Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Крайниковой Т.В.,
судей Ковалева С.А., Шароглазовой О.Н.,
при секретаре Якушевской Н.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Епураш Т.Г. к ФПК "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края" и администрации Липовецкого городского поселения о защите прав потребителей и возложении обязанности по апелляционной жалобе Епураш Т.Г. на решение Октябрьского районного суда Приморского края от 17 ноября 2015 года, которым исковые требования удовлетворены частично: на администрацию Липовецкого городского поселения возложена обязанность в течение месяца после вступления в силу решения суда направить региональному оператору - ФПК "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края" акты осмотров многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", технический паспорт указанного многоквартирного жилого дома, документы о включении его в перечень домов с аварийными кровлями и предложения по актуализации региональной программы капитального ремонта с учетом технического состояния кровли указанного дома. В остальной части в удовлетворении требований истца отказано.
Заслушав доклад судьи Ковалева С.А., судебная коллегия
установила:
Епураш Т.Г. обратилась в суд с указанным выше иском к ФПК "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края" и администрации Липовецкого городского поселения, указав в его обоснование, что она является собственником жилого помещения, расположенного в многоквартирном жилом доме по адресу: "адрес". Кровля данного дома находится в аварийном состоянии и требует срочного капитального ремонта.
Ссылаясь на то, что указанный многоквартирный дом в порядке, предусмотренном ст.18 Жилищного кодекса РФ, включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, однако не поименован в трехгодичном плане проведения капитального ремонта в Липовецком городском поселении, истец, уточнив свои исковые требования в порядке ст.39 ГПК РФ, просит возложить на администрацию Липовецкого городского поселения обязанность предоставить ФПК "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края" пакет технической документации, необходимой для проведения капитального ремонта многоквартирного жилого дома по адресу: "адрес"., а так же возложить на ФПК "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края" и администрацию Липовецкого городского поселения обязанность по проведению такого капитального ремонта в срок до мая 2016 года.
В судебном заседании истец и ее представитель на удовлетворении исковых требований настаивали.
Представители администрации Липовецкого городского поселения против удовлетворения требований истца о направлении технической документации необходимой для проведения капитального ремонта многоквартирного жилого дома не возражали. Указали, что указанные документы ранее были направлены в адрес регионального оператора, однако не были приняты им в связи с наличием ошибок в их оформлении. Против удовлетворения требований истца о возложении обязанности по проведению такого капитального ремонта в срок до мая 2016 года возражали.
Представитель ФПК "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края" в судебное заседание не явился, дело рассмотрено судом в его отсутствие. В направленных в суд письменных возражениях против удовлетворения требований истца к фонду возражал.
Судом постановлено вышеуказанное решение, на которое истцом подана апелляционная жалоба с требованием о его отмене в части отказа в удовлетворении исковых требований о возложении на ответчиков обязанности по проведению капитального ремонта и об удовлетворении данных исковых требований в полном объеме.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Общие вопросы организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются нормами раздела IX Жилищного кодекса РФ.
Так, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома (п.1 ст.166 Жилищного кодекса РФ).
Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов (п.1 ст.168 Жилищного кодекса РФ).
Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям. В первоочередном порядке региональной программой капитального ремонта должно предусматриваться проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения при условии, что такой капитальный ремонт не проведен на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта (п.3 ст.168 Жилищного кодекса РФ).
Региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год (п.5 ст.168 Жилищного кодекса РФ).
Порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом (п.6 ст.168 Жилищного кодекса РФ).
Региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств (п.1 ст.182 Жилищный кодекс РФ).
Законом Приморского края от 07.08.2013г. N 227-КЗ "О системе капитального ремонта многоквартирных домов в Приморском крае" в статье 15 определен порядок разработки и утверждения региональной программы капитального ремонта.
Согласно п.16 указанной статьи названного краевого закона утвержденная региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не позднее 30 ноября года, предшествующего году реализации мероприятий, предусмотренных региональной программой капитального ремонта. Актуализация региональной программы капитального ремонта осуществляется по мере необходимости, но не реже, чем один раз в год, на основании предложений органов местного самоуправления и регионального оператора.
Основаниями для актуализации региональной программы капитального ремонта может являться изменение сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, включенных в региональную программу капитального ремонта, на более ранний, в том числе по предписаниям и требованиям контролирующих органов (подп.3 п.7 ст.15 краевого закона).
Согласно п.8 этой же статьи краевого закона на органы местного самоуправления возложена обязанность по направлению предложений по актуализации региональной программы капитального ремонта региональному оператору, который в течение 30 календарных дней со дня их поступления проверяет обоснованность этих предложений и в случае признания обоснованными направляет их в уполномоченный орган для рассмотрения.
В случае признания уполномоченным органом предложений, указанных в абз.3 настоящей части, обоснованными изменения в региональную программу капитального ремонта вносятся в срок не позднее 50 календарных дней со дня их поступления в уполномоченный орган.
Постановлением Администрации Приморского края от 31.12.2013г. N513-па (в ред. постановления Администрации Приморского края от 24.07.2015г. N 246-па) утвержден Перечень многоквартирных домов, включенных в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Приморского края.
Согласно данному Перечню по жилому дому, расположенному по адресу: "адрес" запланированы следующие виды работ и с ближайшими сроками выполнения работ: ремонт внутридомовых инженерных систем отопления и теплоснабжения - 2020-2025г.г.; ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения - 2020-2025г.г.; ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения - 2020-2025г.г.; ремонт внутридомовых инженерных систем канализации - 2020-2025г.г.; ремонт крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю - 2020-2025г.г.; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме - 2020-2025г.г.
Епураш Т.Г. является собственником квартиры N в указанном многоквартирном жилом доме.
Предъявляя к администрации и Фонду настоящий иск, Епураш Т.Г. указывает на аварийное состояние кровли названного выше многоквартирного жилого дома, требующее незамедлительного проведения капитального ремонта, и бездействие администрации при направлении региональному оператору соответствующих сведений в целях актуализации региональной программы капитального ремонта.
По сведениям Фонда, приобщенным к материалам дела по состоянию на 20.10.2015г. по данному многоквартирному жилому дому предложения по актуализации региональной программы капитального ремонта из администрации Липовецкого городского поселения в адрес регионального оператора не поступали.
В то же время решением общего собрания данного многоквартирного дома, оформленного протоколом N от 19.05.2015г., принято решение ходатайствовать перед региональным оператором, государственной жилищной инспекцией Приморского края и администрацией Липовецкого поселения о переносе сроков проведения капитального ремонта крыши многоквартирного жилого дома на 2015г. в связи с её аварийностью.
Течь кровли данного многоквартирного дома подтверждается многочисленными актами обследования за 2015г., утвержденными главой администрации Липовецкого городского поселения.
Постановлением администрации Липовецкого городского поселения от 10.02.2015г. N7 в отношении указанного многоквартирного жилого дома принято решение о способе формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
С учетом данных обстоятельств суд пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в части возложения на администрацию обязанностей по актуализации региональной программы капитального ремонта, поскольку законодательным актом Приморского края обязанность по направлению предложений по актуализации региональной программы капитального ремонта возложена на органы местного самоуправления и данная обязанность администрацией не была исполнена надлежащим образом в 2015 году.
Между тем возложение судом на администрацию обязанности по направлению региональному оператору актов осмотра многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", технического паспорта на данный многоквартирный дом, документов о включении указанного многоквартирного жилого дома в перечень домов с аварийными крышами не основано на законе.
Возложение на орган местного самоуправления таких обязанностей в сфере обеспечения проведения капитального ремонта многоквартирных домов ни федеральными законами, ни принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Приморского края не предусмотрено.
Так, из пп.24-29 Порядка проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории Приморского края" утвержденного Постановлением Администрации Приморского края от 20.08.2013г. N 324-па (ред. от 29.05.2014г.) "Об утверждении Порядка проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории Приморского края" следует, что основой для актуализации региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Приморского края, являются реестры актов осмотра МКД, которые представляются региональному оператору в течение пятидесяти дней после обобщения результатов осмотра МКД, проведенного в соответствии с п.23 настоящего Порядка, но не позднее 10 сентября текущего года в копии в порядке и по форме, устанавливаемым региональным оператором.
При таких обстоятельствах в интересах законности решение суда в данной части подлежит изменению путем исключения из резолютивной части указания на обязанность администрации по представлению Фонду актов осмотра многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес", технического паспорта на данный многоквартирный дом, документов о включении указанного многоквартирного жилого дома в перечень домов с аварийными крышами.
Решение суда в части отклонения исковых требований о возложении обязанности по проведению капитального ремонта соответствует закону.
Согласно требованиям приведенных выше положений Жилищного кодекса РФ проведение капитального ремонта за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован, исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, осуществляется в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта.
Поскольку ни региональным оператором, ни администрацией не были нарушены сроки проведения капитального ремонта кровли указанного выше многоквартирного дома, установленные действующей в Приморском крае программой капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов по состоянию на момент рассмотрения дела, суд правомерно отказал в иске в этой части.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда Приморского края от 17 ноября 2015 года изменить, исключив из резолютивной части решения суда указание на обязанность администрации Липовецкого городского поселения Октябрьского района Приморского края по направлению Фонду Приморского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края" актов осмотра многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес", технического паспорта на данный многоквартирный дом, документов о включении указанного многоквартирного жилого дома в перечень домов с аварийными крышами.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Епураш Т.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий :
Судьи :
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.