Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Чикаловой Е.Н.
судей Кравченко А.И., Федоровой Л.Н.
с участием прокурора Маториной О.А.
при секретаре Якушевской Н.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора "адрес" в защиту интересов ребенка - инвалида Мацепура ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в лице законного представителя Мацепура ФИО11 к Государственному учреждению - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, третье лицо: Государственное учреждение - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации N о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации
по апелляционной жалобе представителя ГУ - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования РФ филиал N "адрес"
на решение Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, которым на ГУ - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования РФ возложена обязанность обеспечить ребенка-инвалида Мацепура С.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов N от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: воротником Шанса; ходунками; памперсами в количестве 1896 штук (из расчета 3 шт. в сутки, 90 шт. в месяц); опорой для стояния для детей-инвалидов (1 шт.).
Заслушав доклад судьи Чикаловой Е.Н.
Выслушав пояснения представителя ГУ ПРО ФСС РФ Филиал N г. Находка- Щербакова И.В., судебная коллегия
установила:
Прокурор "адрес" обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением в защиту интересов ребенка-инвалида, в обоснование заявленных требований, указал, что по результатам проверки, проведенной прокуратурой "адрес" по обращению Мацепура О.А., действующей в интересах своего несовершеннолетнего ребенка-инвалида Мацепура С.М., установлено, что в нарушение требований законодательства о социальной защите инвалидов ребенок- инвалид не обеспечен индивидуальными средствами реабилитации, его законному представителю Мацепура О.А. не возмещены денежные средства, затраченные на приобретение технических средств реабилитаций, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации. Мацепура С.М., является ребенком- инвалидом и страдает детским церебральным параличом, спастическим тетрапарезом. В связи с имеющимся заболеванием Мацепура С.М. состоит на учете в Филиале N "адрес" учреждения - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации. Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида N от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний Мацепура С.М. нуждается в обеспечении в срок до ДД.ММ.ГГГГ следующими средствами реабилитации: воротником Шанса; корсетом полужестким; ходунками; туторами на голеностопные суставы (в количестве 2 шт; памперсами (из расчета 3 шт. в сутки, 90 шт. в месяц); обувью ортопедической (4 пары); опорой для стояния для детей- инвалидов (1 шт.). Проведенной проверкой установлено, что Мацепура С.М., ни одним из вышеперечисленных средств реабилитации инвалида не обеспечен. Из информации, предоставленной начальником Филиала N "адрес" следует, что несовершеннолетний Мацепура С.М. индивидуальными средствами реабилитации инвалида по действующей до ДД.ММ.ГГГГ программе реабилитации инвалида не обеспечен. Кроме этого, ребенок- инвалид нуждается в обеспечении его памперсами в количестве 1896 штук (из расчета 3 шт. в день, 90 шт. в месяц). Проведенной проверкой также установлено, что Мацепура О.А ... в связи с не предоставлением в рамках индивидуальной программы реабилитации инвалида обуви ее ребенку, приобрела указанную обувь (2 пары) за счет собственных денежных средств (товарный чек на сумму ... рублей, и товарный чек на сумму ... рублей). Денежные средства, затраченные на приобретение ортопедической обуви, ей также не возмещены. По указанному вопросу заявитель обращалась на личный прием к специалисту Филиала N "адрес" и получила отказ на возмещение понесенных затрат. Таким образом, по результатам проведенной проверки установлено, что по индивидуальной программе реабилитации инвалида N от ДД.ММ.ГГГГ техническими средствами реабилитации Мацепура С.М. не обеспечен, в том числе ему не выданы памперсы в количестве 1896 штук, не возмещены денежные средства, затраченные на приобретение 2-х пар обуви) С учетом того, что по индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида необходимо было обеспечить 4 парами обуви, 2 пары из которых приобретены его законным представителем за счет собственных средств, вопрос о возмещении которых в настоящее время является предметом иска, Мацепура С.М. необходимо обеспечить оставшимися 2 парами ортопедической обуви. Прокурор просил взыскать с Государственного учреждения - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации денежные средства, затраченные Мацепура О.А. на приобретение индивидуальных средств реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида N от ДД.ММ.ГГГГ - ортопедической обуви, в размере ... рублей и в размере ... рублей - в общей сумме ... рублей, а также обязать Государственное учреждение - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить ребенка- инвалида Мацепура С.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов N от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: воротником Шанса; корсетом полужестким; ходунками; туторами на голеностопные суставы (в количестве 2 шт.); памперсами в количестве 1896 штук (из расчета 3 шт. в сутки, 90 шт. в месяц); обувью ортопедической (2 пары); опорой для стояния для детей-инвалидов (1 шт.).
Прокурором в судебном заседании заявлен отказ от требований в части взыскания с Государственного учреждения - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации денежных средств, затраченных Мацепура О.А. на приобретение индивидуальных средств реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида N от ДД.ММ.ГГГГ - ортопедической обуви, в общей сумме ... рублей, а также возложении обязанности на Государственное учреждение - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить ребенка-инвалида Мацепура С.М., техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов N от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: корсетом полужестким; туторами на голеностопные суставы (в количестве 2 шт.); обувью ортопедической (2 пары), о чем в материалы представлено письменное ходатайство и судом вынесено определение о прекращении производства по делу в указанной части.
Помощник прокурора в судебном заседании поддержал исковые требования в части возложении на Государственное учреждение - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить ребенка-инвалида Мацепура С.М., техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов N от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: воротником Шанса; ходунками; памперсами в количестве 1896 штук (из расчета 3 шт. в сутки, 90 шт. в месяц); опорой для стояния для детей-инвалидов (1 шт.) по доводам и основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, ранее в материалы дела было представлено ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, а также предоставлены письменные пояснения.
Судом постановлено указанное выше решение об удовлетворении требований, с которым не согласилось ГУ - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения по мотиву его незаконности и необоснованности ввиду существенного нарушения норм процессуального и материального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии с правилами статьи 327.1 ГПК РФ в пределах указанных в ней доводов, приходит к следующему.
По делу установлено, что Мацепура С.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидом и страдает детским церебральным параличом, спастическим тетрапарезом. В связи с имеющимся заболеванием Мацепура С.М. состоит на учете в Филиале N "адрес" учреждения - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-р утвержден Федеральный перечень технических средств реабилитации, куда входят средства реабилитации, которые положены Мацепура С.М. по его индивидуальной программе.
Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида N от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний Мацепура С.М. нуждается в обеспечении в срок до ДД.ММ.ГГГГ следующими средствами реабилитации: воротником Шанса; корсетом полужестким; ходунками; туторами на голеностопные суставы (в количестве 2 шт.); памперсами (из расчета 3 шт. в сутки, 90 шт. в месяц); обувью ортопедической (4 пары); опорой для стояния для детей- инвалидов (1 шт.).
Из материалов дела следует, что несовершеннолетний Мацепура С.М. индивидуальными средствами реабилитации инвалида по действующей до ДД.ММ.ГГГГ программе реабилитации инвалида не обеспечен. Кроме этого, ребенок-инвалид нуждается в обеспечении его памперсами в количестве 1896 штук (из расчета 3 шт. в день, 90 шт. в месяц).
Положениями части 1 статьи 45 Конституции РФ установлено, что в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому также социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39).
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" реабилитация инвалидов представляет систему и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
Положениями статьи 10 указанного закона предусмотрено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством РФ.
Согласно пункту 22 Перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденному распоряжением Правительства РФ N-р от ДД.ММ.ГГГГ, к техническим средствам реабилитации относятся, в частности, абсорбирующее белье, подгузники.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид, либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
В соответствии со статьей 11.1 закона финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.
Согласно пунктами 2-6 указанных Правил обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется, в частности, путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение, либо изготовление технического средства (изделия) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающей техническими средствами (изделиями).
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ответчик, как региональное отделение Фонда социального страхования РФ, является лицом, обязанным обеспечивать Мацепура С.М. техническими средствами реабилитации - по индивидуальной программе реабилитации инвалида N от ДД.ММ.ГГГГ ребенок- инвалид Мацепура С.М. техническими средствами реабилитации, а именно: воротником Шанса; ходунками; памперсами в количестве 1896 штук (из расчета 3 шт. в сутки, 90 шт. в месяц); опорой для стояния для детей- инвалидов (1 шт.), и обоснованно удовлетворил иск прокурора о присуждении к исполнению данной обязанности в натуре (статья 12 Гражданского кодекса РФ).
В данном случае необходимо учитывать, что в силу пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства. Таким образом, поскольку Мацепура С.М. техническими средствами реабилитации, а именно: воротником Шанса; ходунками; памперсами в количестве 1896 штук (из расчета 3 шт. в сутки, 90 шт. в месяц); опорой для стояния для детей- инвалидов (1 шт.) не обеспечен, оснований для вывода о том, что он был надлежащим образом обеспечен техническими средствами, а соответствующая обязанность ответчиком исполнена, не имеется.
Довод апелляционной жалобы о том, что выдача технических средств реабилитации, в том числе, памперсов, за прошедший период невозможна, является необоснованным.
В силу главы 26 Гражданского кодекса РФ неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательство не прекращает. Истечение срока, на который Мацепура С.М. следовало предоставить указанное количество подгузников, не свидетельствует о том, что предусмотренная законом обязанность уполномоченного органа по обеспечению инвалида техническим средством реабилитации исполнена или прекращена, а также прекращено соответствующее право инвалида.
В соответствии с частью 6 статьи 11 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации технические средства реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду, либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью 14 статьи 11.1 настоящего Федерального закона.
Ссылка представителя ответчика на положения указанной нормы закона в рассматриваемом случае ошибочна, поскольку основана на неправильном толковании и применении материального закона. Обстоятельства, предусмотренные диспозицией данной статьи, в данном случае не установлены, в связи с чем основания для выплаты денежной компенсации взамен предоставления технического средства реабилитации отсутствуют.
Довод жалобы относительно наличия у законного представителя несовершеннолетнего Мацепура О.А. права на получение компенсации непредоставленного или самостоятельно приобретенного средства реабилитации, сам по себе не свидетельствуют о незаконности постановленного решения, поскольку доказательства обращения за соответствующими компенсациями и их получения инвалидом материалы дела не содержат, вместе с тем, требования заявлены именно об обеспечении данными средствами в натуре за период, в течение которого они должны были быть предоставлены.
Применительно к изложенному, Мацепура О.А. не может быть лишена права на социальное обеспечение ребенка-инвалида, в том числе, и посредством предоставления технических средств реабилитации за прошлый период в натуре, поскольку иное бы означало нарушение государственных гарантий обеспечения, ребенка инвалида.
Кроме того, поскольку приобретение соответствующего средства реабилитации является правом, а не обязанностью инвалида, у которого, как правило, отсутствует наличие такой материальной возможности, то обстоятельство, что инвалид или его представитель не воспользовались данным правом, не является основанием для освобождения ответчика от выполнения соответствующей обязанности.
В соответствии с пунктом 16 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов техническими средствами в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов техническими средствами, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели.
Таким образом, финансовое обеспечение предоставления технических средств реабилитации инвалидам возлагается на Фонд социального страхования РФ, а недостаточность поступлений Фонду социального страхования РФ межбюджетных трансфертов на указанные цели из федерального бюджета не освобождает ответчика от исполнения возложенной на него законом обязанности по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации. Осуществление инвалидом данного права также не поставлено законом в зависимость от финансирования Фонда социального страхования из федерального бюджета на указанные цели или отсутствия такового.
Разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку представленным и исследованным в судебном заседании доказательствам, и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Иных оснований для отмены или изменения решения суда, в том числе, по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Владивостока от 21 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования РФ филиал N 5 города Находки без удовлетворения.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.