Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего
Басангова И.В.
судей
Басанговой И.Б.
Дорджиева Б.Д.
при секретаре
Мукаеве Э.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Молотковой Н.Н. к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия о внеочередном предоставлении социального жилья с учетом дополнительной жилой площади по апелляционной жалобе представителя ответчика Лазарева В.А. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 15 февраля 2016 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Калмыкия Басангова И.В., выслушав объяснения истца Молотковой Н.Н., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
установила:
Молоткова Н.Н. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия (далее - Министерство; ответчик) о внеочередном предоставлении социального жилья с учетом дополнительной жилой площади.
В обоснование заявленных требований истец указала, что она является инвалидом ХХХ группы по общему заболеванию; проживает по адресу: ХХХ; иное жилое помещение, занимаемое по договору социального найма или принадлежащее на праве собственности, а также мера социальной поддержки в форме субсидии на строительство или приобретение жилья в собственность, ей не предоставлялись. С 8 июля 2015 года состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по заболеванию (диагноз с кодом С 73), которое входит в утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых совместное проживание граждан в одной квартире невозможно, и дает право на предоставление жилья во внеочередном порядке; имеет право на дополнительную площадь по договору социального найма.
16 ноября 2015 года Молоткова Н.Н. обратилась в Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия с заявлением о предоставлении ей во внеочередном порядке по договору социального найма жилого помещения с учетом права на дополнительную жилую площадь.
10 декабря 2015 года она получила ответ на свое заявление, согласно которому ей было отказано в предоставлении жилого помещения на льготных основаниях.
Считая действия ответчика незаконными, истец просила суд обязать Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия предоставить ей во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение из муниципального жилищного фонда Республики Калмыкия с учетом права на дополнительную жилую площадь.
В судебном заседании Молоткова Н.Н. уточнила исковые требования и просила суд обязать ответчика предоставить ей во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение из государственного жилищного фонда Республики Калмыкия с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Представитель Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия Лазарев В.А., а также представитель третьего лица администрации г. Элисты, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 15 февраля 2015 года частично удовлетворены исковые требования Молотковой Н.Н. к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия. Возложена обязанность на Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия предоставить Молотковой Н.Н. по договору социального найма жилое помещение из государственного жилищного фонда общей площадью не менее ХХХ кв.м вне очереди.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия Лазарев В.А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что у ответчика отсутствуют правовые основания для предоставления Молотковой Н.Н. жилого помещения из государственного жилищного фонда Республики Калмыкия. Считает, что полномочия по предоставлению малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относятся к органу местного самоуправления (администрации г. Элисты). Молоткова Н.Н. с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в уполномоченный орган не обращалась. Указывает, что между Министерством и истцом отсутствует предмет спора, поскольку в адрес ответчика от администрации г. Элисты не поступал список лиц, имеющих право на получение жилья из государственного жилищного фонда Республики Калмыкия. Суд, возлагая на ответчика обязанность предоставить Молотковой Н.Н. жилое помещение, фактически подменил собой орган местного самоуправления - администрацию г. Элисты, и орган исполнительной власти - Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия. Понуждение ответчика к совершению указанных действий является ограничением права ответчика на самостоятельное решение вопросов в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия, администрация г. Элисты, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в суд не направили, что согласно части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Удовлетворяя заявленные требования о предоставлении во внеочередном порядке по договору социального найма жилого помещения из государственного жилищного фонда Республики Калмыкия, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статей 51, 57, 58 Жилищного кодекса Российской Федерации и исходил из того, что Молоткова Н.Н. имеет право на внеочередное предоставление социального жилья, поскольку она состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма; страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание в одной квартире; иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, не имеет.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия считает, что вывод суда первой инстанций соответствует требованиям материального закона и основан на фактических обстоятельствах дела.
Отказывая в удовлетворении требования о предоставлении дополнительной жилой площади, суд пришел к выводу, что имеющееся у Молотковой Н.Н. заболевание не входит в утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 817 перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь. Решение суда в указанной части лицами, участвующими в деле, не обжаловано, поэтому в силу части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предметом проверки судебной коллегии не является.
В соответствии с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации") инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире.
В силу пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Во исполнение статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378 утвержден перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378).
Согласно справке МСЭ-ХХХ N ХХХ от 15 октября 2012 года Молоткова Н.Н. является инвалидом ХХХ группы по общему заболеванию.
Из заключения врачебной комиссии N ХХХ от 27 января 2015 года Государственного учреждения "ХХХ" следует, что Молоткова Н.Н. страдает заболеванием (диагноз с кодом С 73), включенным в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378.
Постановлением администрации г. Элисты от 16 июля 2015 года N ХХХ истец с 8 июля 2015 года была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с заболеванием.
Согласно выписке из домовой книги квартиросъемщика N ХХХ от 30 мая 2015 года Молоткова Н.Н. зарегистрирована и проживает по адресу: ХХХ, общей площадью ХХХ кв.м, жилая площадь - ХХХ кв.м.
Помимо нее на площади указанной квартиры проживают также 2 человека: бывший супруг и дочь.
Иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, истец не имеет.
Изложенные обстоятельства суд, руководствуясь вышеприведенными нормами закона, правильно признал основанием для вынесения решения о признании за Молотковой Н.Н. права на внеочередное получение жилья по договору социального найма.
Судебная коллегия не соглашается с доводом апелляционной жалобы о том, что у ответчика отсутствует законодательная возможность предоставления жилого помещения государственного жилищного фонда Республики Калмыкия гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, перечень которых установлен Правительством Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378.
В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Между тем порядок обеспечения жилыми помещениями такой категории граждан, как граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом, уже установлен Жилищным кодексом Российской Федерации, а потому они не могут быть лишены права быть обеспеченными жилыми помещениями в том порядке, который гарантирован им федеральным законодателем, в том числе ввиду отсутствия соответствующего нормативного правового акта субъекта Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы о том, что полномочия по предоставлению гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда должен нести орган местного самоуправления - администрация г. Элиста, судебная коллегия считает необоснованным.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Согласно преамбуле Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (часть 3).
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда малоимущими гражданами, признанными по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, и иными определенными федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориями граждан, признанными по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях (части 1, 2, 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
В силу пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Таким образом, данная норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категории граждан и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Следовательно, в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и приведенными выше положениями Жилищного кодекса Российской Федерации обеспечение жилыми помещениями инвалидов вставших на учет после 1 января 2005 года, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, Молоткова Н.Н. является инвалидом ХХХ группы по общему заболеванию (диагноз с кодом С 73), которое включено в утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире; с 8 июля 2015 года принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с заболеванием.
Данных о том, что администрация г. Элисты в установленном законом порядке была наделена государственными полномочиями на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями, материалы дела не содержат.
С учетом изложенного суд первой инстанции правильно пришел к выводу о возложении обязанности на Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия предоставить Молотковой Н.Н. по договору социального найма вне очереди жилое помещение государственного жилищного фонда Республики Калмыкия.
Другие доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, не являются основанием для отмены судебного постановления, поскольку они основаны на неправильном толковании норм Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного судебная коллегия считает, что решение суда отвечает требованиям закона и оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 15 февраля 2016 года оставить без изменения.
Председательствующий И.В. Басангов
Судьи И.Б. Басангова
Б.Д. Дорджиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.