенон-Екатеринбург", Общество) по ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено наказание в виде штрафа в размере 60000 рублей.
Должностным лицом, вынесшим постановление, установлено, что ООО "Зенон-Екатеринбург" допустило нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.
Правонарушение выявлено уполномоченным должностным лицом Государственной инспекции труда в период проведения внеплановой документарной проверки 08 декабря 2015 года.
По результатам рассмотрения жалобы законного представителя юридического лица Шилохвостова В.В. решением судьи районного суда постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе Шилохвостов В.В. ставит вопрос об отмене всех состоявшихся решений и прекращении производства по делу, указывая, что срок проведения аттестации рабочих мест установлен до 31 декабря 2018 года, а потому в действиях юридического лица отсутствует состав правонарушения.
Проверив материалы дела с учетом доводов жалобы, заслушав законного представителя Шилохвостова В.В., поддержавшего доводы жалобы, специалиста Государственной инспекции труда по Свердловской области Я., возражавшую против доводов жалобы, прихожу к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, судья в соответствии с требованиями ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объеме проверил законность и обоснованность постановления должностного лица.
Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 2-4 настоящей статьи влечет за собой административную ответственность по ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда урегулированы Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее Закон N 426-ФЗ).
В соответствии со ст. 3 Закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Положениями ст. 4 Закона N 426-ФЗ, ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации, обязанность по обеспечению проведения специальной оценки условий труда, в том числе, внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных законом, возложена на работодателя.
Согласно ст. 219 Трудового кодекса Российской Федерации каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда; получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения ООО "Зенон-Екатеринбург" к административной ответственности явилось нарушение трудового законодательства, выявленное в ходе внеплановой документарной проверки, проведенной Государственной инспекцией труда в связи с поступившим 05 ноября 2015 года обращением Г. о нарушении Обществом прав работников на основании распоряжения N 7-7573-15-ОБ/268/9/2 от 18 ноября 2015 года (л.д. 29-31).
В ходе проверки установлено, что в нарушение ст. 212, 219 Трудового кодекса Российской Федерации и ст. 4 Закона N 426-ФЗ работодателем - ООО "Зенон-Екатеринбург" не проведена специальная оценка условий труда рабочих мест по условиям труда, в связи с чем работники Общества не были ознакомлены с условиями труда и были лишены права на получение достоверной информации об условиях и охране труда, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, имеющих право на получение предусмотренных трудовым законодательством компенсаций.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 17 декабря 2015 года (л.д. 14-18), обращением Г. (л.д. 26), актом проверки от 08 декабря 2015 года (л.д. 33-35), предписанием, согласно которому юридическое лицо обязано провести внеплановую специальную оценку условий труда у работников по трудовому договору (л.д. 36-37) и иными доказательствами, которым дана оценка в совокупности с другими материалами дела на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, должностное лицо и судья, рассматривавший жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, обоснованно пришли к выводу о виновности ООО "Зенон-Екатеринбург" в нарушении государственных нормативных требований охраны труда и его действия были правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая во внимание, что ООО "Зенон-Екатеринбург" имело возможность соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но не приняло все зависящие от него меры к их соблюдению, судьей районного суда обоснованно сделан вывод о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку объективная сторона правонарушения выражается в действиях или бездействии, направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства о труде и об охране труда.
Согласно переходному положению ч. 6 ст. 27 Закона N 426-ФЗ в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 закона, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года.
В силу ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении: 1) рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости; 2) рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; 3) рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
Между тем, указанные положения закона в силу ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ распространяются только на тех работодателей, которые до дня вступления в силу указанного закона, то есть до 01 января 2014 года, провели аттестацию рабочих мест по условиям труда.
Учитывая, что ООО "Зенон-Екатеринбург" не проводило аттестацию рабочих мест в соответствии с нормативно-правовыми актами, действовавшими до дня вступления в силу Закона N 426-ФЗ и не произвело специальную оценку условий труда в соответствии с названным законом, Общество обоснованно, с учетом требований ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, было привлечено к административной ответственности за невыполнение требований трудового законодательства.
Законным представителем юридического лица - ООО "Зенон-Екатеринбург" Шилохвостовым В.В. при производстве по делу и в судебном заседании не отрицалось, что с 2010 года со дня регистрации юридического лица аттестация рабочих мест не проводилась.
В данном случае необходимо учитывать, что целями законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей, и их несоблюдение является основанием для привлечения виновных лиц к административной ответственности.
Доводы жалобы аналогичны ранее изложенным, судьей проверены и мотивированно опровергнуты, оснований не согласиться с правильными выводами суда, не имеется.
Административное наказание назначено Обществу в пределах санкции ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных норм, влекущих отмену решения судьи, не усматривается.
Руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 20 февраля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО "Зенон-Екатеринбург" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья С.А. Вдовиченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.