Судья Саратовского областного суда Бартенев Ю.И.,
при секретаре Ермиловой Н.А.,
рассмотрев жалобу председателя правления некоммерческого партнерства "Гуманитарный центр Хаббарда" Будниковой Е.П. на решение судьи Фрунзенского районного суда города Саратова от 20 февраля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), в отношении председателя правления некоммерческого партнерства "Гуманитарный центр Хаббарда" Будниковой Е.П.
установил:
постановлением заместителя главного государственного санитарного врача по городу Саратову N 374 от 15 декабря 2015 года председатель правления некоммерческого партнерства "Гуманитарный центр Хаббарда" Будникова Е.П. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
Правонарушение, по мнению должностного лица, выразилось в том, что у сотрудников некоммерческого партнерства "Гуманитарный центр Хаббарда", где Будникова Е.П. является руководителем и ответственным должностным лицом, отсутствовали сведения о прохождении флюорографического обследования, что нарушает требования ст.ст. 11, 26 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ от 30 марта 1999 года, ст. 2 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" N 77-ФЗ от 27 июля 2010 года, п.п. 1.3, 4.4. СП 3.12.3114-13 "Профилактика туберкулеза", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 октября 2013 года N 60.
На основании указанных обстоятельств, заместитель главного государственного санитарного врача по городу Саратову установил, что Будникова Е.П., являясь должностным лицом, нарушила законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Решением судьи Фрунзенского районного суда города Саратова от 20 февраля 2016 года вышеуказанное постановление должностного лица оставлено без изменения, а жалоба председателя правления некоммерческого партнерства "Гуманитарный центр Хаббарда" Будниковой Е.П. - без удовлетворения.
В жалобе, поступившей в Саратовский областной суд, председатель правления некоммерческого партнерства "Гуманитарный центр Хаббарда" Будникова Е.П. просит отменить принятые по делу постановление заместителя главного государственного санитарного врача по городу Саратову N 374 от 15 декабря 2015 года, решение судьи Фрунзенского районного суда города Саратова от 20 февраля 2016 года. Считает, что в ходе производства по делу об административном правонарушении не были собраны доказательства, подтверждающие наличие события административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ. Заявитель жалобы полагает, что отсутствуют основания для прохождения штатными сотрудниками некоммерческого партнерства флюорографического обследования, сославшись на то, что указанные сотрудники не осуществляют деятельность, при которой установлена необходимость периодических медицинских осмотров.
В соответствии с ч. 2 ст. 30.16 КоАП РФ судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Ознакомившись с доводами жалобы заявителя, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 6.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в период с 23 сентября 2015 г. по 14 октября 2015 года прокуратурой города Саратова проведена проверка соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства некоммерческим партнерством "Гумманитарный центр Хаббарда".
По результатам проверки с участием главного специалиста территориального отдела по городу Саратову Управления Роспотребнадзора по Саратовской области Лазаревой Г.Е. составлен акт от 14 октября 2015 года, согласно которому установлено, что указанной организацией не представлены сведения о прохождении фотографического обследования сотрудников. В акте проверки также указано, что данные обстоятельства являются нарушением требований ст. 11, ст. 26 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ от 30 марта 1999 года, п.п. 1.3, 4.4. СП 3.12.3114-13 "Профилактика туберкулеза".
По данному факту 27 октября 2015 года постановлением прокурора города Саратова в отношении председателя правления некоммерческого партнерства "Гуманитарный центр Хаббарда" Будниковой Е.П. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения председателя правления некоммерческого партнерства "Гуманитарный центр Хаббарда" Будниковой Е.П. заместителем главного государственного санитарного врача по городу Саратову к административной ответственности, предусмотренной данной нормой, о чем 15 декабря 2015 года принято постановление о назначении Будниковой Е.П. наказания в виде административного штрафа в размере 500 руб.
Не согласившись с постановлением должностного лица, Будникова Е.П. обжаловала его во Фрунзенский районный суд г. Саратова в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.1 - 30.2 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения жалобы Будниковой Е.П. судья районного суда пришел к выводу о том, что председатель правления некоммерческого партнерства "Гуманитарный центр Хаббарда" Будникова Е.П. обоснованно привлечена заместителем главного государственного санитарного врача по городу Саратову к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.3. КоАП РФ и событие административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами.
В постановлении по делу об административном правонарушении должно быть установлено и указано конкретное санитарное правило, которое было нарушение юридическим лицо. Однако в вынесенном судебном постановлении нарушенная юридическим лицом норма закона не указана.
Как следует из представленного административного материал и постановления по делу об административном правонарушении, выступающим предметом проверки судом первой инстанции, председателю правления некоммерческого партнерства "Гуманитарный центр Хаббарда" Будниковой Е.П. вменяется в ответственность нарушение ст. ст. 11, 26 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ от 30 марта 1999 года, ст. 2 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" N 77-ФЗ от 27 июля 2010 года, п.п. 1.3, 4.4. СП 3.12.3114-13 "Профилактика туберкулеза", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 октября 2013 года N 60.
Так, ст. 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
Согласно ст. 26 указанного закона условия работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами, в том числе условия работы в области генной инженерии, и с возбудителями инфекционных заболеваний не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасности условий работ, указанных в п. 1 настоящей статьи, для человека и среды обитания устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Осуществление работ с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии условий выполнения таких работ санитарным правилам.
Таким образом, приведенными положениями федерального закона установлены требования по выполнению требования санитарного законодательства при выполнении работ и оказании услуг, продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению, а также при работе с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами.
Законодательство в области предупреждения распространения туберкулеза в Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона от 18 июня 2001 года N 77-ФЗ (ред. от 02 мая 2015 года) "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" регламентировано, что законодательство в области предупреждения распространения туберкулеза в Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут ограничивать права граждан на защиту от туберкулеза и гарантии получения противотуберкулезной помощи, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Положениями пунктов 1.3, 4.4. СП 3.12.3114-13 "Профилактика туберкулеза", нарушение которых вменяется в ответственность Будниковой Е.П., установлено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для физических и юридических лиц.
Медицинскими организациями, обслуживающими взрослое население, обеспечивается проведение профилактических медицинских осмотров населения, прикрепленного к медицинской организации, с целью раннего выявления туберкулеза не реже 1 раза в 2 года. В субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях с показателем заболеваемости населения туберкулезом 60 и более случаев на 100 тысяч населения в год - не реже 1 раза в год (пункт 4.4.).
Судьей на основе материалов дела и приведенных норм права постановлен вывод о совершении должностным лицом - председателем правления некоммерческого партнерства "Гуманитарный центр Хаббарда" Будниковой Е.П. административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, выразившегося в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, не выполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Однако данный вывод судьи является преждевременным.
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья обязан произвести перечисленные в статье 29.1 КоАП РФ процессуальные действия в целях выполнения предусмотренных статьей 24.1 КоАП РФ задач всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В пунктах 13, 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).
Судом при рассмотрении дела об административных правонарушениях вышеприведенные разъяснения учтены не были.
При этом судьей не были проверены и отсутствуют в материалах дела сведения о том, какие именно осуществляет работы и предоставляет услуги населению некоммерческое партнерство "Гуманитарный центр Хаббарда", входит ли указанный перечень услуг, работ при которых требованиями ст. 11, 26 Федерального закона "О Санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ от 30 марта 1999 года, ст. 2 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" N 77-ФЗ от 27 июля 2010 года, п.п. 1.3, 4.4. СП 3.12.3114-13 "Профилактика туберкулеза", предусмотрено обеспечение специальных условий труда сотрудников.
Судьей не исследовался вопрос о возможности применения к виду деятельности некоммерческое партнерство "Гуманитарный центр Хаббарда" требований санитарного законодательства, установленного при выполнении работ и оказании услуг, продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению, а также при работе с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами.
Также в решении суда и в постановлении административного органа не установлены должностные обязанности и функции сотрудников некоммерческого партнерства "Гуманитарный центр Хаббарда", отсутствие рентгенологических исследований у которых вменено в ответственность должностному лицу. Судом не проверялся вопрос о том, оказывают ли указанные сотрудники услуги либо осуществляют работы, для которых установлена необходимость такого рода исследований.
При этом, относится ли вид деятельности некоммерческого партнерства "Гуманитарный центр Хаббарда", к которым установлены вышеприведенные требования санитарного законодательства, материалы дела не содержат.
Документы, определяющие указанные обстоятельства, как имеющие существенное значение для дела, не представлены.
Поэтому судье следовало проверить, распространяются ли вышеуказанные Правила и требования санитарного законодательства на возникшие правоотношения и имеются ли нарушение вмененных административным органом норм закона.
Вышеизложенное свидетельствует об имевших место нарушениях со стороны органа административной юрисдикции при проведении процессуальных действий по делу об административном правонарушении в отношении председателя правления некоммерческого партнерства "Гуманитарный центр Хаббарда", что не было учтено судьей Фрунзенского районного суда города Саратова при вынесении постановления по делу об административном правонарушении.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях в качестве основания для отмены постановления по делу об административном правонарушении предусмотрено существенное нарушение процессуальных требований, установленных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Невыполнение требований КоАП РФ, направленных на создание административным органом и судом надлежащих процессуальных условий для справедливого разбирательства дела, не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
Следовательно, вывод о доказанности вины лица, привлекаемого к административной ответственности, в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ, сделан без учета всех обстоятельств, подлежащих выяснению в силу требований статей 1.6, 2.1, 24.1, 26.1 КоАП РФ, и является преждевременным.
Вышеуказанные нарушения процессуальных требований, допущенные должностным лицом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Саратовской области при вынесении постановления, являются существенными, поскольку не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, что в силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ является основанием к отмене постановления должностного лица и решения судьи и возвращению дела на новое рассмотрение в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Саратовской области.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Фрунзенского районного суда города Саратова от 20 февраля 2016 года, постановление заместителя главного государственного санитарного врача по городу Саратову от 15 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 КоАП РФ, в отношении председателя правления некоммерческого партнерства "Гуманитарный центр Хаббарда" Будниковой Е.П. - отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области в городе Саратове.
Судья Ю.И. Бартенев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.