И.о. заместителя председателя Орловского областного суда
Забелина О.А., рассмотрев жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям на решение судьи Орловского областного суда от 1 апреля 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального государственного бюджетного научного учреждения " ... ",
установила:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям (далее - Управление Россельхознадзора по Орловской и Курской областям) N от "дата" Федеральное государственное бюджетное научное учреждение " ... " (далее - ФГБНУ " ... ") привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере " ... " руб.
Решением судьи Советского районного суда г. Орла от 20 февраля 2016 г. вышеуказанное постановление должностного лица оставлено без изменения.
Решением судьи Орловского областного суда от 1 апреля 2016 г. постановление заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям N от "дата" и решение судьи Советского районного суда г. Орла от 20 февраля 2016 г. отменены, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть за отсутствием состава административного правонарушения в действиях ФГБНУ " ... ".
В жалобе, поданной в порядке статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель руководителя Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям просит отменить вышеуказанное решение судьи Орловского областного суда.
Считает, что ФГБНУ " ... " должно быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ввиду того, что указанным учреждением не были проведены мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других вредных процессов.
Ссылается на то, что судьей дана неправильная оценка при определении процента зарастания сорными травами исходя из площади земельного участка.
Приводит довод о том, что в данном случае не подлежат применению положения, указанные в Постановлении Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. N369 "О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации", поскольку ФГБНУ " ... " не вменялся факт совершения действий (бездействий) по использованию не по назначению земельного участка и по невыполнению обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
Считает недопустимым доказательством по делу об административном правонарушении заключение исследований, проведенных Федеральным государственным бюджетным научным учреждением "Центр химизации и сельскохозяйственной радиологии Верховский", поскольку административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имеет формальный состав, в связи с чем наступление последствий в виде ухудшения качества земельных участков не является обязательным условием для привлечения виновного лица к административной ответственности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не нахожу.
Частью 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям); ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, земель; сохранению достигнутого уровня мелиорации; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
В соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, в частности, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Пунктом 1 статьи 79 ЗК РФ установлено, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 16 июля 1998 г. N101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий; представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
Объективную сторону образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
Субъектом правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия.
Субъективная сторона характеризуется виной.
Таким образом, невыполнение землепользователями (владельцами) вышеуказанных обязательных мероприятий по защите земель влечет административную ответственность по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно материалам дела об административном правонарушении,
"дата" государственным инспектором Орловского отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям К.Д.А. был установлен необрабатываемый земельный участок сельскохозяйственного назначения, находящийся на территории Саровского сельского поселения Новодеревеньковского района Орловской области, в связи с чем определением указанного должностного лица от "дата" было возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ФГБНУ " ... " и проведении административного расследования.
По результатам административного расследования было установлено, что на земельном участке с кадастровым номером N, площадью " ... " кв.м, принадлежащего на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГБНУ " ... ", на протяжении более двух лет не ведется сельскохозяйственная деятельность, в связи с чем на данном земельном участке образовалась сорная и древесно-кустарниковая растительность.
При этом земельный участок находится в собственности Российской Федерации, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования.
Данное обстоятельство послужило основанием для составления "дата" в отношении ФГБНУ " ... " протокола N об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и впоследствии для привлечения указанного учреждения к административной ответственности (т. 1 л.д. 57, 61, 63-68, 128-130).
При рассмотрении дела судья районного суда согласился с выводами должностного лица о наличии в бездействии ФГБНУ " ... " состава вменяемого ему административного правонарушения.
Пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
Прекращая производство по данному делу, судья Орловского областного суда руководствовался положениями пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и исходил из недосказанности обстоятельств, на основании которых должностным лицом Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям "дата" принято постановление N о привлечении ФГБНУ " ... "" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также из того, что произрастающая на земельном участке растительность не оказывает на него негативного воздействия и не ухудшает его качественное состояние.
Статья 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.
Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
В жалобе должностного лица Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям ставится вопрос об отмене решения судьи Орловского областного суда от "дата", которым отменены постановление заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям N от "дата" и решение судьи Советского районного суда г. Орла от 20 февраля 2016 г., вынесенные в отношении ФГБНУ " ... " о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и прекращено производство по делу об административном правонарушении за отсутствием состава административного правонарушения, то есть об ухудшении положения юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
При этом жалоба не содержит данных, свидетельствующих о каких-либо существенных нарушениях процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, имеющих фундаментальный характер, и повлиявших на исход дела, а доводы жалобы о наличии в бездействии ФГБНУ " ... " состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации, таковыми не являются.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 30.17, статьи 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановила:
решение судьи Орловского областного суда от 1 апреля 2016 г. по делу
об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального государственного бюджетного научного учреждения " ... " оставить без изменения, жалобу начальника Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям - без удовлетворения.
И.о. заместителя председателя суда Забелина О.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.