Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Украинцевой С.Н.
судей Кудриной Я.Г., Пилипенко Е.В.
при секретаре Якушевской Н.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Артемовского городского округа об оспаривании действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю по апелляционной жалобе администрации Артемовского городского округа на решение Артемовского городского суда Приморского края от 25 февраля 2016 года, которым административное исковое заявление администрации Артемовского городского округа оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г., объяснения представителя администрации Артемовского городского округа - Железновой Н.С., представителя Управления Росреестра по Приморскому краю - Норкиной А.Ю., представителя АМУП "Ритуал-Сервис" - Колесниковой С.И., судебная коллегия
установила:
администрация Артемовского городского округа (далее - администрация) обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что 9 декабря 2015 года Артемовским отделом Управления Росреестра по Приморскому краю было отказано в государственной регистрации договора аренды земельного участка, заключенного между администрацией и АМУП "Ритуал-Сервис", поскольку, по мнению регистратора, кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, и законом о погребении не предусмотрена возможность передачи кладбищ в ведение хозяйствующего субъекта. Администрация с выводами регистратора не согласна. На территории Артемовского городского округа создано МУП "Ритуал-Сервис" для выполнения вопросов местного значения городского округа, которое является специализированной организацией по оказанию услуг по погребению. Отказ Управления Росреестра по Приморскому краю нарушает права администрации, установленные ст.11 ЗК РФ, а также полномочия органов местного самоуправления на решение вопросов местного значения. Просит признать незаконным отказ в государственной регистрации прав на недвижимое имущество N от 9 декабря 2015 года, вынесенный Артемовским отделом Управления Росреестра по Приморскому краю, обязать Артемовский отдел Управления Росреестра по Приморскому краю зарегистрировать право аренды земельного участка с кадастровым номером N площадью 251730 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 2490 м от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: "адрес", предоставленное АМУП "Ритуал- Сервис" на основании постановления администрации N от 31 декабря 2014 года.
Представитель администрации в судебном заседании поддержал требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель Управления Росреестра по Приморскому краю возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта Федеральным законом "О погребении" не предусмотрена. Земли общественных кладбищ не могут относиться к землям коммерческого использования (на условиях передачи в аренду или постоянное (бессрочное) пользование). Договор аренды земельного участка противоречит правовым нормам и создает преимущественные условия для деятельности хозяйствующего субъекта по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на том же рынке услуг. Согласно сведениям ГКН земельный участок с кадастровым номером N имеет категорию земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: действующие кладбища. Земельный участок, отнесенный к категории земель - земли промышленности не может быть предоставлен для кладбища, т.к. при этом нарушается основной принцип земельного законодательства - целевое использование земельного участка.
Представитель АМУП "Ритуал-Сервис" поддержал заявленные требования.
По делу вынесено указанное решение.
В апелляционной жалобе администрации ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п.23 ч.1 ст.16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Согласно ст.18 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления.
Частью 2 статьи 25 Закона предусмотрено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
При этом в соответствии со ст.29 Закона органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов.
Данная норма не ограничивает права иных юридических и физических лиц заниматься деятельностью на рынке ритуальных услуг.
Действующее законодательство предусматривает равные условия хозяйственной деятельности участников рынка по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг, что предполагает наличие между ними соперничества.
Возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта и наделения хозяйствующего субъекта полномочиями органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, Законом не предусмотрена. Земли общественных кладбищ не могут относиться к землям коммерческого пользования. Иначе это нивелирует государственные гарантии о бесплатном предоставлении места для погребения каждому гражданину.
В соответствии с ч.1 ст.20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
По делу установлено, что постановлением администрации Артемовского городского округа от 31 декабря 2014 года N АМУП "Ритуал-Сервис" предоставлен из земель населенных пунктов в зоне кладбищ (СН-2) земельный участок с кадастровым номером N с основным видом разрешенного использования "действующие кладбища" площадью 251730 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом, участок находится примерно в 2490 м. от ориентира по направлению на северо-восток, почтовый адрес ориентира: "адрес", в аренду для целей, не связанных со строительством - размещение кладбища сроком на 49 лет.
27 февраля 2015 года между администрацией Артемовского городского округа и АМУП "Ритуал-Сервис" заключен договор N аренды указанного земельного участка.
25 ноября 2015 года в постановление администрации Артемовского городского округа от 31 декабря 2014 года N внесены изменения, постановлено в п.1 вместо "из земель населенных пунктов в зоне кладбищ" читать "из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в зоне кладбищ".
Администрация Артемовского городского округа обратилась в Управление Росреестра по Приморскому краю с заявлением о государственной регистрации договора аренды земельного участка.
Сообщением от 9 декабря 2015 года N в государственной регистрации договора аренды было отказано со ссылкой на то обстоятельство, что земельный участок, отнесенный к категории земель - земли промышленности, не может быть предоставлен для размещения кладбища; законом не предусмотрена возможность передачи кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, соответственно заключение договора аренды земельного участка, занятого кладбищем, является нарушением закона.
Давая оценку указанным обстоятельствам, и учитывая вышеназванные положения закона, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что решение об отказе в государственной регистрации является правомерным, принято уполномоченным лицом в сроки, в порядке и по основанию, предусмотренному законом, доказательств нарушения оспариваемым решением прав, свобод и законных интересов административного истца не предоставлено.
При указанных обстоятельствах довод апелляционной жалобы о том, что законом не предусмотрен императивный запрет на передачу в аренду земельного участка, занятого кладбищем, унитарному предприятию, созданному органом местного самоуправления для реализации своих полномочий по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, основан на неверном толковании норм права.
Довод жалобы о том, что постановление о предоставлении земельного участка и договор аренды в установленном законом порядке недействительными не признавались, не свидетельствует о незаконности действий Управления Росреестра по Приморскому краю по отказу в государственной регистрации договора.
Действующим законодательством предусмотрено, что органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, проводится правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.
Принимая во внимание, что доводы апелляционной жалобы не содержат правовых и фактических обстоятельств, указывающих на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого по делу судебного акта, основания для отмены решения по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.307-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Артемовского городского суда Приморского края от 25 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Артемовского городского округа - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.