судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе
председательствующего судьи Склярука С.А.,
судей Сафроновой Л.И., Сорокина С.В.
при секретаре Пивченко Д.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Орле гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области о досрочном назначении пенсии в связи с проживанием на территории с льготным социально-экономическим статусом в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области на решение Заводского районного суда г.Орла от 16 февраля 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области о досрочном назначении пенсии в связи с проживанием на территории с льготным социально-экономическим статусом в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС удовлетворить частично.
Признать за ФИО1 право на досрочное назначение пенсии в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от "дата" N "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с
уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда
Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области
назначить ФИО1 досрочную пенсию по старости с
"дата"
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного
фонда Российской федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области
в пользу ФИО1 судебные расходы в виде
государственной пошлины в размере " ... " рублей.".
Заслушав доклад судьи областного суда ФИО7, объяснения представителя ответчика по доверенности ФИО6, поддержавшей доводы жалобы, возражения ФИО1на апелляционную жалобу, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (далее ГУ - УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе) о досрочном назначении пенсии в связи с проживанием на территории с льготным социально-экономическим статусом в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС.
В обоснование заявленных требований указывала, что "дата". постоянно проживала и была зарегистрирована в "адрес" сельского совета "адрес".
Согласно Распоряжению Правительства РФ от "дата" 3237-р "адрес" был включен в перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, и относился к 4-й зоне с льготным социально-экономическим статусом от 1 до 5 кюри на кв.м с "дата"
Администрация Хлебтовского сельского совета "адрес" с "дата" преобразована в Литижское сельское поселение.
Указывала, что обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии, однако в назначении пенсии ей было незаконно отказано по тем основаниям, что "адрес" не поименован Перечнями населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС.
Уточнив при рассмотрении дела исковые требования, просила признать за ней право на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием на территории с льготным социально-экономическим статусом в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и возложить на ответчика обязанность назначить ей пенсию с апреля 2015 г.
В суде первой инстанции представитель ответчика - ФИО6 возражала против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что истицей не доказан факт проживания на территории зоны с льготно-экономическим статусом. Указывала, что населенный пункт, в котором проживала ФИО1 в спорный период времени, не поименован в Перечне населенных пунктов с льготно-экономическим статусом, утвержденном Распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 г. N237-р.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе представитель ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе просит об отмене решения суда, как вынесенного с нарушением норм материального права.
Считает, что у суда первой инстанции не имелось законных оснований для снижения пенсионного возраста на 2 года в соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15.05.1991г. N "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", поскольку "адрес" и населенный пункт "адрес" не поименованы перечнями населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС.
Кроме того, ссылается на то, что пенсия истцу может быть назначена только с момента вступления решения суда в законную силу.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе в соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.Согласно ст. 34 Закона РФ N 1244-1 от 15.05.1991 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (с последующими изменениями и дополнениями) гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона (граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом), пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ N 1244-1 от 15.05.1991 граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона.
В соответствии с абзацем 3 ст. 7 Закона РФ N 1244-1 от 15.05.1991, границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.
При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" до 1.02.1998 года применялся Перечень населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991г. N237-Р.
В указанном Перечне в последней редакции "адрес" не значится.
В первоначальной редакции названный Перечень опубликован не был.
Вместе с тем, в Распоряжении Правительства Российской Федерации от "дата" N 557-р "Об изменении и дополнении Перечня, утвержденного распоряжением Правительства РСФСР от "дата" N-р" в Списке населенных пунктов, исключаемых из указанного Перечня, значится населенный пункт "адрес".
Суд первой инстанции, установив, что истица была зарегистрирована в "адрес" сельского поселения Комаричского муниципального района "адрес" с "дата"., а также то, что иных населенных пунктов с названиями "Владимировский" и "Владимировка" на территории "адрес" в спорный период и по настоящее время не существовало, пришел к выводу о том, что населенный пункт, в котором ранее проживала истица, в период с "дата". был включен в вышеуказанный Перечень населенных пунктов, отнесенных к зоне с льготным социально-экономическим статусом, в связи с чем признал за истицей право на снижение общеустановленного пенсионного возраста по соответствующему основанию на 2 года.
Между тем, судом не учтено то обстоятельство, что исключение населенного пункта "адрес" из вышеуказанного Перечня могло быть обусловлено, как изменением радиационной обстановки, так и ошибочным включением данного населенного пункта в Перечень.
При этом каких-либо доказательств, подтверждающих данные обстоятельства, в том числе объективно подтверждающие то, что территория "адрес" сельского поселения Комаричского муниципального района "адрес" в 1986 году подверглась радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС в такой степени, что в силу действующего законодательство данный населенный пункт подлежал отнесению к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, в суд первой инстанции сторонами представлено не было.
В соответствии со статьей 11 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" зона проживания с льготным социально-экономическим статусом - часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км.
Как установлено при рассмотрении дела в апелляционной инстанции, согласно ответам на запрос суда из Брянского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а также из ФГБУ "НПО "Тайфун" впервые населенный пункт - "адрес" сельского поселения Комаричского муниципального района "адрес" был обследован в 1992 году, количество проб - 4, уровень загрязнения цезием-137 составил - 0,8 Ки/кВ.км, в "дата" году - количество проб - 4, уровень загрязнения цезием-137 также составил - 0,8 Ки/кВ.км.
Таким образом, доказательства того, что "адрес" сельского поселения Комаричского муниципального района "адрес", в котором истица проживала в спорном периоде, был в установленном порядке отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, по делу не представлено.
При таких обстоятельствах обжалуемое судебное решение не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных ФИО1 исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда "адрес" от "дата" отменить.
В удовлетворении искового заявления ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Орле и Орловском районе Орловской о досрочном назначении пенсии в связи с проживанием на территории с льготным социально-экономическим статусом в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС - отказать.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.