Судья Саратовского областного суда Совкич А.П.,
при секретаре Дагаевой В.В.,
рассмотрев жалобу Графчикова О.В. на решение судьи Заводского районного суда города Саратова от 22 марта 2016 года по жалобе на постановление административной комиссии муниципального образования "Город Саратов" от 20 января 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.2 Закона Саратовской области от 29 июля 2009 года N 104-ЗСО "Об административных правонарушениях на территории Саратовской области", в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Горизонт" Графчикова О.В.,
установил:
постановлением административной комиссии муниципального образования "Город Саратов" от 20 января 2016 года по делу N 01-07-08/130 директор общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Горизонт" (далее - ООО "УК "Горизонт") Графчиков О.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 Закона Саратовской области от 29 июля 2009 года N 104-ЗСО "Об административных правонарушениях на территории Саратовской области" (далее - Закон N 104-ЗСО), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Заводского районного суда города Саратова от 22 марта 2016 года постановление по делу об административном правонарушении от 20 января 2016 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Саратовский областной суд, защитник Графчикова О.В. - Гаврилова Ю.Н. просит состоявшиеся по делу решения отменить и производство по делу прекратить указав, что административным органом нарушен порядок уведомления должностного лица о проведении проверки; районным судом не учтено отсутствие доказательств того, что директором ООО "УК "Горизонт" произведены действия по сбору и складированию отходов производства и потребления в местах общего пользования. Кроме того, из постановления о назначении наказания усматривается, что Графчиков О.В. привлечён к ответственности за неисполнение положений Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, однако в компетенцию административной комиссии муниципального образования "Город Саратов" не входит рассмотрение административных материалов по неисполнению указанных Правил.
В судебном заседании защитник Графчикова О.В. - Гаврилова Ю.Н., действующая на основании доверенности от 29 декабря 2015 года, поддержала жалобу по изложенным в ней доводам.
Графчиков О.В. извещён о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении разбирательства не заявил, в связи с чем, руководствуясь статьёй 30.6 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив законность и обоснованность постановления юрисдикционного органа и решения судьи в полном объёме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.
В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 4 статьи 8.2 Закона N 104-ЗСО организация несанкционированной свалки отходов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Как указано в примечании к статье 8.2 Закона N 104-ЗСО несанкционированной свалкой отходов в части 4 настоящей статьи признается место нахождения отходов производства и потребления площадью более 2 квадратных метров, не обустроенное в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды. Под организацией несанкционированной свалки отходов в части 4 настоящей статьи понимается сброс, складирование отходов производства и потребления в местах общего пользования вне специально отведенных мест.
Согласно материалам дела 21 декабря 2015 года в 15 часов 18 минут установлено, что директор ООО "УК "Горизонт" Графчиков О.В. допустил организацию несанкционированной свалки отходов, а именно складирование отходов производства и потребления в местах общего пользования вне специально отведенного места площадью 25 квадратных метров по адресу: город Саратов, улица Огородная, дом N 203.
23 декабря 2015 года в отношении директора ООО "УК "Горизонт" Графчикова О.В. составлен протокол N 355 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.2 Закон N 104-ЗСО.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения директора ООО "УК "Горизонт" Графчикова О.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 8.2 Закон N 104-ЗСО.
Факт совершения Графчиковым О.В. административного правонарушения и его вина подтверждаются совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе протоколом об административном правонарушении, объяснениями понятых, материалами фотосъёмки обстоятельств правонарушения, актом проверки.
Противоречий представленные в материалах дела документы не имеют, соответствуют требованиям, предъявляемым к форме этих документов, составлены уполномоченными должностными лицами.
При таких обстоятельствах административная комиссия и суд первой инстанции правомерно пришли к выводу о наличии в действиях Графчикова О.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 Закона N 104-ЗСО. Указанные выводы основаны на доказательствах, всесторонне, полно и объективно исследованных в их совокупности и свидетельствующих о допущенном правонарушении, оснований для переоценки которых не имеется.
Доводы жалобы о нарушении порядка уведомления должностного лица о проведении в отношении него проверки, являются несостоятельными, опровергаются материалами дела. Они были предметом проверки суда первой инстанции и им в решении дана надлежащая правовая оценка.
Доводы жалобы о том, что административная комиссия МО "Город Саратов" не наделена полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, являются необоснованным исходя из следующего.
Согласно статье 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит не только из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но и из законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 39 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения относится установление административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Из этого следует, что законами субъектов Российской Федерации может быть установлена административная ответственность за нарушение требований и правил, установленных нормативными правовыми актами этих субъектов, в том числе и в области обращения с отходами.
В силу пункта 5 части 1 статьи 1.3.1 КоАП РФ к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, административная комиссия представляет собой коллегиальный орган, созданный администрацией для рассмотрения дел об административных правонарушениях.
В соответствии с Законом Саратовской области от 4 мая 2009 года N 41-ЗСО "Об административных комиссиях и наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по образованию и обеспечению деятельности административных комиссий, определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" государственными полномочиями наделяются органы местного самоуправления муниципальных образований области, в том числе МО "Город Саратов" (статья 2). Административная комиссия является постоянно действующим коллегиальным органом, создаваемым для рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных Законом Саратовской области "Об административных правонарушениях на территории Саратовской области", в пределах полномочий, установленных указанным Законом (статья 10).
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в пункте 1 постановления от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" применению подлежат только те законы субъектов Российской Федерации, которые приняты с учетом положений статьи 1.3 КоАП РФ, определяющих предметы ведения и исключительную компетенцию Российской Федерации, а также статьи 1.3.1 КоАП РФ, определяющих предметы ведения субъектов Российской Федерации. В частности, законом субъекта Российской Федерации не может быть установлена административная ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных законами и другими нормативными актами Российской Федерации. В качестве мер административного наказания могут быть предусмотрены предупреждение и административный штраф в размере, установленном абзацем первым части 3 статьи 3.5 КоАП РФ.
Как следует из преамбулы к Закону саратовской области от 29 июля 2009 года N 104-ЗСО "Об административных правонарушениях на территории Саратовской области" в целях обеспечения правопорядка, защиты прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, предупреждения административных правонарушений на территории Саратовской области настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Уставом (Основным Законом) Саратовской области и иными законами Саратовской области устанавливает административную ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных нормативными правовыми актами Саратовской области и органов местного самоуправления, а также определяет подведомственность дел об административных правонарушениях.
Статья 8.2 названного закона предусматривает административную ответственность за нарушение норм и правил в области благоустройства, установленных муниципальными нормативными правовыми актами.
Как следует из постановления административной комиссии муниципального образования "Город Саратов" от 20 января 2016 года по делу N 01-07-08/130 директор ООО "УК "Горизонт" Графчиков О.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 Закона N 104-ЗСО в связи с допущенными нарушениями требований пункта 4.1.12 Правил благоустройства территории муниципального образования "Город Саратов", принятыми решением Саратовской городской Думы от 27 сентября 2007 года N 20-185.
Учитывая изложенное, административная комиссия МО "Город Саратов" обладает полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, в пределах полномочий, установленных указанным Законом, Графчиков О.В. был привлечён к административной ответственности за нарушение норм и правил в области благоустройства, установленных муниципальными нормативными правовыми актами. Ссылка в постановлении административной комиссии муниципального образования "Город Саратов" на Правила и номы технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённые постановлением Государственного комитета российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170, сама по себе на правильность выводов юрисдикционного органа и судьи повлиять не может.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений юрисдикционным органом и судьей районного суда при рассмотрении дела не допущено, в связи с чем оснований к отмене или изменению обжалуемых актов не имеется.
Руководствуясь статьями 30.1-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Заводского районного суда города Саратова от 22 марта 2016 года и постановление административной комиссии муниципального образования "Город Саратов" от 20 января 2016 года оставить без изменения, жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Горизонт" Графчикова О.В. - без удовлетворения.
Судья А.П. Совкич
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.