Судья Мурманского областного суда Синица А.П., рассмотрев жалобу законного представителя СПК РК "Чапома" Гофмана Б.В. на решение судьи Кандалакшского районного суда постоянного судебного присутствия в п.г.т. Умба Терского района Мурманской области от 10 марта 2016 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением N * специалиста по административному производству отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району от 06 ноября 2015 года по делу об административном правонарушении юридическое лицо - сельскохозяйственный производственный кооператив Рыболовецкий колхоз "Чапома" (далее - СПК РК "Чапома") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере *** ( ***) рублей.
Согласно постановлению, СПК РК "Чапома" действуя посредством судна * " ***" за 24 часа до начала осуществления перегрузки водных биологических ресурсов на транспортное судно " ***", которая осуществлялась 07 августа 2015 года, не направило сообщение в адрес контролирующих органов государства флага - Пограничное управление ФСБ России по западному арктическому району, тем самым нарушив требования приложения N 11 к Протоколу 44 сессии Смешанной Российско - Норвежской комиссии по рыболовству.
Вынесенное постановление обжаловано в судебном порядке.
Решением судьи Кандалакшского районного суда постоянного судебного присутствия в п.г.т. Умба Терского района Мурманской области от 10 марта 2016 года постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, председатель СПК РК "Чапома" Гофман Б.В. просит постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи, принятое по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить.
Полагает, что, поскольку Протокол 44 Смешанной Российско - Норвежской комиссии по рыболовству и Приложение N 11 к нему не были опубликованы в установленном законом порядке, поэтому не могут применяться при вынесения постановления по делу об административном правонарушении.
В судебное заседание не явился законный представитель СПК РК "Чапома" Гофман Б.В., извещенный о времени и месте рассмотрения дела в порядке ст. 25.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району Бучаеву О.Н., считавшую жалобу не обоснованной, исследовав доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы не нахожу.
В соответствии с ч.2 ст.8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса, -
(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 120-ФЗ)
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.
(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 91-ФЗ)
В соответствии со ст.1.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение на территории Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации. Лицо, совершившее административное правонарушение за пределами Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, СПК РК "Чапома" посредством судна * " ***", под управлением капитана судна " ... ", осуществляло промышленное рыболовство в районе действия международных договоров в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов в Баренцевом и Норвежском морях по разрешению на добычу (вылов) водных биологических ресурсов N *, выданного СПК РК "Чапома" Баренцево - Беломорским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству.
В разрешении на добычу (вылов) водных биологических ресурсов N * указано на обязанность соблюдать правила рыболовства, ограничения рыболовства и иные меры, установленные законодательством РФ и международными договорами РФ в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, выполнять требования к охране окружающей среды в соответствии с законодательными и другими нормативными правовыми актами, сообщать достоверные сведения о добыче (вылове) водных биоресурсов в соответствии с Приказом ББТУ Росрыболовства от 03.02.15 N 20. Вход в НЭЗ осуществляется по согласованию с Баренцево - Беломорским территориальным управлением.
Согласно ст.4 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", если международными договорами Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов, применяются правила этих международных договоров.
На 44 сессии Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству определен порядок осуществления рыболовства в Баренцевом и Норвежском морях.
Согласно Приложению N 11 к Протоколу 44 сессии Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству: промысловые и транспортные суда, принимающие участие в перегрузках в море, обязаны направить отчетность контролирующим органам государства флага. До внедрения электронной системы передачи сообщений, сообщения передаются в ручном режиме в соответствии с действующим законодательством. Промысловое судно направляет сообщение о перегрузке за 24 часа до начала осуществления перегрузки. Сообщение должно включать информацию о времени и координатах перегрузки, сведения о судах, сдававших и принимавших улов, а также об объеме перегруженной рыбопродукции, специфицированном по виду рыбы в живом весе.
Обеспечение функции государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов в районах действия международных договоров Российской Федерации, возложено на Пограничную службу ФСБ России и ее структурные подразделения согласно Федеральному закону N 40-ФЗ от 03.04.1995 "О федеральной службе безопасности" и Постановлению Правительства Российской Федерации N 90 от 26.01.1998 "О реализации Указа Президента Российской Федерации" от 29.08.1997 N 950 "О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере".
Обязанность лиц, осуществляющих рыбопромысловую деятельность, соблюдать правила вылова (добычи) водных биоресурсов подразумевает соблюдение всех требований, предъявляемых к порядку организации и проведения данного вида деятельности.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" действие законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов распространяется на суда, находящиеся в открытом море, плавающие под Государственным флагом Российской Федерации и приписанные к портам Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Судно * " ***" имеет Государственный флаг Российской Федерации и приписано к порту Мурманск.
Таким образом, на судно * " ***" распространялись как нормы российского законодательства о рыболовстве, так и нормы международных договоров Российской Федерации, имеющих приоритетное применение.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.11.2010 г. N 27 "О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного (прибрежного) и других видов рыболовства" международные договоры Российской Федерации в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, а также о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов, то применяются правила международного договора (часть 2 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), статья 4 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов") (п. 2).
Административным органом установлено, что 07 августа 2015 года юридическое лицо СПК РК "Чапома" посредством судна * " ***" под управлением капитана судна " ... " осуществило перегрузку добытых (выловленных) разрешению N * и принадлежащих на праве собственности СПК РК "Чапома" водных биоресурсов на транспортное судно " *** ***" (коносамент *, * от 07 августа 2015 года.
При этом в нарушение требований Приложения N 11 к Протоколу 44 сессии Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству за 24 часа до начала осуществления указанной перегрузки водных биоресурсов сообщение в адрес контролирующих органов государственного флага -Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району не направлялось.
Факт состоявшейся перегрузки между промысловым судном * " ***" и транспортным судном " ***" подтверждается коносаментами *, * от 07.08.2015 г., ответом МФ ФГБУ ЦСМС от 25.09.2015 г. N *.
Отсутствие сообщения за 24 часа до совершения перегрузки подтверждается ответом заместителя начальника координационного отдела Пограничного управления N * от 15.10.2015 г., ответом Баренцево - Беломорского территориального управления федерального агентства по рыболовству N * от 19.10.2015 г.
В связи с этим обоснованным является вывод административного органа и суда о том, что СПК РК "Чапома" не направив за 24 часа до начала осуществления перегрузки водных биологических ресурсов с судна * " ***" на транспортное судно " ***", которая осуществлялась 07 августа 2015 года, сообщение в адрес контролирующего органа государства флага - Пограничное управление ФСБ России по западному арктическому району, тем самым нарушило требования Приложения N 11 к Протоколу 44 сессии Смешанной Российско - Норвежской комиссии по рыболовству.
Проанализировав приведенные нормы права и, оценив фактические данные по делу об административном правонарушении по правилам ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях юридического лица - СПК РК "Чапома" состава административного правонарушения по части 2 статьи 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Разрешая вопрос об административной ответственности юридического лица, судья исходил из того, что доказательств, свидетельствующих о принятии СПК РК "Чапома" необходимых и достаточных мер, направленных на предупреждение нарушений приведенных выше положений установленных требованиями Приложения 11 Протокола 44 сессии Смешанной Российско - Норвежской комиссии по рыболовству, не имеется.
При таких обстоятельствах бездействие юридического лица - СПК РК "Чапома" правильно квалифицировано по части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении СПК РК "Чапома" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности, установленного статьёй Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено виновному лицу в пределах, установленных санкцией части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.
Доводы жалобы об отсутствии вины в совершении административного правонарушения являются неубедительными.
Протокол 44 Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству подписан главой российской делегации - И.В. Шестаковым, представителем Российской Федерации в Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству, заместителем Министра сельского хозяйства Российской Федерации - руководителем Федерального агентства по рыболовству (л.д. 62-63).
В соответствии с ч. 3 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" международные договоры Российской Федерации заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями и иными образованиями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти или уполномоченных организаций (договоры межведомственного характера).
Согласно ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" международные договоры Российской Федерации межведомственного характера опубликовываются по решению федеральных органов исполнительной власти или уполномоченных организаций, от имени которых заключены такие договоры, в официальных изданиях этих органов.
Установлено, что в целях реализации решений 44 сессии СРНК издан приказ Росрыболовства от 19 ноября 2014 года N 849 "О мерах по выполнению решений 44-й сессии Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству", пунктом 4 которого Баренцево-Беломорскому территориальному управлению Росрыболовства приказано довести до сведения судовладельцев, в том числе и меры по контролю промысла в Баренцевом и Норвежском морях в 2015 году.
Во исполнение вышеуказанного приказа Росрыболовства СПК РК "Чапома" надлежащим образом уведомлялся о содержании Приложения N 11 ("Меры по контролю промысла в Баренцевом и Норвежском морях в 2015 года) к Протоколу 44 сессии СРНК.
Данный факт подтверждается копией информации Баренцево-Беломорского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 26 ноября 2014 г. N *, из которой следует, что на сайте Баренцево-Беломорского территориального управления Федерального агентства по рыболовству *** в разделе "Рыболовство" - "Норвегия" - "Общая информация" размещена, в том числе, информация о мерах по контролю промысла в Баренцевом и Норвежском морях в 2015 году, в том числе Приложение N 11 к Протоколу 44 сессии СРНК; копией сообщения о предоставлении информации Баренцево - Беломорского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 19 октября 2015 года N *, согласно которой Приложение N 11 к Протоколу 44 сессии СРНК было своевременно размещено на веб-сайте ББТУ, о чем все пользователи были проинформированы 26 ноября 2014 года электронной почтой. Поскольку свой адрес электронной почты СПК РК "Чапома" в адрес Управления не предоставлял, информация о мерах по контролю была направлена в адрес Союза рыболовецких колхозов Мурманской области, членом которого является СПК РК "Чапома".
Другие доводы жалобы направлены на иную оценку обстоятельств дела, иное толкование норм материального права, поэтому не могут повлечь отмену вынесенного по делу судебного решения.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Кандалакшского районного суда постоянного судебного присутствия в п.г.т. Умба Терского района Мурманской области от 10 марта 2016 года по делу об административном правонарушении, оставить без изменения, жалобу законного представителя СПК РК "Чапома" Гофмана Б.В. - без удовлетворения.
Судья
Мурманского областного суда А.П. Синица
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.