Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Кутланова Л.М.,
при секретаре Дединовой З.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу "Данные изъяты" администрации Юстинского районного муниципального образования Республики Калмыкия Очирова Ю.С. на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия ФИО1 от 22 января 2016 г. и решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 17 марта 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенные в отношении "Данные изъяты" администрации Юстинского районного муниципального образования Республики Калмыкия Очирова Ю.С.,
установил:
Постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия ФИО1 от 22 января 2016 г. "Данные изъяты" администрации Юстинского районного муниципального образования Очиров Ю.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере "Данные изъяты" руб.
Решением судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 17 марта 2016 года постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия ФИО1 от 22 января 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении "Данные изъяты" администрации Юстинского районного муниципального образования Республики Калмыкия Очирова Ю.С. оставлено без изменения, жалоба Очирова Ю.С. без удовлетворения.
В жалобе "Данные изъяты" администрации Юстинского районного муниципального образования Республики Калмыкия Очиров Ю.С., не соглашаясь с решением судьи, просит его отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения. Ссылается на то, что при возбуждении дела об административном правонарушении вопрос о том, является ли он надлежащим субъектом административной ответственности не исследовался, наличие или отсутствие в администрации должности главного бухгалтера, ответственного за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, начисление заработной платы и пособий по временной нетрудоспособности, а также лица, назначенного на эту должность, не устанавливалось. Документы, подтверждающие факт истребования соответствующих сведений в порядке, предусмотренном ст. 26.10 КоАП РФ, в деле отсутствуют. Между тем, согласно штатному расписанию, утвержденному постановлением главы администрации Юстинского районного муниципального образования Республики Калмыкия от 27 октября 2015 г. N "Данные изъяты", в администрации имелся эксперт-консультант-главный бухгалтер ФИО2, на которую была возложена обязанность по ведению бухгалтерского учета, начислению заработной платы и пособий по временной нетрудоспособности. Считает, что не является субъектом административного правонарушения.
В судебное заседание лицо, привлеченное к административной ответственности, "Данные изъяты" администрации Юстинского районного муниципального образования Республики Калмыкия Очиров Ю.С. и представитель Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия не явились, сведений об уважительности причин неявки в суд не представили.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 данной статьи и статьей 5.27.1 названного Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Статья 183 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" страхователь назначает пособие по временной нетрудоспособности в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованного лица за его получением с необходимыми документами. Выплата пособия осуществляется страхователем в ближайший после назначения пособия день, установленный для выплаты заработной платы.
Статья 236 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает материальную ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику.
Этой статьей предусмотрено, что при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели - физические лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами (статья 362 Трудового кодекса Российской Федерации).
Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия от 19 января 2016 г. N "Данные изъяты" в отношении Администрации Юстинского районного муниципального образования Республики Калмыкия проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, в ходе которой выявлены нарушения требований статей 183, 236 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 15 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", по факту проверки 20 января 2016 г. составлен акт N "Данные изъяты" (л.д. 20-23).
20 января 2016 г. государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия (по правовым вопросам) ФИО1 в отношении "Данные изъяты" администрации Юстинского районного муниципального образования Очирова Ю.С. составлен протокол N "Данные изъяты" об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно данному протоколу в нарушение статей 183, 236 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 15 Федерального закона N 255-ФЗ работодателем своевременно не выплачивается работникам пособие по временной нетрудоспособности. Данное нарушение установлено в отношении работника ФИО3. Согласно предоставленным документам установлено следующее: листок нетрудоспособности с 3 по 6 июля 2015 г. получен 10 июля 2015 г., с 6 июля по 3 августа 2015 г. получен 1 октября 2015 г., с 4 по 18 августа 2015 г. получен 1 октября 2015 г., листки нетрудоспособности с 19 августа по 2 сентября 2015 г., с 24 августа по 8 октября 2015 г., с 9 октября по 23 октября 2015 г., с 24 октября по 6 ноября 2015 г., с 7 по 20 ноября 2015 г. были получены 30 ноября 2015 г. На день проведения проверки указанные листки нетрудоспособности не оплачены. Сумма задолженности составляет "Данные изъяты" руб. Работодателем не соблюдена обязанность произвести выплату процентов (денежной компенсации) ФИО3 в размере не ниже 1/300 ставки рефинансирования Центробанка РФ в связи с несвоевременной оплатой больничных листов.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения "Данные изъяты" администрации Юстинского районного муниципального образования Республики Калмыкия Очирова Ю.С. к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела и наличие события административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, совершенное Очировым Ю.С. деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы о том, что Очиров Ю.С. не является субъектом вмененного ему административного правонарушения, нельзя признать состоятельным.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Исходя из положений статьи 2.1 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности является работодатель.
Пунктом 3 части 2 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" установлено, что страхователи обязаны в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществлять выплату страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 4.6 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что страхователи, указанные в части 1 статьи 2.1 Федерального закона, выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Материалы дела не содержат данных, которые могли бы свидетельствовать о том, что "Данные изъяты" администрации Юстинского районного муниципального образования Республики Калмыкия Очировым Ю.С. были приняты исчерпывающие меры в целях соблюдения права работника на своевременную выплату пособия по временной нетрудоспособности.
Таким образом, "Данные изъяты" администрации Юстинского районного муниципального образования Республики Калмыкия Очиров Ю.С. является надлежащим субъектом вменяемого ему правонарушения, поскольку, обладая организационно-распорядительными функциями по отношению к работникам, не обеспечил выполнение требований трудового законодательства.
Срок давности и порядок привлечения должностного лица к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено "Данные изъяты" администрации Юстинского районного муниципального образования в пределах санкции части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального права при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Калмыкия
решил:
постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия ФИО1 от 22 января 2016 г. и решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 17 марта 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенные в отношении "Данные изъяты" Администрации Юстинского районного муниципального образования Республики Калмыкия Очирова Ю.С., оставить без изменения, жалобу Очирова Ю.С. - без удовлетворения.
Судья Л.М.Кутланова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.